Сегодня расскажу о человеке, который вот уже несколько лет является помощником Музея КАМАЗа, который передал нам большое количество ценных и уникальных документов, который всегда готов помочь в установлении исторической правды.
Курдин Пётр Геннадьевич родился 20 декабря 1948 года в посёлке №1 Поломского района Кировской области.
В 1950 году семья Курдиных переехала в Арзамасский район Горьковской области, где в 1964 году в селе Выездном Пётр Геннадьевич закончил 8 классов средней школы №6.
С 1966 по 1971 год Курдин П.Г. учился в Горьковском политехническом институте. Вот как он сам рассказывает об этом периоде своей жизни: «С первого семестра I курса мне пришлось самоутверждаться, ведь в 1966 году было два выпуска одновременно 10 и 11 классы, полгруппы было выпускников элитных Горьковских школ. На 9-ой и 16-ой неделях были коллоквиумы (так называемые), при сдаче их на 4 и 5 экзамен был «автоматом». На 9-ой неделе сдавали «начерталку», коллоквиум принимал аспирант, ну и поставил он мне тройку, я возмутился, пошёл к заведующему кафедрой Станкову С.С., он выслушал меня и дал мне новую задачку, я её сходу решил и получил четвёрку. Это был у меня не единственный случай самоутверждения по жизни. По учебным итогам первого семестра 1966-1967 года наша группа заняла первое место в социалистическом соревновании среди групп I курса всего института и лучшие пять студентов нашей группы получили право на двухнедельную поездку в Польшу летом 1967 года. Я попал в это число и для меня, деревенского пацана, это было счастьем.
Моя напряжённая учёба была неразрывно связана с общественной, я избирался секретарём бюро ВЛКСМ машиностроительного факультета, занимался в кружке юного лектора у доцента Васяева, проводил лекции в подшефных предприятиях «Маяк», «Красный Октябрь». Но наибольший воспитательный эффект на меня произвели три трудовых семестра в болотах, тайге и на строительных объектах в районах городов Ухта и Вуктыл Коми АССР в 1968 (боец), 1969 (бригадир) и 1970 (комиссар) годах».
После окончания института Курдин П.Г. по распределению, в октябре 1971 года отправился в Набережные Челны, на КАМАЗ. Но по распоряжению Баруна Владимира Наумовича – главного конструктора КАМАЗа, собиравших в Москве всех молодых специалистов, имеющих направление в конструкторскую службу по автомобилям, Пётр Геннадьевич отправился в столицу. В период с 1971 по 1974 год Курдин П.Г., будучи инженером -конструктором 3 категории УГК КАМАЗа, работал на ЗИЛе в лаборатории гидрорулей и гидроподъёмных приводов.
После переезда сотрудников УГК КАМАЗа из Москвы в Набережные Челны, состоявшегося в октябре 1974 года, Курдин П.Г. продолжил работу по испытанию гидрорулей. Вновь слово Петру Геннадьевичу: «Самое яркое событие в моей производственной камазовской биографии произошло в период подготовки к пуску главного сборочного конвейера КАМАЗа и началось это в декабре 1975 года. Все подразделения КАМАЗа, каждый завод готовил свои узлы. Мы в УГК работали по своим направлениям: гидрорули и насосы ГУР на КАМАЗ поставлял Борисовский завод «Автогидроусилитель». И я решил, как сердце чуяло, проверить их работоспособность и качество изготовления. Зашёл к главному конструктору, высказал свои сомнения, он переговорил с заместителем директора по качеству автомобильного завода Гужавиным Павлом Ивановичем, который отдал мне два ГУРа в деревянных ящиках (так они поступали из Борисова). Мы сняли с них внешние характеристики на самодельном стенде, который нарисовали в КИБе сами и изготовили в экспериментальном цехе, разобрали, промыли и отдали в БТК экспериментального цеха с микрометражными картами, которые в нескольких экземплярах привёз из лаборатории рулей и гидравлики экспериментального цеха ЗИЛа. Через неделю начальник БТК Чукомин Александр Иванович выдал результаты микрометража, отклонений от чертёжных размеров было море, я ведь и рабочие чертежи (комплект) привёз с ЗИЛа. Я - к Баруну В.Н., он посмотрел, проанализировал данные с конструкторами и доложил техническому директору Плахову Анатолию Максимовичу, тот - генеральному директору КАМАЗа Васильеву Льву Борисовичу. Дело приняло серьёзный оборот! «Автогидроусилитель» поставил уже на КамАЗ 1 750 штук ГУРов. Васильев Л.Б. доложил министру автомобильной промышленности СССР Полякову В.Н.. Виктор Николаевич не поверил нашим результатам и распорядился доставить пять ГУРов в состоянии поставки в лабораторию рулей и гидравлики ЗИЛа, в которой я проходил недавно стажировку. Погрузили пять ящиков с ГУРами на арендованный ЯК-40 и доставили на ЗИЛ. Меня в лаборатории встретили как родного. Я им рассказал, что выявил шесть критических дефектов, они выслушали меня и сказали, чтобы я погулял недельку по Москве, а они без меня всё посмотрят. Через неделю прихожу, начальник лаборатории говорит, что дефектов они обнаружили не 6, а 7 и похвалили за то, что я их не подвёл. Итог вышел справедливый, министр сменил руководство завода «Автогидроусилитель», они прислали бригаду слесарей со стендом своим, сертифицированным, аттестованным и полгода перебирали эти ГУРы. Вот так».
