Зарегистрировав в Белграде ИП, я вспомнил о своей обязанности начать платить налоги. Но идти в налоговую мне не захотелось. По прошлому еще российскому опыту, из всех госорганов у меня не вызывал тревожных эмоций только ЗАГС, где с одинаковым удовольствием как регистрируются, так и расторгаются браки.
Также надо отметить, что всю жизнь я был наемным сотрудникам, и о предпринимательстве у меня было смутное представление, полученное еще в юности из «Золотого теленка», где была организована известная контора. Поэтому по совету интернета, я воспользовался услугами бухгалтера, благо стоимость этих услуг была сравнима с поездкой на такси в налоговую. Бухгалтер через пару дней прислала мне решение и особо подчеркнула:
- Обратите внимание - у Вас четыре налога!
- Почему четыре? Это хорошо или плохо? - не понял я.
- У всех четыре. - устало ответила бухгалтер. - Просто не пропустите какой-нибудь из них.
…Я оплатил через почту налоги и стал жить спокойно. Торжественно наклеил название своего предприятия на почтовый ящик.
На третий день после этой наклейки в ящик упало тревожное письмо. Что-то там про мое ИП и какую-то уплату, на которую отводилось 5 дней. Больше всего меня встревожила приложенная квитанция где фигурировала сумма в 4 800 динар, обозначенная как «Налог за пренос». Гугл переводчик любезно перевел это как «Заказ трансфера», но ясности не добавилось. Налог есть налог, одна из двух вещей, которые неизбежны - все же решил я. Надев куртку для похода на почту, я вспомнил про бухгалтера.
Переслал ей фото письма, набрал ее номер.
- Что это за пятый налог? - встревоженно спросил я. - И что будет, если не оплачу?
Бухгалтер минуту изучала письмо.
- Если не оплатите, будет одним лохом меньше.
Я попросил пояснить.
- Это частная контора, которая предлагает вписать Вас в свою частную базу. - устало ответила бухгалтер и добавила: - …Мне что ли тоже подобные письма начать рассылать.
Я снял куртку, открыл «Золотого теленка»:
«На третий день существования конторы явился первый посетитель. К общему удивлению, это был почтальон. Он принес восемь пакетов и, покалякав с курьером Паниковским о том,о сем, ушел. В пакетах же оказалось: три повестки, коими представитель конторы срочно вызывался на совещания и заседания, причем все три повестки подчеркивали, что явка обязательна; в остальных бумагах заключались требования незнакомых, но, как видно, бойких учреждений о представлении различного рода сведений, смет и ведомостей во многих экземплярах, и все это тоже в срочном и обязательном порядке».
«Это все-таки классика» - решил я.