Найти тему

«Марин, а не построить ли тебе дом?». Всё начинаетсяс малого: с авантюрной мысли, что долго будет сидеть в голове.

Так, 51-летняя Марина Михайловна Солопова из с. Михайловского начала строить свой дом.

Чем крепче нервы, там ближе цель!

Наша собеседница родилась в Михайловке, но выросла в Гурьевске, куда уехали родители. Вернулась женщина на малую родину с мамой, будучи сама дважды матерью. Они снимали дом.

- Потом встретила мужчину, прожила с ним восемнадцать лет. Пришла к нему, а когда разошлись, получается, осталась без угла, - рассказывает Марина Михайловна. - Родственница подсказала построить свой дом. Я бы может и не взялась, если бы сын не работал в строительной сфере. Но без финансовых возможностей ничего не построить, поэтому на съёмном жилье завела много животных. Держала корову, тёлочку, трёх бычков, по шесть голов поросят (последний раз восемь было), уток и кур. С чего-то же надо начинать. За помощью обратилась к нашему депутату, своему работодателю - директору ООО «Михайловское» Алексею Леонидовичу Филимонову. Спасибо ему огромное, дай бог здоровья – всё что получилось благодаря поддержке с его стороны. Например, помог мне с брусом - за него рассчитываюсь в рассрочку. Всегда интересовался, как идут дела, и нужно ли мне что-то. Конечно, брала и подработки, старалась заработать как можно больше.

Все три года, что строился дом, женщина как можно много трудилась. Этой зимой подрабатывала поваром. В период уборочной рабочий день длится и до двух часов ночи. Деньги на строительные материалы она откладывала и с зарплаты, и с продажи мяса. В силу своих возможностей старалась строить дом. Вот, как пример на юбилей был подарок деньгами – купила на них железную дверь.

- Корова тоже уже ничего не понимала (то в два ночи подою, то в пять утра) - шутит наша собеседница. - Многих я шокировала, но шла вперёд, не сдавалась. В один момент подкосила меня, конечно, пневмония. Лес нужно вывозить зимой, а у меня большой двор, который надо чистить после работы от снега. Переживала, что его в любой день привезут, а у меня там сугробы. Не знаю, откуда брала силы. Наверное, думала, что мои проблемы никому не нужны. Знала, что должна идти кормить своих животных, доить бурёнку - и я шла. Подою, подою корову, остановлюсь, упрусь головой ей в бок и снова дою. Но нашлись люди, которые помогли: моя сноха по брату Галина Васильевна. Она тоже с давлением и высоким сахаром, но приходила и управлялась. Ей помогал сын родственников Роман. Очень благодарна за их помощь. Мои коллеги из офиса приходили в обед, приносили гостинцы. В больнице пролежала недели две, но справилась. Когда меня выписали, не могла даже обуться. Брат приехал забирать, а меня шатает из стороны в сторону. Он видит моё состояние и говорит: «Марин, придётся, наверное, с животными твоими расставаться». Приезжаем домой, а человек, у которого снимала дом, тоже родственник - Анатолий, чистит навоз в сарае. Он же мне помогал правильно складывать брус, чтобы тот просыхал.

Беда не приходит одна, видать, недаром появилась пословица. Тяготы свалились на Марину Михайловну в самый ответственный момент. Сначала она заболела, а потом умер старший сын. Односельчане помогли справиться с горем, поддержали женщину: кто словом, кто делом.

- Была ошарашена, что столько людей откликнулось. Я даже на человека не думала, что он может мне как-то симпатизировать, - делится воспоминаниями наша собеседница. - Поступали звонки, спрашивали, привязан ли у меня номер телефона к карте. Кто бы сколько ни отправил - это огромная помощь. Спасибо всем людям, что не дали мне сдаться.

Мечты должны сбываться

В первую зиму Марина Михайловна накопила строительные материалы для крыши, гвозди, саморезы, прокладки между брусом, шканты. Этого всего нужно было заготовить много, чтобы сын приехал и сразу собрал сруб под крышу. И он это сделал: буквально за два дня вместе с другом, в четыре руки, собрали дом. Видимо, работать в турбо-режиме - это у них семейное. Этой осенью наша собеседница наконец справила новоселье.

