8,9K подписчиков

10 худших моментов сериала «Однажды в сказке»

9,5K прочитали

Вопрос на засыпку. Угадайте по описанию: сериал в жанре фэнтези и драмы, вышедший в 2011, рассказывающий единую историю длиной в несколько сезонов, завершившийся в 2018. В качестве отличительных особенностей нетипичная жестокость к персонажам, мрачная атмосфера и потрясающая музыкальная тема. Ещё шоу создало просто невероятное количество потрясающих во всех смыслах персонажей, а также запороло финал.

Думаю, многие назовут "Игру престолов", но истинные гики вечернего контента на канале Disney начала 10-ых менее популярный, но не менее интересный "Once upon a time", в нашей стране получивший название "Однажды в сказке". На мой взгляд, шоу не пользуется большим спросом как раз из-за того факта, что вышло оно под катком "Игры престолов" - прямого фэнтези-конкурента, но с бюджетом побольше, взрослым рейтингом и брендом. Хотя Однажды достойно вашего внимания, так как обладает обилием восхитительных элементов.

Добавьте описание
Добавьте описание

Я тут заметил, что в Дзене ровным счётом нет интересных статей-обсуждений об этом сериале. 99% всего - это небольшое описание сюжета или интересные факты. Я проштудировал многие статьи на платформе, но ровным счётом не видел детальных обсуждений сюжета, поступков персонажей или в принципе конкретики - поэтому "пора взять дело в свои руки". Вообще, я к "Однажды в сказке" в любви признавался неоднократно - для меня это лучшее создание кинематографа за всю его историю. И вот я наконец-то дорос до того момента, когда не просто упомяну про него, а отгрохаю целую статью. Имейте в виду, обсуждать буду со всеми возможными спойлерами.

Ну и стоит отметить, что я смотрел видео Ikotika "Топ-10 глупых моментов Однажды в сказке". Я согласен далеко не совсем, но есть некоторые пункты, с которыми всё-таки нельзя не согласиться.

10. Потерянные персонажи

Вопрос на засыпку. Угадайте по описанию: сериал в жанре фэнтези и драмы, вышедший в 2011, рассказывающий единую историю длиной в несколько сезонов, завершившийся в 2018.-2

За 7 сезонов шоу показало просто бесконечное множество разнообразных персонажей. Но акцент в каждом сезоне так или иначе делается только на основных: Эмме, Реджине, Белоснежке с Принцем, Генри, Голде и т.д. Но многие эпизодические персонажи практически никогда не участвуют в основных событиях, либо просто посветят лицом, но не сделают ничего важного.

В первых двух сезонах действие было достаточно камерным и приземлённым, за пределы Сторибрука и Зачарованного леса не выходив. Да и персонажи вследствие отсутствия порталов миры оббегали не так усердно. В 3 сезоне основной костяк отправился в Нетландию, а со свершением заклятья Пэна и смертью Румпеля многих раскидало в неизвестных направлениях.

Вообще, я не считаю, что неосновные герои прям вымерли и в шоу больше не появлялись. Некоторым устраивали камео в 3,4 и иногда даже 5 сезоне, но при этом многих прям не хватало в сюжете. Может, дело в том, что они вышли харизматичными и им не хватило завершения арки, но те же Арчи, Уэйлл, многие гномы, Аврора, Золушка, Малефисента с дочерью и т.д. в дальнейших событиях не участвовали.

9. Нет, я твой отец!

Вопрос на засыпку. Угадайте по описанию: сериал в жанре фэнтези и драмы, вышедший в 2011, рассказывающий единую историю длиной в несколько сезонов, завершившийся в 2018.-3

Последний раз мы украдём место у Ikotika, так как явный переизбыток сюжета с родственными связями местами всё-таки ощущается лишним.

Отец Генри - это внезапный сын Румпельштильцхена. Зелина - сестра Реджины и дочь Коры. Питер Пэн - отец Румпеля, а Чёрная фея - мать. Снежная королева - тётя для Эльзы и Анны.

С одной стороны, вроде бы внезапных родственников не так уж и много, но всё равно порядочно. Не сказал бы, что местами это прям вредит просмотру, но складывается ощущение, что в некоторые моменты начинается какая-то мыльная опера.

