В Уфе 5:30 утра. Очнувшись после четырехчасового сна на шикарной кровати номера в "Хилтоне", впервые подумал, что ночевка в палатке или авто на бивуаке могла добавить бы мне еще полтора часа сна. Хмурый таксиcт, светлые пустые улицы. В бивуаке просыпаются в палатках механики. Спящего Субботина нахожу на полке в "багажнике" "Соболя".
Утро солнечное, но не веселое. Грустный, помятый после переворота "Садко Некст" притащили на монструозном "Урале"-техничке лишь под утро.
Комиссия гонки вместе с специалистами команды осматривают повреждения. Есть повреждения кузова, его крепления к раме и самой рамы, но все это можно исправить. Деформирована кабина в области лобового стекла, но каркас безопасности, на первый взгляд, цел. В цилиндрах масло — мотором надо заниматься.
Накануне глава гонки Владимир Чагин обещал привлечь "камазовских" механиков в помощь при необходимости. Участие важно и для членов китайского экипажа. Решение комиссаров – недопустимых повреждений не выявлено, автомобиль будут восстанавливать. Но сначала нужно отвезти "газон" на следующий бивуак, в Магнитогорск.
Для спортсменов и команд есть правило – автомобили должны покинуть лагерь до определенного времени, например, до 9 утра. Гонщики выезжают в свое время, делая отметки на КВ. На наш медиа-соболь это правило не распространяется. И это хорошо, потому что выезжаем мы позже всех.
Хочется, конечно, быть на трассе первым, выбрав лучшую точку съемки, но сейчас важнее решить все вопросы по "китайской" машине. Сижу заранее до выезда пристегнутый к ковшу спортивными ремнями. Сегодня ошибаться с навигацией нельзя, иначе можно все пропустить.
Спецучасткок протяженностью 245 км стартует в Уральских горах близ курорта Абзаково. К старту ведет извилистая двухполосная трасса.
Чем выше подъем, чем круче и теснее поворот, тем краше виды из кабины на поросшие крепким зеленым лесом невысокие горы с неожиданно острыми вершинами. Старт сегодняшнего СУ начинается в красивом ущелье, кем-то уже названным местной Швейцарией. В "меню" спортсменов – горные и степные дороги в раллийном стиле, много поворотов и камней, а также несколько бродов.
Что посмотреть, старт или финиш? Накануне мы получили список медиа-точек, и выбрали парочку в конце маршрута – чтобы гарантированно оказаться там до закрытия канала, и выбрать лучшую точку съемки. Ехать три с лишним сотни километров. Проехав Абзаково, позицию старта гонки, спускаемся с гор и уходим на грунт где-то в 60 километрах от Магнитогорска.
По грейдеру "Соболь" пылит во всю прыть. Давить можно, сколько есть – на больших ямах подвеска отзывается недовольными звуками, но пробоя и потери траектории не наступает. С удивлением понимаю, что научился управлять этим грубым внедорожником одним лишь только взглядом. Главное просто смотреть вперед, куда ты едешь, а руки и ноги сами делают все необходимое. Самое трудное – не выйти за разрешенный предел 110 км/ч, чтобы не получить штраф от организаторов.
Ближайшая точка соответствует нашим ожиданиям – брод через небольшую реку. Тут можно снять эффектные кадры! Появляемся мы тут заранее до закрытия канала, по броду то и дело ездят местные жители на самой разной технике, включая "Урал" с коляской. С разрешения комиссара гонки делаем несколько эффектных кадров "Соболя" на гоночной трассе – и для себя, и для телевизионной бригады гонки.
Приехали и правда с запасом: ждать пилотов пришлось несколько часов, изнывая от жары. Но появление экипажей тут же взбодрило облаками брызг.
Некоторые гонщики осторожничали, но другие прожимали педаль газа в пол и вылетали в подъеме в воздух.
Вроде бы, "трюк" один и тот же, но когда ты стоишь рядом, то есть большая разница между мотовездеходом и гигантским "МАЗом" или “КАМАЗом”.
Привет всем читателя моего блога от авиа-команды!
Посмотрев часть стартов и искупавшись в речке чуть выше по течению, отправляемся на бивуак в Магнитогорск. По виду машин участников (и отсутствию многих пилотов в ожидаемое время) понятно, что трасса далась им нелегко. Снова будет много работы для механиков…
Речь идет не только про устранение поломок – таких как оборванные привода и погнутые рычаги и мосты. Часть замен – безусловная, плановая.
Например, в ГАЗ Рейд Спорт коробки и раздатки на газелях меняют превентивно, каждые два гоночных дня. Для тяжелых "Садко Некст" такие премудрости не требуются, но и там есть детали, требующие замены после заезда. Конечно, заменяют и шины, страдающие от камней и перегрева.
В бивуаке каждый день присутствует организаторский бензовоз, чтобы заправить всех участников топливом G-Drive.
"Камаз" Дмитрия Сотникова заезжает на заправку без передней облицовки, из пробитого радиатора струйкой бежит зеленый антифриз.
Тяжелый день сегодня и у мотогонщиков зачета G-Moto, которым, согласно регламенту, приходится самостоятельно обслуживать свою технику.
Один из самых ярких участников – студент вятского политеха Матвей Рудин. Вместо своей старой "африки", Матвей в этом году уже едет на спонсорской технике китайской марки. Его задача – проверить машину в деле, и пока она ему нравится. Используемая перемотка дорожной карты – собственная разработка Рудина.
Участники-мотоциклисты могут бесплатно получить от оргов не только топливо, но и мотоциклетное моторное масло G-Energy 15W50. Отличный подход, востребованный, как минимум, среди небольших команд и индивидуальных пилотов. Особенно учитывая, что масло в мотоциклах меняется едва ли не каждый день.
Как узнать мотоциклиста на Шелковом Пути? Правильно, у него есть татуировка с мотоциклом.
Анализ моторных и трансмиссионных масел в мобильной лаборатории G-Energy уже не диковинка, а рутина гонки.
В палатке лаборатории можно встретить представителей различных команд. Встав в очередь за представителями "Урала", я записался на следующий день на отбор масла из мотора нашего "Соболя".
Лидер дня в абсолюте – Владимир Васильев. Спрашиваю пилота, скажите, дело только в вашем таланте, или, может быть, в превосходстве вашего автомобиля?
Васильев хитро улыбается: "У меня есть еще один такой же прототип. Могу дать кому-нибудь, пусть попробуют!"
***