- Мне до сих пор не верится, что я в своём доме. Кажется, всё своими руками делала, но не надышусь, не успокоюсь, что это именно – моё. Порой думаю: господи, я бы просто вот так целый день сидела дома. Просто дышала домом. Я всегда мечтала, чтобы у меня были туалет и ванна - всё благоустроено. На соседней улице, через дорогу, проводили воду, и ко мне, сказали, заодно тоже протянут. А рабочие ни в какую не хотели. Я в панике, слёзы льются, думаю, сейчас они всё сделают, а я останусь без воды. Дело в том, что водопровод прокладывали на другой стороне, кто же даст ломать асфальт. Наняла людей, чтобы экскаватором вырыли траншею и сделали прокол под водопровод. Как только увидела воду, была на седьмом небе от счастья! Но не успела нарадоваться, как вижу - во все стороны свищет вода. Обратилась за помощью к бывшему мужу и его другу. Слава богу, они мне всё провели. Новая эпопея началась с котлом. Я им до сих пор не могу овладеть, не получается протопить дом. Уже разговариваю с ним: «Ну что, дорогой, будем топиться? Я всё равно одолею тебя». В прошлом году, осенью, мне установили батареи и подключили к котлу. И, видимо, что-то неправильно сделали. Сколько уже приходило специалистов, каждый говорит, что до него сделали что-то не так. У меня уже было желание - сложить посередине комнаты русскую печь, чтобы наверняка не замёрзнуть. Сама на работе, всё по телефону, ключи у соседки, просила Людмилу Ивановну открывать дом. Последний мастер сказал, что котёл у меня замечательный, вообще не понимал, что я от него хочу. Говорил, что надо выход трубы под углом 45 градусов сделать. Установила регистры, чтобы увеличить объём воды в системе, и теперь он работает как надо. Победила его. Сложно всё-таки без мужчины, когда вот такие вопросы появляются, - делится пережитыми трудностями уже с улыбкой на лице Марина Михайловна. – Ещё мне неправильно фундамент залили: получилось, что осталось два метра. Я сделала пристройку - котельную (это небольшая отдельная комнатка с котлом) и коридор. Хочу ещё балкон. Он как раз в проекте: буду устанавливать в комнате на втором этаже. За эту зиму планирую её утеплить. Сейчас в доме есть зал, кухня, санузел и хозяйственный блок. Так получился мой нынешний домик. Ещё у меня по плану баня, хочется и её построить.

Женщине осталась внутренняя и внешняя отделка дома. За зиму она собирается закупиться строительными материалами, чтобы обшить фасад сайдингом.

- Дом снаружи я вижу в светло-серых или тёмно-серых тонах, а углы и фундамент сделаю цвета бордо, в тон крыше, - рассказывает о планах наша собеседница. – О том, как он будет выглядеть внутри, ещё даже не думала. На данный момент вообще ничего не хочу: ни гипсокартон, ни штукатурку. Нравится дерево, хотела бы сохранить его. Есть, конечно, евровагонка, но мне она не под силу, цена неподступная. Единственное, если только отшлифовать внутрь стены и залакировать. Мне кажется, в таком доме прям отдыхаешь. Чувствуется свобода, единение с природой. Даже подруга приходила, говорила, что запах другой. Первоначально лесом пахло. Звала ночевать в новом доме. Вот выхожу в хозяйственный блок, а там открывается вид на лесочек, и перед глазами встают пейзажи художников.

Привет, комбайнер!

До этого времени наша собеседница работала в детском саду. Очень любила свою профессию и время, проведённое с ребятишками. Но воспитателю необходимо высшее образование, которое получить она не могла из-за ослабленного зрения. Так нашла работу на сельскохозяйственном предприятии – весовщиком.

- Очень тяжело дался уход. Разрыв был болезненным. Возвращалась домой, шли малыши из садика. Увидят меня, руки размахнут и бегут, а у меня слёзы льются. Они в недоумении смотрят, почему слёзы-то, а мне до того больно было, - вспоминает Марина Михайловна. – Уже отвыкла, успокоилась, приняла. Прикипела к новой работе. Мне кажется, нет лучше времени года, чем осень – люблю уборочную - это моё. Встречаю машины, нравится, что они едут полные зерна. Я и кричу им, и машу. Сейчас меня назначили начальником сушилки, а когда только начинала, зерносушильный комплекс восстанавливали. Мне всё это так дорого. Предложи мне сейчас другую работу – не пойду никуда. Устаю, конечно, но душа на работе радуется.

Если счастлив сам – счастьем поделись с другим

После стольких хлопот, переживаний, трудностей, сейчас, пройдя весь путь, Марина Михайловна чувствует себя счастливой. Подход к жизни у неё такой: нет проблемы, которая не решалась бы.

- Приезжала ко мне в гости бабулечка Надя, она напротив школы живёт. Мои родители дружили с её семьёй. Когда к ней дочь приехала, она попросила отвести её ко мне. Слышу, в огороде меня кто-то зовёт. Я вообще не ожидала. Бабушка заходит, а она передвигается с палочкой, но тут прям бегать стала и восхищаться. А здесь ещё ничего не было, дом абсолютно пустой, только стены. Я смотрела на неё и всё думала, только бы она не упала. Очень приятно было от такой бескорыстной радости за меня. Спасибо всем людям за душевную помощь и моральную поддержку. Раньше даже не понимала важности друзей, не думала о том, насколько они нужны – а без них никуда, оказывается. И у меня их достаточно.

В свободное время наша собеседница любит вязать варежки, носки, подследники, шапки. И дарить их тем людям, которых любит. Недавно начала коллекционировать старинную утварь.

Построить дом, посадить дерево, вырастить сына. Эти цели ставят обычно мужчине. Марина Михайловна вырастила не одного, а двух сыновей. Построила дом. Скорее всего у неё на участке появятся и деревья, и цветы. Да уж, есть женщины в русских селеньях.

Ирина БУЦКИХ.

Фото автора.