Но зато я прочитал комментарий под разбором Ikotika, которым не могу с вами не поделиться: "Кто-нибудь вообще думал, что Генри и Белоснежка оба приёмные дети Реджины, то есть они сводные брат и сестра? Ну если не считать, что они ещё бабушка и внук."

Хотя, надо отдать должное, сценаристы иногда смеются сами над собой - шутка с днём Благодарения просто прекрасна.

8. Румпель 6 сезона

Вопрос на засыпку. Угадайте по описанию: сериал в жанре фэнтези и драмы, вышедший в 2011, рассказывающий единую историю длиной в несколько сезонов, завершившийся в 2018.-4

Румпельштильцхен/Тёмный/Голд - самый без преувеличения шикарный персонаж этого шоу. Он шикарен примерно по всем аспектам - хитёр, могущественен, харизматичен, безумен, гениален и так далее, далее, далее.

Даже в те моменты, когда шоу постепенно понижало градус качества, этот хитрый малый тащил своим присутствием просто всё. Но где-то с 4 серии 6 сезона с персонажем что-то произошло.

Причём, тут даже не надо далеко ходить, чтобы заметить все метаморфозы. С 4 эпизода Румпельштильцхен ещё и подстригся, что тоже лишило его харизмы. Чтобы вы понимали, насколько я дикий фанат сериала - года с 2018 я ношу точно такую же причёску, как и Румпель в 1-5 сезонах.

До кучи, уже раз эдак в десятый нам предлагают проверить на прочность их отношения с Белль. Вы так сделали во 2 сезоне, потом в середине 4, в 5 провернули такой трюк - и вот опять.

Ещё Румпель сильно поглупел, так что водит его за нос чуть ли не каждый второй. То сын без проблем подчиняет власти кинжала, Хайд подобным занимается, какой-нибудь Аладдин вообще без проблем грабанёт его лавку. В колдунстве против фей он не успеет спасти от них своего сына. В который раз прогибается под соблазн злодея, хотя ровным счётом для него в этой сделке нет никакой выгоды. Такое чувство, что к 6 сезону сценаристы почувствовали кризис идей, так что даже такой потрясный персонаж, как мистер Голд, пусть не целиком, но лишился харизмы и обаяния.

Ещё и непонятно зачем у него существует целая сюжетная линия с поцелуйчиками со Злой королевой. Я всё, конечно, могу понять в этом сериале, но только не вот это вот ни пойми что.

В 7 сезоне образ детектива Уивера несколько исправил положение, но не то чтобы очень сильно. Не складывается впечатление, что это тот самый хитроумный чёрт из ранних сезонов - Уивер тоже глупит, медлит и делает всё, чтобы растянуть сюжет до 22 эпизодов. Ещё персонаж ощущается уже просто выдохшимся и уставшим. Вроде бы для сюжета нужен, но поведение ощущается таким искусственным. Единственное, что хоть сколько-нибудь спасает положение, - это его арка с Белль и неутихающая харизма актёра.

7. Одно и то же по кругу

Вопрос на засыпку. Угадайте по описанию: сериал в жанре фэнтези и драмы, вышедший в 2011, рассказывающий единую историю длиной в несколько сезонов, завершившийся в 2018.-5

Ничего не поделаешь, но частенько шоу всё-таки копирует само себя, ибо иначе нельзя. Чуть ли не каждый новый сезон грядёт какое-то заклятье, большинство персонажей лишаются памяти, кто-то из самых близких умалчивает о секрете, после чего все на него дуются. Всегда кого-то через портал кидает в другой мир, а потом мы битый час этого персонажа оттуда вызволяем.

Претензия не то чтобы самая бесячая, просто повторяющиеся сюжетные перипетии иногда раздражают.

6. Постановка некоторых конкретных сцен

Вопрос на засыпку. Угадайте по описанию: сериал в жанре фэнтези и драмы, вышедший в 2011, рассказывающий единую историю длиной в несколько сезонов, завершившийся в 2018.-6

По идее, с каждым новым сезоном мастерство авторов по крайней мере в визуальном плане должно расти, но тут обратная ситуация. Режиссура и визуал постепенно скуднеют и регрессируют от сезона к сезону. Но тут больше проблема в тоне повествования, о чём мы ещё вспомним. Сейчас суть претензии в другом.

