Найти тему

История мостостроения в России

Оглавление

Мост – сложная и требующая тщательных расчетов часть железных и автомобильных дорог. А еще это одно из самых древних человеческих изобретений. Мост позволяет перебираться с одного берега реки на другой или проходить над глубокими оврагами. Но помимо этого, мосты всегда были важным средством коммуникации и торговли, а в военное время являлись значимым стратегическим объектом.

В России мосты начали строить давным-давно, еще в Средние века. Давайте окунемся в историю и посмотрим на развитие мостостроения в России. Тем более, что мы в УЗПМ даже производим специальное средство, позволяющее безопасно и быстро устранить гололед на мостах, эстакадах и в других местах с интенсивной транспортной нагрузкой.

Средневековье

Первые мосты возникли в России еще в X веке, они упоминаются в «Повести временных лет». Это были деревянные и частично каменные мосты, их строили вручную как переправы через широкие и бурные реки. Если же ширина реки была слишком большая и построить мост было непросто, их заменяли паромными переправами или наплавными конструкциями.

Одни из самых известных мостов того времени – «Батькин мост» через реку Ирпень и Железный мост через реку Волхов.

Сначала деревянные мосты были сделаны из простых балок, но постепенно конструкции начали усложнять. В XII веке мастера владимиро-суздальской школы впервые применили каменные арки, позволившие построить мост без опорных столбов. Каменные мосты были более устойчивыми, долговечными и позволяли пересечь реку не только пешеходам, но и тяжелым повозкам, запряженным лошадьми.

Новое время

В 1716 году Петр I издал указ, согласно которому в крупных городах России мосты должны были строить только из камня и кирпича. В 1774 году этот приказ расширили на все, без исключения, города страны.

Каменные мосты возводили на массивных опорах. Их размер обычно достигал от трети до половины всего пролета. Благодаря этому такие мосты были прочные, устойчивые, выдерживали большой вес. Кладку моста осуществляли на растворах из извести, а блоки подгоняли так плотно и тщательно друг к другу, что получалась почти единая ровная поверхность.

-2

До 80-х годов XIX века были распространены металлические пролеты при строительстве мостов. Их делали из сварочного железа, которое плавилось в пудлинговых печах. С конца XIX века появилось литое железо – более прочное и качественное.

-3

XIX век был веком активного мостостроения. Некоторые из возведенных в то время мостов существуют и сейчас. Например, Благовещенский мост в Санкт-Петербурге (1850 год).

-4

А вот Большой Каменный мост в столице (1858 год) был перестроен в 1938 году. Именно в таком виде он и стоит по настоящий день.

-5

XX век

В 1926 году Народный комиссариат путей сообщения СССР организовал Мостовое бюро – первую в стране проектную организацию. А в 1930 году появился Мостостроительный трест. Именно эти организации должны были проектировать и строить мосты на железных дорогах СССР, разрабатывать нормы проектирования мостовых конструкций, контролировать строительство на всех этапах, от начала проектирования до сдачи моста в эксплуатацию.

Строительство мостов в СССР было организовано на государственном уровне, поэтому финансовых и кадровых ресурсов было достаточно. Нормы, регулирующие мостостроение, принятые в то время, используются и сейчас.

С 1917 по 1991 года мосты строились в рамках пятилеток, поскольку были частью большого плана по развитию инфраструктуры страны. Именно в это время появились такие известные мосты как - мост Ленина в Москве (1937 год), мост Куйбышева в Самаре (1957 год) и мост в Саратове (1965 год).

Настоящее время

Сейчас мостостроение занимает важное место в развитии России. Благодаря передовым технологиям и качественным материалам удается создавать надежные и долговечные конструкции, которые еще долгие годы будут служить на благо обществу.

Например, одна из важнейших технологий – свайный фундамент – позволяет обеспечить устойчивость моста даже на слабых грунтовых поверхностях. Плюс такая технология строительства ускоряет процесс возведения моста в разы. А благодаря железобетону, стали и композитным материалам, которые используются в мостостроении, можно создавать конструкции с большой пролетной способностью. Это придает мостам более изящный и «легкий» вид, делает их визуально красивыми.

-7

Сейчас мосты – это не только часть инфраструктуры, но и визитная карточка многих городов. Архитектурные особенности того или иного строения привлекают туристов и отлично вписываются в городской пейзаж.

Поскольку мосты – часть транспортных артерий городов, важно, чтобы проезд по ним был безопасным и комфортным. Особенно в зимнее время года, когда гололед может сильно осложнить движение.

Мы в УЗПМ придумали специальное противогололедное средство, которое можно и нужно использовать для обработки инженерных сооружений, мостов и тоннелей. «Бионорд Мосты» эффективен даже при низких температурах (до -20°С) и имеет очень слабую коррозийную активность. Обработка мостов этим ПГМ позволяет обезопасить движение транспорта и пешеходов без вреда для самих конструкций и транспортных средств.