Найти тему
От худшего к лучшему

10 лучших моментов сериала «Однажды в сказке»

Оглавление

Вопрос на засыпку. Угадайте по описанию: сериал в жанре фэнтези и драмы, вышедший в 2011, рассказывающий единую историю длиной в несколько сезонов, завершившийся в 2018. В качестве отличительных особенностей нетипичная жестокость к персонажам, мрачная атмосфера и потрясающая музыкальная тема. Ещё шоу создало просто невероятное количество потрясающих во всех смыслах персонажей, а также запороло финал.

Думаю, многие назовут «Игру престолов», но истинные гики вечернего контента на канале Disney начала 10-х — менее популярный, но не менее интересный «Once upon a time», в нашей стране получивший название «Однажды в сказке». На мой взгляд, шоу не пользуется большим спросом как раз из-за того факта, что вышло оно под катком «Игры престолов» — прямого фэнтези-конкурента, но с бюджетом побольше, взрослым рейтингом и брендом. Хотя «Однажды» достойно вашего внимания, так как обладает обилием восхитительных элементов.

Я тут заметил, что в Дзене ровным счётом нет интересных статей-обсуждений об этом сериале. 99% всего — это небольшое описание сюжета или интересные факты. Я проштудировал многие статьи на платформе, но ровным счётом не видел детальных обсуждений сюжета, поступков персонажей или в принципе конкретики, поэтому «пора взять дело в свои руки». Вообще, я к «Однажды в сказке» в любви признавался неоднократно — для меня это лучшее создание кинематографа за всю его историю. И вот я наконец-то дорос до того момента, когда не просто упомяну про него, а отгрохаю целую статью.

Представляю вам 10 моментов сериала «Однажды в сказке», в совокупности делающих его просто потрясающим произведением. Естественно, со всеми возможными спойлерами.

10. Саундтреки от Марка Айшема (+ дубляж от Невафильм)

Композитор сериала Марк Айшем
Композитор сериала Марк Айшем

Если вы часто меня читаете, то заметили, что я очень редко выделяю непосредственно саундтреки того или иного проекта. Дело в том, что я считаю музыку важным элементом картины, но таким элементом, который должен проходить фоном и не перетягивать одеяло на себя. Музыка должна очень точечно гармонировать с видеорядом, исходя из контекста сцены, напряжения и т. д.

Но есть моменты фильма или сериала, построенные на визуальном повествовании, скрещённом с музыкой, без которой они работать не будут. Таким приёмом часто пользуются условные Гай Ричи или Майкл Бэй — только, будучи режиссёрами и клипов в том числе, они строят некоторые сцены своих фильмов при помощи конкретных треков. Чуть более тонко частенько поступает Кристофер Нолан — в какой-то момент его фильм опирается исключительно на визуальное повествование, подкреплённое гениальным саундтреком.

Сериалам, думаю, согласитесь, музыкальное сопровождение несколько важнее банально из-за хронометража. Плюс благодаря нескольким сериям различные телешоу в качестве саундтрека обзаводятся и личными темами для конкретного персонажа. Марк Айшем в этом плане проделал просто гениальную работу: он создал воистину сказочную музыку — в нужные моменты злодейскую, в нужные — геройскую. Его саундтрек всегда отдаёт некой атмосферой суровой реальности, но в то же время остаётся верным канонам многих сказочных историй.

Причём работает музыка в обе стороны. Эдвард Китсис и Адам Хоровиц, создатели «Остаться в живых», перетащили оттуда много своих фишек. Вместе с двойной сюжетной линией через флэшбэки в «Однажды» пришла и музыка. Но приём фильмом-клипом сериал развивал слабовато, предпочитая разносить в соло музыкальными темами Злой Королевы, Румпеля или Белоснежки и Дэвида. Раз 500 за весь сериал мною было замечено, как Реджина при пафосной походке под тун-тун-тун-тун-тун-тун-тун молча и вальяжно идёт по направлению к камере, потому... Потому что это попросту круто. Грустная музыка тоже в почёте, но на ней, что хорошо, слишком сильный акцент не делают.

Но мой самый любимый музыкальный фрагмент — это 8 эпизод 3 сезона, на 27:34 — ааааааа, я просто до безумия обожаю этот момент.

Бонусом дубляж от Невафильм

Вадим Романов - гений, озвучивший Румпельштильцхена
Вадим Романов - гений, озвучивший Румпельштильцхена

Я не стал выделять под дубляж отдельное место, но не упомянуть про него просто не могу. Но начну подводку издалека.