Где-то с последних эпизодов 4 сезона я начал подмечать откровенные затупы в постановке. Произошло это в тот момент, когда Генри, Эмма и Крюк, находясь в книге Айзека, сражались со Злой Белоснежкой. Троица без проблем справляется со свитой Белоснежки, которая тупо стоит. Когда все повержены, она зажигает свой бесполезный файербол, чтобы Крюк без каких-либо проблем поднёс ей саблю к горлу. Спустя минутку экшена Крюк жертвует собой - его закалывает Дэвид. А Эмма с Генри заместо побега просто стоят метров за 10 и жуют сопли. Спустя полчаса горе наконец-то заканчивается, но героев преследовать никто и не собирается.

В 5 сезоне в сюжете с Камелотом Белоснежка охраняет Зелину. Ведьма притворяется, что её малыш толкается, а на самом деле это хитрый план побега - просто легонько ударив по носу, вырубает Белоснежку, наверное, на пару часов.

Ещё меня просто бесит момент из 11 серии 5 сезона, где почившие Тёмные должны были вернуться вместо родных Эммы. Я вижу, что на меня идёт какой-то мутный чел в капюшоне, но я не буду убегать или хотя бы быстро уходить, а стоять на месте и мамочку звать. Чего не сделаешь ради драмы, но эти сцены были такими бредовыми, что кошмар.

После сериал не раз демонстрировал "мёртвые сцены", где один персонаж делал что-то важное, пока все остальные тупо смотрели на него.

Ну и ещё есть у меня придирка к постановке магических сцен, но об этом на паре мест выше.

5. Графооооон

Вопрос на засыпку. Угадайте по описанию: сериал в жанре фэнтези и драмы, вышедший в 2011, рассказывающий единую историю длиной в несколько сезонов, завершившийся в 2018.-7

Графика, опять же, - не камень преткновения "Однажды в сказке". Графики в шоу по крайней мере первоначально было немного, так как акцент делался именно на городской жизни, а разного сказочного было не так уж много. Но время шло, а графика всё сильнее вторгалась в жизнь обывателей Сторибрука.

Основные проблемы были с ненатуральными файерболами и ужасными компьютерными животными. Со временем я спалил ещё одну важную вещь (лучше не читать пункт до конца, если хотите сохранить атмосферу сказочности в сериале), но более менее все сцены в замках и прочих средневековых дорогих апартаментах - это хромакей. И лично я не обращал особого внимания на средний графен магии или волшебной животины, но вот когда я начал видеть зелёный экран во всех сценах, подобных той, что на картинке, атмосфера сказочности постепенно сходила на нет.

В целом графон шоу меня не раздражает, и я стараюсь не обращать на него внимание, но иногда не получается. Кстати, иногда в шоу графика очень даже хорошая. К примеру, сторибрукская башня с часами - тоже спецэффект, но я, как не пыжился, компьютерного нутра в ней не обнаружил.

4. Операторская работа тоже сходит на нет

Вопрос на засыпку. Угадайте по описанию: сериал в жанре фэнтези и драмы, вышедший в 2011, рассказывающий единую историю длиной в несколько сезонов, завершившийся в 2018.-8

Я всегда обращаю особое внимание на операторскую работу, так как зачастую меня раздражают унылые восьмёрки или чьё-то лицо крупным планом. К сожалению, "Однажды в сказке" тоже не брезгует регулярно делать 100500 склеек от одного лица к другому. Но тем не менее мне очень нравилось то, как оператор с монтажёром подают материал в первых сезонах. Пространство кадра практически всегда заполняется - камера плавно переедет от общего плана города к кому-то конкретному. Мы сначала посмотрим на жизнь города, только затем камера покажет главного героя. Ещё мне очень нравится вот этот эффект отзеркаленных или параллельных сцен - вроде того, когда в настоящем персонаж делает такую-то вещь, мы ждём продолжение действия, что делает этот же персонаж, но уже во флэшбеках.

Примерно с 3 сезона и отсутствия атмосферы вечно влажного и мрачного города умелый визуальный стиль постепенно сходил на нет, но оставался изобретательным. А вот с 4 сезона вспомнить действительно интересные визуальные решения мне довольно трудно. Возможно, иногда изобретательные сцены и случались, но было их так мало, что запомнить не удалось. Ну а с 6 сезона шоу в визуальном плане превратилось в нечто очень стерильное и совершенно невыделяющееся.

