Найти в Дзене
Московская газета

Проблема содержания бездомных животных носит системный характер, но решение есть

   Проблема содержания бездомных животных носит системный характер, но решение есть
Проблема содержания бездомных животных носит системный характер, но решение есть

В ЦГК «Графит» в Москве прошёл фестиваль, организованный благотворительным фондом «Собаки, которые любят». На нём желающие могли стать новыми хозяевами собак и кошек, которые остались без дома и оказались под опекой волонтёров. В итоге дом обрели 10 собак и 16 кошек.

Фото: пресс-служба фестиваля "Собаки, которые любят"
Фото: пресс-служба фестиваля "Собаки, которые любят"

В фонде подчеркнули, что животных отдавали не первому встречному, а людям, которые действительно хотят завести питомца и готовы к этому, для чего с кандидатами проводились предварительные собеседования. Некоторые выбрали себе собаку или кошку заранее, по фотографиям, и приехали на фестиваль за конкретным животным, а кто-то сделал спонтанный выбор.

Фото: пресс-служба фестиваля "Собаки, которые любят"
Фото: пресс-служба фестиваля "Собаки, которые любят"

Похожие мероприятия, на которых волонтёры ищут новых хозяев для бездомных животных, регулярно проходят и в других городах России. Так, в начале ноября фестиваль «Найди друга» состоялся в Санкт-Петербурге. Там волонтёры также отдавали в добрые руки собак и кошек из городских приютов. Фестиваль WOOF, организуемый Фондом помощи бездомным животным «Ника», проходит ежегодно в разных городах. В 2023-м мероприятие принимал Новосибирск, а до этого забрать домой питомца или помочь приютам получали возможность жители Москвы, Петербурга, Ростова-на-Дону и Краснодара. За годы проведения фестиваля найти дом удалось более чем 1300 собакам и кошкам. Однако волонтёры с сожалением отмечают, что сейчас брать животных из приюта стали меньше.

Зоозащитница, волонтёр из Подмосковья Марина Захарова в беседе с «Московской газетой» отметила, что у многих россиян сложился стереотипный негативный образ приюта для животных, который надо менять, в том числе проводя регулярные публичные мероприятия.

«У большинства приют ассоциируется с полузаброшенным помещением, где в клетках сидят агрессивные выловленные с улиц собаки. На самом же деле это такой же питомник, но без привязки к породе. Выбор собаки из приюта — это не только акт доброты и сострадания, но и выгодное решение для будущего хозяина. Во-первых, в приюте обитают собаки разных размеров, пород и возрастов, что позволяет выбрать питомца, идеально подходящего к своим желаниям и условиям жизни. Во-вторых, собаки из приюта уже прошли социализацию и могут быть готовыми к жизни в домашних условиях. Они часто знают базовые команды, а также привыкли к посещению ветеринара. Это экономит время и усилия нового хозяина на тренировку и адаптацию питомца», — рассказала Марина Захарова.

Она также напомнила, что многие частные приюты существуют на деньги их создателей и нуждаются в государственной и общественной поддержке.

«Пакет корма по цене чашки кофе позволяет обеспечить питанием собаку среднего размера на 2-3 дня. Хочется, чтобы помимо палаток с напитками в парках были пункты, где можно было бы пожертвовать корм или средства для животных, а также познакомиться с теми, кто ждет этой поддержки», — заключила волонтёр.

К слову, приюты действительно бывают разными, и далеко не все из них не то, что соответствуют светлому образу благотворительного учреждения, но и вообще пригодны для пребывания животных. Риски ненадлежащего обращения с животными особенно велики, если приют создан не повелению сердец волонтёров, а исключительно для получения госфинансирования.

В начале этого года в Ейском районе Краснодарского края обнаружили приют для собак, больше похожий на концлагерь. Сотрудники не обеспечивали животным ни нормальным питанием, ни проживанием в приемлемых условиях. Часть животных смогла сбежать и стаями бродила по окрестностям в поисках пищи. Учреждения, в которых собаки и кошки голодали и умирали без надлежащей помощи, зоозащитники находили в Красноярском крае и в Астрахани. Когда очередная шокирующая ситуация получает широкую огласку, правоохранительные органы начинают проверку, а оставшихся в живых обитателей таких «приютов» забирают к себе неравнодушные граждане. Однако очевидно, что проблема содержания безнадзорных животных носит системный характер и требует к себе повышенного внимания государства.