В России выделяются три главенствующие студии по дублированию зарубежного контента, до поры до времени сотрудничавшие с западными мейджорами, — «Мосфильм Мастер», «Пифагор» и «Невафильм». Как можно догадаться по названиям, «Мосфильм» и «Пифагор» — студии московские, «Нева» — питерская (до 2022-го у неё имелся филиал и в Москве, но из-за сложной финансовой ситуации он был закрыт).

И у разных студий разный подход к дублированию контента. Переводов это практически не касается, так как по большей части всё зависит от случая, хотя переводы «Невы» (из тех, что я имел честь сравнивать) достаточно качественные. Основная штука заключается в количестве приглашённых актёров. Для полнометражных проектов это довольно редкий кейс, но вангую, что хотя бы пару раз вы замечали, что два персонажа одного и того же проекта говорят одним и тем же голосом. И если полные метры не могут предложить миллион человек массовки, то в случае с сериалами обилие персонажей воспринимается как само собой разумеющееся. И в этом случае даже сериалы с большими бюджетами обладают достаточно скудным кастом, так что многие актёры берут на себя сразу несколько персонажей одного шоу. Приведу похожий пример фэнтези-сериала «Легенда об Искателе», дублированного на студии «Пифагор», — каст был приглашён большой, но всё равно очень многие персонажи говорили одинаковыми голосами (Коврижных, Шитова, Прозоровский, Беспалый, Баранов, Дахненко, Грачёва, Карасик, Курта, Филимонов, Мухаметзянов — это пришедшие в голову первыми).

Та-а-к во-о-т, случай с Невой и «Однажды в сказке» в частности очень интересный. Потому что это один из немногочисленных сериалов, где реально трудно найти разных персонажей с одинаковым голосом. Такая штука в целом типична для этой студии дубляжа, но на «Однажды в сказке» просто пошли ва-банк. И не верьте КиноПоиску, утверждавшему о лишь 30 актёрах в касте, — их как минимум вдвое больше.

Причём я уверен, что восприятие сериала было бы совершенно иным, если бы он писался на том же Пифагоре. Поскольку каст актёров дубляжа создал львиную долю успеха проекта для русскоязычного зрителя. Выбор Елены Шульман на роль Реджины — это в разы лучше оригинала. Ирина Горячева на роли Белоснежки добавляет персонажу ещё больше сказочности. Вадим Романов вообще, на мой взгляд, создал самую обворожительную версию Румпельштильцхена. И так можно говорить буквально о каждом персонаже сериала — дубляж если не сделал лучше, то уж точно не хуже оригинала. Причём я также смотрел шоу и на английском — и вариант дубляжа мне нравится гораздо больше.

Главная проблема дубляжа — это смена голосов. Если замену у Крюка я в целом не замечаю, то вот замена голоса Белль меня раздражает. Но самая главная проблема — это замена голоса мистера Голда в 5 сезоне. Как бы ни был хорош Максим Сергеев, в роли замены Вадима Романова он мне кажется плохим вариантом — харизма персонажа теряется.

9. Смерти персонажей и жестокость сериала

-4

От «Остаться в живых» в «Однажды в сказке» перешла и жестокость по отношению к титульным персонажам. Первоначально шоу было максимально мрачным, так что на кладбище персонажи тусовались довольно часто. Причём помирали персонажи любой категории. Конечно, это не передалось самым-пресамым главным героям вроде Эммы или Белоснежки с Реджиной, но даже ближайшие их соглядатаи умирали грустно и жестоко.

Основной ад происходил во флэшбеках, когда ради трагической предыстории кто-то умирал или погибал чуть ли не в каждой серии. Но и в истории настоящего персонажи тоже умирали. К примеру, смерть Грэмма буквально в начале истории действительно шокирует. Смерть Джоанн — милой старушки и близкой подруги Белоснежки — это вообще за гранью добра и зла. Среди самых главных персонажей смерти были хитрыми, но всё равно шокирующими. Со смерти Румпельштильцхена в 3 сезоне я просто выпал. Меня безумно растрогал поступок персонажа, меня так поразила сцена его смерти и последующая реакция персонажей — чуть не разлился в слезах вместе с Белль. Безвозвратная смерть Нила — это тоже за гранью добра и зла, настолько это было грустно.

Подобные сцены всегда очень сильно работают на восприятие реальности происходящего. Пусть события нереальные и выдуманные, но ты сопереживаешь персонажам, вместе с которыми переживаешь трагические моменты из их истории. Персонажи не воспринимаются бессмертными, и буквально к каждому можно проникнуться ещё сильнее.

8. Кроссовер всего и вся

-5

Ещё до этих ваших «Мстителей» и прочих киновселенных вышла чертовски простая, но и чертовски гениальная вещь — смешение сказочных персонажей в единую историю. Сказочные мультфильмы Disney по многим аспектам коррелируются, и в них есть схожие темы — и всегда было интересно, как бы себя вели все эти персонажи вместе — в единой истории. И «Однажды в сказке» даёт ответ на этот вопрос. «Однажды в сказке» адаптировали в свою историю чуть ли не всех персонажей, по которым выходили диснеевские мультфильмы.

