Страшный по своей силе огненный факел разрезал небо под Куйбышевом в ноябре 1955 года. По рассказам очевидцев, в то утро жители села Киндяково в ужасе искали спасения в открытой степи. Люди были напуганы мощным взрывом и появившимся вслед за ним столбом пламени, бившем из земли в небо.
27 ноября 1955 года на буровой № 1 треста "Нефтеразведка" объединения "Куйбышевнефть" в Красноярском районе, которая находилась в 2 километрах от деревни Киндяково, произошли сильнейшие взрыв и пожар.
ОСЛЕПЛЁННЫЕ УСПЕХОМ
Боровая №1 у села Киндякова была заложена 7 октября 1955 года. К тому моменту предполагалось, что нефть пролегает на глубине 2300 метров. Спустя 2 недели, 21 октября 1955 года, на отметке в 1535 метров началось интенсивное выделение газов. Когда бур прошёл еще 42 метра, на отметке 1577 метров случился прорыв нефти в ствол скважины. Как позже будут отмечать свидетели всего происходящего, многие с того дня были ослеплены невиданной удачей, а вместе с этим на станции упали и дисциплина, и ответственное отношение к вопросам безопасности.
24 ноября 1955 года произошёл очередной выброс газа. К скважине незамедлительно был направлен пожарный расчет. Прибывшие к месту огнеборцы потребовали в целях безопасности незамедлительно убрать все разливы нефти, которые обнаружили около буровой. Но их требование выполнено не было. Забегая вперёд отметим, что это нарушение было не единственным. Так, например, вполсдествии Госкомиссия выяснит, что глиняный раствор, который закачивался в скважину, имел меньшую плотность, и в пиковый момент грунт попросту не выдержал напора нефтяных газов.
РОКОВОЙ ДЕНЬ
27 ноября 1955 года в 8 часов 30 минут на буровой № 1 треста "Нефтеразведка" объединения "Куйбышевнефть" в Красноярском районе, которая находилась в 2 километрах от деревни Киндяково, произошли сильнейшие взрыв и пожар.
Из спецсообщения исполняющего обязанности начальника управления МВД Куйбышевской области полковник Паутова:
«Шесть рабочих бригады бурильщиков получили незначительные ожоги лица. Буровая со всем оборудованием сгорела. На устье скважины остались два превентера, на них лежит ротор и остался конец квадрата с вертлюком. Столб горящего газа и нефти имеет диаметр до 8 метров, высоту 45-60 метров»
К месту пожара незамедлительно были высланы силы пожарных команд из Куйбышева. Стоящая перед ними задача заключалась в ограничении распространения огня по поверхности земли и создании зоны безопасности для деревни Киндяково.
ОГОНЬ
У огня всегда свои планы на его дальнейшее распространение. Он не ждёт пожарных, не считается с жизнями людей, не останавливается перед возведёнными перед ним строениями и преградами. Ещё до прибытия подразделений пожарной охраны огонь стремительно распространился на деревянное общежитие рабочих. Здание размером 18 на 6 метров находилось в 90 метров от скважины. От мощного теплового излучения постройка вспыхнула буквально за считанные минуты и целиком сгорела еще до приезда пожарных. И, несмотря на то, что шестеро рабочих-нефтяников успели выскочить наружу, всё же получили ожоги различной степени тяжести. Не смогли они спасти и свои вещи. Но их сохранённые жизни можно было отнести к их второму рождению. Ведь тепловое излучение огненного фонтана оказалось настолько мощным, что поджигало валежник и другие остатки растительности по склонам соседних оврагов, расположенных порой за сотни метров от огня.
Зима 1955-1956 годов выдалась непростой - многоснежной и суровой. И началась она, по нынешним меркам, достаточно рано. Уже в ноябре ночные морозы доходили до 30 градусов. Накануне происшествия на протяжение нескольких дней шёл густой снег. Дороги были засыпаны снегом и, конечно, и речи не шло об их своевременной расчистке. Понадобилось два дня, чтобы личный состав пожарной охраны и специальная техника из Куйбышева смогли быть направлены к месту пожара. Всё это время дорожная снегоочистительная техника прокладывала через сугробы магистраль длиной 57 километров.