Но общественная работа брала своё. Вот так о том периоде вспоминает сам Пётр Геннадьевич:
«Мы с кипучей энергией окунулись в общественную деятельность, создали комсомольскую организацию, Совет молодых специалистов, жилищно-бытовую комиссию в профкоме УГК для решения жилищных вопросов семейных молодых специалистов. Устраивали субботники по посадке деревьев, ведь в Новом городе практически не было деревьев. Разобравшись с делами в экспериментальном цехе УГК, мы ринулись реализовывать свои задумки по совершенствованию конструкции автомобилей КАМАЗ».
В период с апреля 1976 по март 1981 года Курдин П. Г. работал сначала инженером-конструктором 2 категории в КИБ рулевого управления и гидравлики конструкторского отдела по доводке агрегатов шасси, потом инженером-конструктором 1 категории в КИБ по доводке электроники, затем был назначен заместителем начальника отдела специсследований и доводки УКГ КАМАЗа.
При этом в этот же период времени он был секретарём комитета ВЛКСМ УГК КАМАЗа (1976-1978), заместителем секретаря партийного бюро УГК КАМАЗа (1979-1980), а в период с марта 1981 по апрель 1983 год уже освобождённым секретарём парткома УГК КАМАЗа.
С апреля 1983 по май 1989 года Курдин П. Г. работал инструктором отдела оборонной промышленности Татарского обкома КПСС, по роду своей деятельности курировал КАМАЗ, ЕЛАЗ, ТАТЭЛЕКТРОМАШ, ряд оборонных заводов, НИИ и конструкторских бюро ТАССР. Как он сам неоднократно сегодня подчеркивает, его уход в Казань был с единственной целью – помочь конструкторам КАМАЗа построить свой собственный инженерный центр (О начале его строительства ранее рассказывал здесь - https://dzen.ru/media/id/5f86bca34872967f57b4efa2/v-etot-den-45-let-nazad-bylo-nachato-stroitelstvo-ntc-648162441f879c1f5862d324)
В мае 1989 года Курдин Пётр Геннадьевич был назначен заместителем начальника управления экспериментально-исследовательских работ по стендовым испытаниям автомобилей в Научно-техническом центре КАМАЗа..
С июня 1995 года по январь 1997 года Курдину П. Г. в должности заместителя начальника управления экспериментально-исследовательских работ по развитию в НТЦ КАМАЗа, пришлось командовать коллективом в 150 человек на сдаче автомобилей на автосборочном заводе КАМАЗа. Ведь, после пожара на заводе двигателей в 1993 году, в условиях разваленного СССР руководство КАМАЗа вынуждено было предпринимать непопулярные решения. Из-за неритмичного обеспечения комплектующими автомобили на конвейере собирали полу-комплектными и отправляли на склад, а затем по мере поступления дефицита «полуфабрикат» затаскивали в корпус и доукомплектовывали, «оживляли» и сдавали в сбыт.
После реорганизации НТЦ в марте 1997 года Курдин П.Г. был назначен первым заместителем генерального директора фирмы «КАМАЗтехобслуживание» - управляющим автоцентрами КАМАЗа. В то непростое время Петру Геннадьевичу удалось собрать в составе и вокруг фирмы «КАМАЗтехобслуживание» около 120 камазовских автоцентров, перерегистрировать фирму из Подмосковья в Набережные Челны и совместно с вновь созданной торгово-финансовой компанией КАМАЗа развернуть сервис старого парка и новых моделей автомобилей КАМАЗ не только на территории СНГ, но и в дальнем зарубежье. В период с 2000 по 2003 год он работал заместителем генерального директора по техническому обеспечению автоцентров и дилеров КАМАЗа.
В 2004-2008 года, работая директором департамента организации обучения и качества фирмы «КАМАЗтехобслуживание», Курдин П.Г. много сделал для создания системы обучения работников камазовских автоцентров, издал несколько книг-пособий по устройству различных автомобилей КАМАЗ.
Прочтите его рассказ об этом, опубликованный в газете «Вести КАМАЗа» от 28 июня 2007 года».
В марте 2008 года Пётр Геннадьевич был переведён в торгово-финансовую компанию КАМАЗа на должность заместителя директора департамента по подготовке сервиса.
В апреле 2014 года Курдин П. Г. уволился с КАМАЗа и стал преподавать в КФУ на кафедре «Эксплуатация автомобильного транспорта» в Набережных Челнах. Между прочим, он и сегодня продолжает передавать свои знания студентам Набережночелнинского филиала КФУ.
И ещё один факт. После распада Советского Союза и ельцинского запрета КПСС Курдин Пётр Геннадьевич активно участвовал в воссоздании городской организации коммунистов, являлся членом Набережночелнинского горкома коммунистической партии Республики Татарстан, членом Татарстанского республиканского комитета КПРФ, принимал участие в выборах и в качестве кандидата в депутаты горсовета и члена избирательных комиссий при проведении выборов самого различного уровня.
Курдин Пётр Геннадьевич награждён орденом Знак Почёта (1981), знаками «Победитель социалистического соревнования» (1974, 1979, 1980).
И напоследок, две цитаты от Курдина Петра Геннадьевича:
«Мы ехали в Набережные Челны потому, что здесь был простор, возможность себя показать и проявить, продвигаться профессионально и по служебной лестнице, реализовать свой потенциал и амбиции. Это всё было возможно только на КАМАЗе.»
«Камазовские будни всегда были и есть многогранны, к чему не прикоснись – всё значительно!»
С днём рождения, Пётр Геннадьевич!