XVII век - переломное время в истории Руси. Это столетие характеризуется важнейшими изменениями во всех сферах общественной жизни. Происходило действительное слияние всех древнерусских земель в единое целое, обусловленное усиливающимся обменом между областями, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Важным событием, происшедшим в середине XVII в., было воссоединение русского и украинского народов.
В стране росло производство, возникли предпосылки для капиталистических отношений. Россия превратилась в многонациональное абсолютистское государство с обширным бюрократическим аппаратом управления. Восстание под руководством Ивана Болотникова и крестьянская война, возглавленная Степаном Разиным, показали мощь народа. Протест против тирании светской и духовной власти породил различные идейные движения, в которых проявлялось стремление избавиться от опеки церкви. Это был сложный и противоречивый процесс, в котором наряду с рационалистическими тенденциями, с призывом использовать богатый опыт Запада имели место тенденции консервативные, заявившие о себе с особенной силой в «расколе».
XVII столетие - период решительного столкновения исключающих друг друга художественных устремлений. Эта противоречивость ярко выразилась в художественной практике. Руководство искусством было централизовано, изменения в нем регламентировались властью. Архитекторы, живописцы, мастера других видов искусства сосредоточились в Приказе каменных дел и в Оружейной палате в Кремле. Последняя стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Для всех русских земель Москва была непререкаемым авторитетом в области искусства. Стали характерны новые явления в истории русской культуры, которая принимает более светский характер. Развивается борокко – основное направление в искусстве конца XVI-середине XVIII в., характеризующееся динамизмом, пышностью, торжественностью.
В литературе проявляются три направления:
1) хвалебное – поэзия Симеона Полоцкого, в которой он прославлял правление Алексея Михайловича, будучи воспитателем его детей, один из вдохновителей создания Славяно-греко-латинской академии (основана в 1687 г. его учеником Сильвестром Медведевым. Первыми преподавателями начавшей создаваться Академии стали двое известных греческих учёных-иеромонохав — братья Иоанникий и Софроний Лихуды).
В 1678-1679 гг. появились два сборника стихотворений Симеона Полоцкого – «Вертоград многоцветный» и «Рифмалогион». Стихи Симеона Полоцкого посвящены воспеванию Российского государства и его правителей, они помпезны и нарядны. В творчестве С. Полоцкого воплотился так называемый «стиль барокко» второй половины XVII в. Направление в литературе, возглавленное Симеоном Полоцким, получило дальнейшее развитие в конце столетия в стихах Сильвестра Медведева и Кариона Истомина;
2) русский роман – на смену исторической личности приходит вымышленный герой, собирательный образ («повесть о горе-злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Сказание» Авраамия Палицина);
3) народно-обличительное – «Житие протопопа Аввакума»; сатиры «Повесть о Ерше Ершовиче», «Служба кабаку», «Повесть о Куре и Лисе» и др.
Семнадцатый век с его острыми социальными конфликтами и длительной борьбой России против внешних врагов был временем значительного подъема народного творчества. Широкое распространение получили исторические песни, продолжали быть популярными различные былины, сказки, пословицы, сложенные еще в предыдущее время.
Одним из любимых героев произведений народного творчества стал атаман Степан Тимофеевич Разин. Вокруг его имени уже в XVII веке стали складываться многочисленные легенды, песни и сказания. Степан Разин наделялся богатырскими чертами, оказывался «заговоренным от смерти». Народное творчество явилось настоящей основой развития демократического, светского направления в литературе XVII века. Усиление влияние народного творчества на литературу имело одной из важных своих предпосылок значительное расширение количества грамотных людей в семнадцатом веке.
С 1671 г. для царя стали изготовляться рукописные «Куранты» - своеобразные газеты, состоящие из переводных иностранных известий. В середине века были предприняты попытки организации производства бумаги в России. В 1660-70-х гг. в Москве действовали две «бумажные мельницы», отданные правительством на оброк голландским предпринимателям. Бумаги своего производства, однако, не хватало, и в Россию по-прежнему привозили бумагу из-за границы - из Франции и Голландии. Кроме того, в XVII веке писали также на бересте - сохранились берестяные грамоты и даже целые книги сбора ясака в Сибири.