3. Бесполезная магия бездарных колдунов

Вопрос на засыпку. Угадайте по описанию: сериал в жанре фэнтези и драмы, вышедший в 2011, рассказывающий единую историю длиной в несколько сезонов, завершившийся в 2018.-9

Я всё понимаю, с таким бюджетом трудно создать магический размах того же Гарри Поттера, но, блин, имейте совесть не делать из магов абсолютно никчёмных бездарей. В особенности дело касается Коры и Реджины, которые при нехилых способностях предпочитают тупо стоять, пока к их горлу не приставят нож.

Тут мы пламенно возвращаемся к топорной постановке, которая правда что сопровождает шоу от 1 сезона до последнего. Даже тот же Румпель умеет в некоторых сериях безбожно тупить, хотя он самый одарённый маг на районе. Он может щелчком пальца убить Малефисенту, Круэллу и Урсулу, но зачем-то нелепо пытается удушить одну из них, пока Белль задыхается у них в плену. В случае с неопытной Зелиной и башмачками тоже комедия - так уж не успел бы он её поймать.

Когда дело доходит до драки, то маги бесполезны примерно всегда. И местами это очень раздражает, поскольку невероятно имбовые маги влёгкую могут разрулить положение, но чего-то терпят.

2. За 7 сезонов отошли от 1 фазы Marvel к 5

Вопрос на засыпку. Угадайте по описанию: сериал в жанре фэнтези и драмы, вышедший в 2011, рассказывающий единую историю длиной в несколько сезонов, завершившийся в 2018.-10

Хотя многие не любят 4 и 5 фазы Marvel, нельзя не отметить, что и 1 была далека от совершенства. Мне и вовсе в ней нравится только первый "Железный человек", ну и первый "Тор" концептуально неплох. Но вот чем 1 фаза была однозначно прекрасной, так это своей атмосферой. Нам представляли мрачный и реалистичный мир с глубокими трагическими персонажами с просто непередаваемыми, даже не знаю, какое слово употребить, вайбами. Но чем больше киновселенная разрасталась, тем больше был упор на просто экшен, типичные шуточки и пустых персонажей. Тем не менее 3 фаза всё ещё сохраняла структуру истории, а вот 4 с 5 пошли в неизвестном направлении, полностью франшизу загубив.

История "Однажды в сказке" в этом плане похожая. Просто посмотрите сначала 1 серию 1 сезона, а потом последнюю у 7. Контраст будет вполне себе ощутимым, так как первоначально Однажды был прям очень мрачной историей с серой атмосферой, а к концу превратился в фановый и несколько стерильный сериальчик.

На мой взгляд, тон шоу был просто потрясающим на первых порах. Если для блокбастеров рейтинг 18+ в диковинку, то у сериалов с этим всё гораздо проще. Зачастую самыми дорогими и популярными как раз являются сериалы, рассчитанные на взрослую аудиторию. "Однажды в сказке" же разрешён для просмотра подростковой аудитории, поэтому заместо расчленёнки, кровищи и прочего предпочитает воздействовать на нервы и чувства зрителей другими способами. Первоначально сериал явно был рассчитан на более взрослую аудиторию со взрослыми проблемами и конфликтами. Та же линия отношений между женатым Дэвидом и Мэри Маргарет с Кэтрин из 1 сезона - была ли она интересна хоть одному подростку с точки зрения драматургии? Я не думаю. Базировалось шоу на острых конфликтах, и хотя зритель мог наблюдать за поведением сказочных персонажей, их драма и проблематика были вполне себе реальными. Но со временем конфликты стали более фэнтезийными, а сериал стал более массовым и в большей степени для подростков.

Но не могу не отметить, что переход от мрачности к фану у шоу довольно плавный. Если смотреть всё в хронологическом порядке, то заметный спад атмосферы не ощущается.

1. Сюжетные дыры, ляпы, глупости и несостыковки

Вопрос на засыпку. Угадайте по описанию: сериал в жанре фэнтези и драмы, вышедший в 2011, рассказывающий единую историю длиной в несколько сезонов, завершившийся в 2018.-11

Честно говоря, придумывать худшие моменты этого шоу было достаточно трудно. Если 10 лучших далась достаточно просто, то в этом случае пришлось попотеть. Если говорить начистоту, то в этом топе не столько прям худшие моменты, сколько спорные. Я довольно спокойно переношу пункты с 10 по 4, но только 1 место считаю по-настоящему ужасным моментом сериала.

