Не так давно мы с вами обсуждали предложение депутата гордумы Екатеринбурга Колесникова поднять цены на проезд в общественном транспорте. Мы, мол, при капитализме живем и если у кого нет денег на проезд, те не вписались в рынок идут пешком. Тогда я написал, что мы живём не только в условиях капитализма, но и выборной демократии и такого депутата переизбирать не стоит.
Но тут я минут 40 простоял на остановке в ожидании автобуса вместо положенных по расписанию 15-20 мин. и крепко задумался.
Итак, транспорт в моем городе Каменск-Уральский сейчас объективно ходит хуже, чем 5-6 лет назад и ещё хуже, чем лет 12 назад. Среди водителей большая текучка, их профессия явно потеряла в престиже, а зарплаты кондукторов ещё смешнее, чем у дворников.
Так в чем же дело?
Сейчас в Каменск-Уральском стоимость проезда в общественном транспорте составляет 22 рубля, 5-6 лет назад была 18 руб., а 10-12 лет назад 10-12 рублей.
Так вот, 6 лет назад 18 рублей - это объективно больше, чем 22 сейчас , а уж 12 рублей в 2013 году ещё больше.
Деньги в этой отрасли поступают при оплате за проезд пассажиров, ну или некая дотация от муниципалитета.
Готов ли я платить по 50 руб., при условии, что транспорт будет ходить как по расписанию через каждые 10-20 минут? Да. А зимой, в мороз, тем более готов. Готов ли я платить на тех же условиях за проезд своих детей. А куда деваться? Были бы согласны на это мои родители, получающие минимальную пенсию? Вряд ли. Многодетные семьи тоже.
Судя по всему проблемы с транспортом усугубляются во многих городах России (текучка кадров, состояние парка автобусов, большой интервал между ними и др.) . Норма прибыли в данном бизнесе объективно ниже, чем несколько лет назад и она так и будет снижаться, а вместе с ней и качество транспортных услуг. Это данность, тут ничего не поделаешь.
При достаточно низких и доступных ценах за проезд все большее число муниципалитетов вынуждены будут датировать городской транспорт, а при заметном увеличении цены пострадают незащищённые группы граждан. Поднятие цен за проезд в транспорте - дело болезненное, никто не хочет лишнего социального напряжения.
Есть ли тут выход? Есть.
Необходимо вернуть льготный (бесплатный) проезд для определённых групп граждан (пенсионеры, инвалиды, дети из многодетных семей, а может и все школьники на все время, кроме летних каникул).
Это всё было, но льготы за проезд монетизировали и данная добавка к пенсиям и пособиям давно потерялась.
Проблема муниципального транспорта есть, она никуда не денется. Заметно повысить стоимость проезда - это рост социального недовольства и власть на это не пойдет. Перекладывать проблему на муниципалитеты тоже не выход, особенно если город не богат.
Депутат Колесников прав, что мы живём при капитализме, но он "забыл", что Россия - это социальное государство, а значит в итоге решать данную проблему надо на государственном, федеральном уровне.