Уже позже специалисты объединения «Куйбышевнефть» определят, что во время пожара Киндяковская скважина фонтанировала с давлением 35-40 атмосфер при внутреннем пластовом давлении порядка 180-190 атмосфер. Горящая нефть рвалась из-под земли наружу с оглушающим ревом и грохотом, который, по свидетельствам очевидцев, напоминал звук близкого водопада или реактивного истребителя на взлете. При этом тяжелые нефтяные фракции, которые не успели сгореть в факеле фонтана, в виде капелек выпадали на землю в радиусе до 250 метров от факела по направлению ветра. Эта выпавшую нефть то и дело загоралась от теплового излучения фонтана, способствуя тем самым расширению очага пожара.
Но и на этом опасности от огня не заканчивались. Часть горящего продукта стекала вниз по склону, в сторону реки Сок, а несгоревшая нефть, достигнув дна соседнего оврага, накапливалась в его русле, образуя постепенно растущее чёрное озеро. Селу Киндяково, расположенному всего в 2,5 километрах от буровой, угрожали не только ревущее пламя и растекающаяся нефть, но и регулярно повторяющиеся выбросы пластовых газов. Для специалистов было очевидно, что в случае бокового прорыва скважины под действием ветра газовое облако обязательно прошло бы через эту деревню.
Поэтому неудивительно, что самые первые пожарные расчеты, прибывшие на место происшествия, тут же смогли убедиться, что имеющимися у них силами с ревущим столбом пламени справиться будет невозможно. Но, несмотря на пугающее зрелище, в первую очередь огнеборцы потушили горящие пятна нефти, которые взрывом разметало на сотни метров вокруг. Это было сделано вовремя, потому что в некоторых местах огненные ручейки, сумевшие уйти в соседний овраг, по его руслу уже устремились в сторону Киндяково.
На месте пожара было сосредоточено 26 оперативных отделений пожарных из Куйбышева, по два оперативных отделения из "Куйбышевгидростроя" и "Ставропольнефти", а также три специальных пожарных подразделения. Пожар был разбит на четыре боевых участка.
Вокруг буровой вырыли два котлована для воды по 5000 кубометров каждый. Кроме этого требовалась расчистка устья скважины. Для выполнения этой задачи были привлечены артиллерийские подразделения Приволжского Военного округа.
Как отмечал ветеран пожарной охраны, майор внутренней службы А.Д. Тамаров, который был непосредственным участником тушения скважины, снега по обеим сторонам проложенной магистрали было так много, что колонна пожарных машин порой двигалась словно бы в тоннеле. А высокие холмы сплошного снега на некоторых участках дороги полностью закрывали для водителей боковой обзор.
«Но гораздо больше мне запомнилось другое зрелище. Наша колонна еще не добралась до Красного Яра, а высоко над горизонтом стало уже отчетливо видно ярко-рыжее зарево, постепенно растущее и закрывающее собой половину неба. Потом мы увидели, что по мере приближения к горящей буровой снежный покров заметно уменьшался, а в километре от ревущего фонтана из-под снега уже были видны замерзшие земляные кочки после осенней пахоты. К моменту нашего прибытия в радиусе километра от горящей скважины снеговой покров исчез почти полностью. Нас всех оглушил шум и гул бурлящего огненного фонтана, который нарастал по мере приближения к нему, при чём в воздухе ощущалось заметное потепление. Когда же после 30-градусного мороза мы, наконец, вступили на теплую, а местами и вовсе горячую землю, то в некоторых местах заметили пробивающиеся наружу зелёные травинки. Такой оказалась сила теплового излучения, идущего со стороны пылающего нефтяного факела»
6 декабря в 16.00 началась подача воды в горящую скважину. Пожарные подавали воду из 10 лафетных и 18 ручных стволов. Но желаемого результата это не принесло. Бойцы пожарной охраны попросту не могли подойти к скважине близко – защитные костюмы с асбестовыми щитами и накидками не спасали пожарных от огненного ада.