Надо отдать должное - события сериала в целом прописаны очень качественно. Действие грамотно переходит от сезона к сезону и не создаётся впечатления, что вот это вот вылезло из ниоткуда, лишь бы лишь бы продолжить успешный сериал. По крайней мере 6 сезонов - единая история, плавно идущая к своему закономерному финалу.

Но сами шоураннеры признавались, что немного плавали в лоре своего творения, так что сюжетные дыры встречаются. Что портит историю и бесит меня, потому что идеально продуманное шоу в мелочах проваливается. И сейчас хотелось бы не просто сказать, что но-но-но - сюжетные дыры плохие. Сейчас хотелось бы разобрать более менее все замеченные мною несостыковки.

1 сезон. Основная сюжетная условность этого сезона, взрывающая мне мозг, достаточно известна, так что мир я вам тут не переверну. Из Сторибрука никто не уезжает и не приезжает, но при этом откуда-то берётся электричество, продукты, документы, кредитки, а судя по поездке Реджины для усыновления Генри, её документы ещё и материализовались из воздуха и в Бостоне. Ещё в городе никто не стареет, а бедная Золушка 28 лет ходит беременной, но Генри почему-то не замечает, что вокруг него никто не меняется - даже дети.

2 сезон. Иногда создателям трудно следить за всеми флэшбеками, что они снимают. И иногда некоторые подобные сюжеты в прошлом кажутся криво вклеенными в общий сюжет. Основной ляп связан с Румпельштильцхеном, который как минимум несколько месяцев провёл за магической решёткой, но несколько раз буквально перед самым заклятьем спокойно делает Белоснежку и Принца невосприимчивыми к магии Реджины.

3 сезон. Ещё один косячок за Тёмным. Белль с Нилом оживили Румпельштильцхена - и он материализовался в мире живых в Зачарованном лесу, хотя в дальнейшем "сосуд" Тёмных будет находиться в Камелоте. Стирание воспоминаний у всего Зачарованного леса также выглядит сильно притянутым за уши. Белоснежка наслала тёмное заклятье - то есть, по факту все автоматом должны были потерять память, включая Зелину. Но она почему-то без проблем прилетает на своей метле к заклятьеварам, добавляя в их отраву заклятье забвения. Как минимум Белоснежка должна была всё помнить. Ещё мною был замечен косячок с зельем памяти. Несколько эпизодов Реджина посвятила попытке приготовить зелье памяти, хотя ответ был у неё под боком - во 2 сезон Голубая фея благодаря Пиноккио нашла этот рецепт. Но сценаристы про это просто забыли.

4 сезон. Штука со Снежной королевой, наверное, моя любимая. Как мы узнаём из флэшбеков, Ингрид прибыла в Сторибрук ещё со времён первого заклятья. В 3 сезоне все персонажи вернулись восвояси в тех же одеяниях, в которых покинули. Раз уж Снежная королева прибыла в Сторибрук со своими вещами, то у меня была мысля, что она вернулась в Зачарованный лес в обычной для нас одежде. Но Нил, который тоже обжился в нашем мире, вернулся домой в типичной для тех мест одежде. По идее, она должна была вернуться в своём снежном платье. А потом немного так офигеть - получается, Эмма находится в недосягаемом мире. Во второй половине основной ляп связан с ребёнком прекрасных. Дэвид буквально перед родами думал, что родится мальчик. В 4 сезоне мы узнаём, что в ведениях он в курсе того, что будет девочка. До кучи, в пилоте прекрасные узнавали о заклятье от Румпеля, а после им что-то ещё рассказывала Голубая фея. В этом сезоне просветителями стали три злодейки.

