Найти тему
Ридус

Пустыни Китая скрывают энергетическую революцию

Оглавление

На климатической конференции COP28, которая открывается в Дубае 30 ноября, странам будет предложено утроить мощности возобновляемых источников энергии в текущем десятилетии. Китай может достичь этой цели раньше всех, чему способствует стратегия президента Си Цзиньпина по использованию отдаленных регионов для размещения крупных зеленых проектов. Развитие одного из них, в пустыне Кузупчи, тщательно проанализировали аналитики Bloomberg, чтобы оценить успехи кампании.

Ряд за рядом сотни солнечных панелей покрывают этот бесплодный участок Внутренней Монголии, примерно в 500 километрах от Пекина. Они являются центральным элементом проекта экологически чистой энергетики, который занимает площадь в 62 квадратных километра и обеспечивает достаточно электроэнергии для 1,1 миллиона домов.

Гигантский объект — лишь небольшая часть плана президента Си Цзиньпина по обеспечению крупнейшего в истории развертывания искусственных энергетических мощностей. К концу этого десятилетия Китай намерен построить еще 225 таких огромных баз возобновляемых источников энергии на обширных территориях внутри страны.

Эта кампания обещает переворот во всем энергетическом секторе, в том числе за счет ограничения спроса Китая на ископаемое топливо и сокращения его зависимости от импорта энергоносителей.

После завершения строительства базы возобновляемых источников энергии будут включать ветряные турбины и солнечные панели общей мощностью 455 гигаватт. Это примерно соответствует нынешней мощности возобновляемых источников энергии Канады, Японии, Германии и Франции вместе взятых.

«В истории нет ничего, с чем можно было бы сравнить это»,— сказал изданию шанхайский энергетический аналитик из Trivium China Козимо Райс.

Впереди планеты всей

Китай может достичь своего пика вредных выбросов задолго до крайнего срока, который установлен на 2030 год, что дает планете больше шансов контролировать глобальную температуру. К тому моменту страна увеличит мощность возобновляемых источников энергии примерно до 3,9 тераватт. Это в три с лишним раза больше, чем в 2022 году, говорится в отчете BloombergNEF.

По прогнозам BNEF, в 2023 году Китай установит более 300 гигаватт солнечной и ветровой мощности — почти вдвое больше, чем годом ранее. Весь мировой объем в 2022 году составил 338 гигаватт. По данным МЭА, в этом году в мире, вероятно, будет добавлено 500 гигаватт мощностей возобновляемых источников энергии, а к концу десятилетия их необходимо утроить.

«Китай полагается на эти крупные ветровые и солнечные базы, которые сыграют ключевую роль в его новой энергетической системе»,— считает руководитель отдела энергетических исследований Китая в Оксфордском институте энергетических исследований Михал Мейдан.

Ставка на пустыни

Первая партия проектов в основном сосредоточена на пустынях Китая, включая Гоби на севере и Такла-Макан на западе. Эти открытые равнины дают самые постоянные в стране солнечный свет и ветра. Они также малонаселены, что значительно облегчает строительство крупномасштабных проектов. И земля здесь дешевая, потому что конкуренция за площади с крупными сельскохозяйственными предприятиями или недвижимостью незначительна, а огромный масштаб многих проектов может помочь снизить затраты. По словам Райса, эти факторы означают, что базы в пустыне, вероятно, будут одними из самых дешевых источников энергии в мире.

Это потенциально имеет решающее значение в то время, когда мировой сектор чистой энергетики испытывает самое серьезное финансовое давление за последние годы. На компании давят нестабильные затраты, высокие процентные ставки и жесткая конкуренция, которая с 2010 года привела к снижению цен на экологически чистые энергетические технологии почти на 80%.

В отдельных китайских провинциях уже установлено больше возобновляемых источников энергии, чем в целых странах. Сычуань имеет почти вдвое большую мощность, чем Великобритания, Хубэй опережает Россию. Среди бенефициаров от их внедрения крупные государственные коммунальные предприятия Китая.

Энергетические базы в пустыне также помогут поддержать внутренний спрос на продукцию китайских поставщиков оборудования для возобновляемых источников энергии, которые агрессивно наращивают мощности и сталкиваются с торговыми ограничениями или повышенным контролем на экспортных рынках, включая США и Европейский Союз.

Проблемы передачи

Но есть и препятствия. Основное — это отставание в развитии инфраструктуры передачи электроэнергии на тысячи километров. Предыдущий и гораздо меньший бум возобновляемых источников в середине прошлого десятилетия привел к тому, что оборудование для чистой энергетики стоимостью в миллиарды долларов простаивало, потому что сеть не могла справиться с резким ростом выработки электроэнергии.

Возможность связать обширные центры производства электроэнергии с городскими центрами спроса загнала в тупик развитие масштабных проектов чистой энергетики в таких местах, как продуваемые ветрами равнины центральной части США или пропитанные солнцем пустыни северной Австралии.

Решение Китая — это национальная сеть новых линий электропередачи, установка которой может занять десятилетия и стоить до 300 миллиардов долларов. В стране уже построено более 30 таких линий, тогда как в остальном мире их всего несколько.

Часть существующих в Китае линий сверхвысокого напряжения пересекают северные пустыни, где сейчас реализуются проекты возобновляемой энергетики. Пока что они используются недостаточно и передают в основном электроэнергию, вырабатываемую углем. Власти стремятся использовать эту инфраструктуру для доставки экологически чистой энергии в восточные мегаполисы, такие как Шанхай и Пекин.

Государственная сетевая корпорация Китая, которая снабжает электроэнергией более 1,1 миллиарда человек, в прошлом году начала работу над проектом линии электропередачи стоимостью 150 миллиардов юаней (21 миллиард долларов).

Пока что в Китае доминирует уголь: в прошлом году на его долю пришлось 60% производства электроэнергии в стране, которая сжигает больше самого грязного топлива, чем остальные государства мира вместе взятые. А солнце и ветер обеспечивают лишь около 10% электроэнергии Китая, несмотря на самые быстрее в мире темпы внедрения экологически чистой энергии.

Но уже сейчас солнечная, ветровая, атомная и гидроэнергетика сейчас могут удовлетворить и даже опередить прирост спроса на энергию в Китае, уверен ведущий аналитик CREA Лаури Мюлливирт, и если темпы развертывания сохранятся, выбросы в Китае снизятся в следующем году и потенциально «вступят в структурный спад».