Наряду с рукописными книгами и грамотами все более распространялись печатные книги. Московский Печатный двор представлял собой в середине XVII века крупное предприятие, на котором работало 165 человек. Распространение книг приобрело значительно более широкое значение, чем в предыдущее время. В больших количествах распространялась переводная литература. Стали составлять обширные библиотеки. Большие собрания книг на русском, латинском, польском, греческом языках были у патриарха Никона, князя В.В. Голицина, А.С. Матвеева. Большая библиотека была в царском дворце.
Дальнейшее распространение рукописной и печатной литературы выдвигало потребность более организованного обучения грамоте и письму. В 40-х гг. XVII в. один из видных правительственных деятелей - Ф.М. Ртищев пригласил из Киева около 30 ученых монахов для организации школ в Андреевском монастыре. Молодые дворяне и сам Ртищев стали обучаться греческому и латинскому языкам, риторике, философии. Епифаний Славинецкий возглавил греко-латинскую школу в Чудовом монастыре. В 1660-х гг. священник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенской церкви. В 1665 г. открылась школа в Заиконоспасском монастыре, во главе которой стал Семен Полоцкий. В этой школе обучали подъячих русской грамматике и латинскому языку.
Первые частные школы в Москве подготовили основание в 1687 г. Славяно-греко-латинского училища (академии) во главе с учеными греками Иоанием и Софронием Лихудами. Это было первое учебное заведение, ставившее своей целью широкое образование. Славяно-греко-латинская академия открывалась для людей «всякого чина, сана и возраста» и предназначалась для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.
Наука. Сами условия жизни Российского государства в XVII в. требовали перехода к более конкретному и реалистическому изучению природы, отказа от богословско-символического и мистического ее истолкования. При этом развивалась чисто практическая сторона научных знаний, в то время как ее теоретическая сторона оставалась в совершенно неразвитом состоянии. Это в значительной мере объяснялось позицией церкви, враждебной научному знанию. Крупным памятником научных знаний XVII в. является «Устав ратных, пушечных дел, касающихся до воинской науки», составленный Олисиман Михайловым (Радышевским) в 1621 году. Весьма подробно изложены в «Уставе» практические сведения, сведения в области химии. Описаны также различные приборы для артиллерийского дела.
Медицинские знания носили также преимущественно узкопрактический характер и в немалой степени основывались на многовековом народном опыте лечения болезней. Широкое распространение получили переводы иностранных лечебников и «травников». Наряду с практическими знаниями в области медицины на протяжении XVII в. развивался интерес и к общим вопросам биологии. Внимание русских людей стало обращаться и к богатым конкретным материалам сочинениям в области зоологии и анатомии. Среди них знаменитый труд, крупнейшего ученого эпохи Возрождения Андрея Везолия «О строении человеческого тела». Астрономические знания в XVII в. также получили свое развитие, так как потребность вычисления праздников и различные хозяйственные нужды требовали и более точного знания времени смены фаз Луны, временами года и тому подобное.
Большое развитие получили географические знания. Одно только продвижение землепроходцев в Сибирь, обследование ими рек и морских побережий обогатило географию открытиями исключительного значения. Было составлено несколько карт (в основном они несли стратегический характер). Значительно расширились сведения о географии зарубежных стран (Китая, Монголии).
Архитектура. Как и в истории всей русской культуры, XVII в. занимает особое место в развитии русского зодчества. И в этой области с большой силой проявилась стремление к отказу от вековых канонов. По-прежнему подавляющее большинство построек возводилось из дерева. Частые пожары, среди которых были также громадные, как пожар 1626 года, уничтоживший значительную часть Москвы, опустошили города и села.
Но взамен погибших деревянных строений быстро возводились новые. Веками сложившиеся искусство строительства из дерева достигло в XVII в. высокого технического и художественного уровня. Выдающимся произведением деревянного зодчества был знаменитый дворец в Коломенском, построенный в 1667-1678 гг. под руководством плотничного старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова.