Больше двух лет назад комитет Госдумы по экологии предлагал выделить отдельное финансирование на строительство приютов в рамках нацпроекта «Экология». Директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых территорий Минприроды Владимир Строганов тогда признавал, что не у всех субъектов РФ есть финансовые возможности строить и содержать достаточное количество приютов. А их по стране требовалось около 70 тысяч, так как общее количество бездомных животных оценивалось в 735000. Впрочем, действительно достоверной статистики в данной сфере, судя по всему, вообще нет. В докладе Общественной палаты, появившемся в октябре, говорится, что в большинстве регионов объективный мониторинг численности безнадзорных животных не ведётся, а власти не анализируют поступающие от граждан жалобы. Организации, которым поручают вести такой подсчёт, зачастую сами заинтересованы в определённом результате. Общественная палата порекомендовала создать специальный орган по обращению с безнадзорными животными и определить федеральные целевые показатели в данной сфере. Однако и эта рекомендация, как и призыв к кардинальному увеличению финансирования приютов, остаются лишь на бумаге.

Зато был найден куда более простой и примитивный способ решения проблемы бездомных животных. Весной Госдума приняла соответствующие поправки, позволяющие умерщвлять агрессивных особей вместо их пожизненного содержания в приютах. Параметры агрессивности и другие нюансы разрешено определить региональным властям. И некоторые субъекты не преминули воспользоваться новыми возможностями. К примеру, в Бурятии решили вообще не оценивать агрессивность бездомных собак. По новому законодательству их можно усыплять просто по причине невостребованности. Если в течение 30 дней собака, содержащаяся в приюте, не обретает нового хозяина, её разрешено усыпить. Региональные власти сочли это более гуманным, чем оставлять животных на улице. О том, чтобы профинансировать большее количество приютов, речь, видимо, тоже не идёт.

Новые нормы подверглись критике со стороны экспертов и зоозащитников. Понятно, что разрешение усыплять бездомных собак стало реакцией на нападения агрессивных особей на людей, которые вызывали большой резонанс в обществе. Но до 2018 года отстрел также был разрешён и активно применялся, однако проблема никуда не исчезала.

Руководитель челябинского приюта «Наш дом» Полина Кефер объясняла, что на месте умерщвлённых собак появятся новые. Таковы законы природы: на сколько хватает ареала обитания и кормовой базы, столько и будет уличных животных.

Усыпление в этом случае не только жестоки, но и совершенно неэффективны. В том же Челябинске ещё до федерального запрета волонтёры договорились с городскими властями о прекращении отстрела и стали забирать отловленных животных, стерилизовать их и затем либо оставлять в приюте, либо искать для них новых хозяев. Затем появилась программа ОСВВ (Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат), и в тех регионах, где она качественно реализовывалась, жалоб на бродячих собак становилось существенно меньше.

Кефер добавила, что решением проблемы может стать жёсткая ответственность для владельцев домашних животных. Ведь пойманные и стерилизованные собаки размножатся не могут, однако уличные стаи пополняются теми животными, которых выбросили хозяева. Если ввести соответствующий учёт и суровое наказание за выброс животного на улицу, приток бездомных собак будет сведён к минимуму.

Менеджер по созданию дог-френдли-среды в Татарстане Дарья Раек также опровергала распространённое мнение о том, что программа ОСВВ слишком затратна, а возможность усыплять бездомных животных более целесообразна с экономической точки зрения. Она приводила пример Санкт-Петербурга и констатировала, что тесное сотрудничество властей с волонтёрами позволяет и избежать убийств, и существенно сэкономить бюджетные средства.

Однако очевидно, что одним частным благотворителям и волонтёрам с этой задачей не справиться. Необходима активная помощь федеральных и региональных органов власти, а поскольку сегодня появился радикальный, а потому для многих более заманчивый способ решения проблемы бродячих животных, возможности для такого эффективного сотрудничества оказались ограничены.