5 сезон. В сюжете с Артуром главный косяк заключается в построении хронологии. Пока Сторибрук не старел и 28 лет жил под заклятьем, остальные миры продолжали жить своим чередом. И Камелот исключением не стал - то есть, Артур был в лучшем случае младенцем, когда заклятье было наложено. Но, как мы помним, во флэшбеках к флэшбекам Ланцелот и Гвиневра отыскали кинжал Румпеля, который тоже показался на горизонте. Но главный прокол в том, что те флэшбэки чётко указывают временной промежуток - происходило это всё за 5 лет до событий настоящего. А в этот момент вовсю продолжалось заклятье и Румпель никак не мог быть разукрашенным в позолоченное. Также вопрос к Мерлину, который не может обладать даром предвидения. Мерлин обладает теми же способностями, что и все Тёмные - а у Румпеля дал пророка приобретённый, а не врождённый. Ко второй половине с Преисподней у меня не столько претензия, сколько любопытный вопрос. В 3 сезоне Румпель погиб, но вот куда он попал? Я бы не делал ставки, что в лучший или худший из миров (хотя кто знает), я бы ставил на царство Аида. И вот что мне интересно - а с бывшим Тёмным никто не пытался свести счёты? К примеру, тот же Питер Пэн в ярости мог тупо утопить сынка в реке душ. Или кто-нибудь ещё из сотен тех, кто мается по этому царство из-за того, что Румпельштильцхен убил их. Смерть Крюка и дальнейший квест с Аидом вообще не имеет никакого смысла. Оживив Дэвида при помощи второй половинки сердца Белоснежки, создатели тупо открыли ящик Пандоры. По сути, все погибшие после 3 сезона персонажи в большинстве случаев могут бесповоротно вернуться. Эмме ничего не мешало вместо слёз сразу разделить сердце пополам, оживив Киллиана. Но она предпочла ждать до последнего. Да и вместо того, чтобы делать из Крюка Тёмного можно было дождаться его смерти, а потом провернуть трюк с сердцем. То же самое и с Робином в конце сезона.

6 сезон. В этом сезоне основной вопрос у меня к флэшбекам, которые максимально грубо пытаются стыковаться с предыдущими сезонами. К примеру, Румпель, который решил помочь доктору Джекиллу с сывороткой, потому что в его замке завелась прислуга, к которой он начал испытывать нежные чувства. Судя по 12 серии 1 сезона, такого произойти не могло - так как он не корил себя за то, что влюбился, да и вообще вёл себя с Белль по-иному. Да и не забываем, как он ломанулся к ней, когда она наконец вернулась с соломой. Ещё меня очень смущает мир, созданный желанием. В нём Румпельштильцхен не мог выбраться из клетки, так как заклятье вместе с Реджиной кануло в лету. Но внимательно смотревшие 2 сезон зрители знают, что у Тёмного всё это время был выход из темницы, но ему это было не нужно. Склянку с чернилами кальмара он вполне мог использовать, чтобы освободиться. То же самое и с бобом. Ага, так как ты всё это время имел при себе боб, хотя они вроде как тоже навсегда исчезли?

7 сезон. В этом сезоне почему-то появились дубликаты некоторых персонажей - Рапунцель, Алисы и Золушки. Ещё в этом сезоне странно работает логика с заклятьем. Все так боятся этого заклятья, как будто нет способов его отвести. Ранее нам показали как минимум два. У Коры был какой-то посох, которым она защитила кусок Зачарованного леса. Значит, можно повторить (тем более Крюк, как свидетель этого, мог бы подсказать). Второй вариант - нахлебаться зелья памяти. Как показала Зелина, можно попасть под заклятье и быть в курсе происходящего. Ну и главный мозговзрыватель случился с хронологией. Заклятье с какого-то перепугу создало Гиперион Хайтс в прошлом, что привело к нахождению молодого и взрослого Генри одновременно. И по мелочи - почему-то Злая королева - двойник Реджины - бесследно исчезла. Ещё магия не могла вернуться просто из-за снятия заклятья. В первом сезоне Голд для этого использовал зелье любви.

Подытожив, хочется сказать - благо, эти сюжетные дыры скрыты за ширмой ровного повествования. При первом просмотре обнаружить эти дыры банально невозможно, да и многие дыры можно раскусить далеко не с пятого даже просмотра. Нужно прям очень хорошо разбираться в лоре, чтобы вычислить сюжетные дыры.

Итоги. Конечно, "Однажды в сказке" не назовёшь самым идеальным шоу без огрехов, так как таковых банально не существует. У всего есть свои недостатки, но с случае с этим сериалом количество плюсов и отличных моментов просто запредельное. Собственно, следующая статья будет посвящена как раз лучшим моментам Однажды.