Выдающимся светским сооружением первой половины XVII века является Теремной дворец в Московском Кремле, построенный в 1635-1636 гг. Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным. Теремной дворец воплотил в себе замечательные черты яркого русского народного творчества и искусства. Золотая кровля и два пояса лазурных изразцовых карнизов придали дворцу нарядный, сказочный вид. Здание богато украшено резьбой. Многие формы отделки непосредственно идут от приемов деревянного зодчества. Богатством декоративного убранства отличается Золотое крыльцо, вызвавшее ряд подражаний.
Значительной перестройке подвергся Московский Кремль. В 1624-1625 гг. англичанин Фристофор Галовей вместе с Баженом Огурцовым возвели Спасскую башню в ее теперешнем виде. Новая башня создала парадный въезд в Кремль и связала своей вертикалью кремлевские соборы с Храмом Василия Блаженного на Красной площади в единый ансамбль. Перестройка кремлевских башен придала Кремлю совершенно новый вид. Строго крепостной его облик уступил место торжественному ансамблю, воплотившему в себе величие и мощь Российского государства.
Строгая церковная регламентация оказалась, в конечном счете, бессильна воспрепятствовать развитию народного, светского начала в архитектуре. Последние два столетия XVII в. ознаменовались новым, высоким подъемом зодчества.
Скульптура и резьба по дереву. Общее для русского искусства XVII в. стремление к нарядности и декоративности проявилось и в усиленном развитии резьбы по дереву, камню, а также скульптуры. Высоким образом искусства по дереву является многочисленные разные иконостасы, «царские врата» и другие детали церквей. Богатейшей резьбой украшен Коломенский дворец. Резные наличники и карнизы, обработка резьбой крылец и других частей здания, своеобразие приемов этой обработки и ее рисунков в разных местах составляют одну из характерных особенностей русской национальной культуры. Резчиков собирали в Оружейной палате для выполнения государственных заказов.
Дальнейшее развитие получила и скульптура. В целом ее развитие шло в направлении придания изображению более округлых форм, горельеф вытеснял барельеф, лица становились более индивидуализированными. Реалистические тенденции определились и в этой области искусства.
Живопись. Реалистические тенденции в живописи XVII в. развивались еще очень медленно. Большое место занимала унаследованная от XVI в. традиция отвлеченно-догматического и аллегорического изображения. Хорошо прорабатывались детали, но обобщенного реалистического изображения художники XVII в. еще не могли дать. Росписи и иконы были перегружены мелкими сценами и предметами, вокруг главных изображений нанизывалась масса клейм со всеми подробностями жития. Помимо этого делались еще пояснительные надписи.
Высшая ступень развития живописного искусства в XVII веке связана с деятельностью выдающегося художника Симена Ушакова (1626-1686), который 30 лет возглавлял русскую школу иконописи. Его кисти принадлежат знаменитые произведения «Спас нерукотворный», «Вседержатель», а также икона «Насаждение древа государства Российского». В 1671 г. С. Ушаков создал икону на традиционный сюжет «Троицы». Появились портреты (парсуны), первые пейзажи, использовавшиеся фоном для икон.
Примечательным явлением в живописи, отразившим возросший, как и в литературе того времени, интерес к человеческой личности, было распространение портретных изображений (парсуны), первых пейзажей, использовавшихся фоном для икон. Русская живопись XVII в. вступила в переломную эпоху, все более выявляя новые тенденции, ведшие ее по пути становления реалистического начала и освобождения от церковно-иконаичес-ких традиций.
Музыка и театр. К XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Как и другие области народного творчества, она была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими особенностями «распевов». Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой передающий самые различные психологические состояния человека. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой.
Первый театр возник при дворе Алексея Михайловича. Одним из его создателей был Симеон Полоцкий. Церковь добилась официального запрещения выступления скоморохов, а затем и царского театра. Преследовался также и возникший в народе кукольный театр.
В XVII в. произошел переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Для того чтобы преодолеть имевшуюся культурную отсталость страны, России были необходимы преобразования.