10 декабря была предпринята вторая попытка тушения огня. Но теперь вода подавалась из 15 лафетных и 10 ручных стволов, а также из гидромониторов. Но и в этот раз усилия огнеборцев подверглись неудаче.
ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ
В начале декабря в Куйбышев прибыл старейший работник советской пожарной охраны, доктор технических наук, инженер-полковник Граздан Мушегович Мамиконянц. Он был автором взрывного метода ликвидации пожаров на газовых и газонефтяных месторождениях. После долгих и продолжительных обсуждений, к 20 декабря был утверждён план пожаротушения, разработанный Гразданом Мушеговичем.
Была сформирована группа из 16 солдат и двух офицеров. Были подготовлены 8 лафетных стволов и 16 ручных для охлаждения территории. 5 стволов были поставлены на вторую линию для защиты первой. К скважине был построен рельсовый путь.
В 4.30 началась подготовка к взрыву, а в 5.45 пожарные покатили тележку с 320-килограммовым зарядом в огонь. За 50 метров до скважины был создан специальный окоп, оказавшись рядом с которым пожарные тут же в него прыгнули, а тележка уже сама покатилась в огненную пропасть. Прогремел взрыв. Пламя оторвалось от нефти. В ту же секунду в скважину ударили водой лафетные и ручные стволы.
ЛЁД
"Едва в предрассветном небе погасли последние сполохи пламени, как над местом тяжелого многодневного сражения с рвущимся из-под земли огненным зверем, перекрывая рев фонтанирующей нефти, раздалось мощное троекратное "Ура!". Это кричали сотни куйбышевских пожарных и рабочих объединения "Куйбышевнефть", которые приветствовали свою долгожданную победу над стихией"
Погасло зарево огня. Стих гул огненного фонтана. В мгновение жар сменился лютой зимой. Все, кто были в тот момент неподалеку от скважины, резко ощутили тридцатиградусный мороз. За время бушевавшего пожара по бокам оврага появилась сплошная зелёная трава. Уже в ближайшие пару часов на этом самом месте появились высокие снежные сугробы, которые намела непрекращающаяся метель.
В считанные минуты на пожарных обледенела боевая одежда, покрылось льдом и пожарно-спасательное снаряжение. Некоторые попросту не могли передвигаться без чужой помощи, так как толстая ледяная корка, покрывшая боёвки, в буквальном смысле сковывала движения бойцов. Победа над пламенем была завершена, но впереди пожарных ждала не менее тяжёлая борьба со льдом. До рассвета бойцы пожарной охраны, борясь с ледяной стихией, быстро убирали километры брезентовых рукавов, которые в одночасье стали смерзаться из-за окутавших их морозов.
«С этой работой мы окончательно справились, лишь когда совсем рассвело. И тут продолжавшаяся несколько дней подряд метель неожиданно прекратилась, облака расступились, и на небосклон, будто в награду укротителям огненной стихии, впервые за все время нашей битвы с неистовым пламенем во всей своей красе вдруг соблаговолило выкатиться яркое солнышко»
ИТОГИ
Пожар продлился 26 дней. Убытки составили 340000 рублей – по тем временам это были очень большие финансовые потери.
Семь человек были награждены орденами и медалями: оперативные дежурные УПО Крутов и Сакмаркин, командиры отделений Ершов, Гуленко, Прокопов, Лычев, а также рядовой Родин.
В ходе расследования причин происшествия было выявлено большое количество нарушений, которые касались как дисциплины, так и в целом беспечного отношения к вопросам безопасности. Обстоятельства сложились таким образом, что каждое незначительное упущение в общем итоге привело к страшной трагедии, которую можно было бы предотвратить. Но у истории нет сослагательного наклонения. Есть исключительные факты, которые констатируют саму суть того или иного события. Изменить прошлое невозможно, но на горьком опыте можно создать будущее, в котором не будет места упущениям и беспечности.
Статья подготовлена по материалам официального сайта ВДПО, а также по открытым источникам.
Фотоматериалы – официальный сайт ВДПО, открытые источники.