Основной упор делается на истории Белоснежки и Злой Королевы, а остальные Красные Шапочки, Золушки, Алисы, Рапунцель, Аладдин и даже Франкенштейн больше идут аутентичным и развивающим вселенную дополнением, но «Однажды в сказке» представляет из себя просто гениальнейший кроссовер. Причём кроссовер не по типу «ой, круто бы было смешать этих персонажей в один сериал» — это кроссовер, сделанный с умом. Во-первых, классические истории в большинстве своём переиначены практически полностью. История Красной Шапочки, Франкенштейна, Крюка, Румпельштильцхена, да даже архетипов вроде Злой Королевы, Питера Пэна или Малефисенты берут своей оригинальностью и чутким подходом.

О чём мы ещё поговорим подробнее, мне очень нравится в этом шоу тот факт, что история исходит от грамотно поданных персонажей. Сериал мастерски представляет тебе всех своих действующих лиц — как основных, так и третьестепенных. И умеет подать их истории, зачастую являющиеся сборником самых несправедливых или печальных событий, грамотно сплетённых воедино с глобальной историей.

«Однажды в сказке» великолепно работает с тем фактом, что шоу должно представить тебе тех самых всеми известных героев сказок, но при этом, будучи выходцем современным, как следует переработать образы под нового зрителя — так, чтобы сделать образы многограннее, а мотивы куда проникновеннее. Вы вряд ли об этом задумывались, но многие истории тех же диснеевских мультфильмов зачастую слишком просты, а свежий взгляд на них современного зрителя, может, и не вызовет отторжения, но явно подарит ему чувство слишком простой и банальной истории (я не говорю сейчас, что это плохо). «Однажды» в свою очередь расширяет границы дозволенного, предлагая увидеть юным зрителям новый образ персонажа, а старым взглянуть на него с иной перспективы.

Хотя, конечно, местами персонажи чисто для количества встречаются, но чаще всего роль таковых чисто эпизодическая.

7. Продуманность истории

-6

Мы довольно часто жалуемся на безыдейные сиквелы вполне успешных фильмов. То же самое случается и с продолжениями отличных сериалов. Чем были хороши сериалы начала прошлого десятилетия — первый сезон был преимущественно законченным произведением. Открытая концовка оставляла возможность сделать продолжение, но итоги сериалы тем не менее подводили. А не как это делают сейчас — обрывая на самом интересном месте, но снабжая шоу побочным безынтересными филлерами.

Как и «Игра престолов», сюжет «Однажды в сказке» является единой историей. В пилотном эпизоде нам делают незаметную затравку на финал (хотя в случае с ходоками довольно заметную), а сюжетные элементы плавно перетекают один из другого. Только если «Игра престолов» базируется на одной теме, проносящейся через всё шоу от начала до финала, то «Однажды в сказке» поступает по-иному.

Каждый сезон является относительно завершённым произведением с подведением итогов и завершением многих сюжетных арок. Откровенными клиффхэнгерами заканчивались разве что первый и четвёртый сезоны. При этом история одного сезона как бы и подводит итоги, но в то же время оставляет затравки на продолжения. И всё это выстроено таким образом, что «Однажды в сказке» при рассмотрении истории целиком ощущается проектом, очень ладно скроенным единой историей.

Сюжетных ружей и предзнаменований в сюжете также в достатке. Шоу в большинстве своём учитывает правила, установленные ранее. А развилки сюжета выглядят максимально органично и не вызывают вопросы в духе «ну это вылезло из ниоткуда».

Я особенно обожаю взаимосвязи между 2–5 сезонами. Поглядите сами: (2 сезон) Реджина волшебные бобы и желает уничтожить Сторибрук при помощи триггера обратного действия → подручные Питера Пэна крадут бобы и триггер → пока герои разбираются с проблемой, Грег и Тамара крадут Генри и перемещаются в Нетландию → Питер Пэн накладывает на Сторибрук новое страшное заклятье → город разрушается, а персонажи отбывают обратно в Зачарованный лес → там начинается противостояние с Зелиной, возвращающей персонажей в Сторибрук → план Зелины включает перемещения во времени → Эмма и Крюк перемещаются в прошлое, откуда забирают Эльзу → благодаря появившейся Снежной королеве Голд находит способ избавиться от власти кинжала → Голда выгоняют из Сторибрука → он возвращается со злодейской свитой и сердечной болью → из-за совершённого зла титул Тёмного переходит к Эмме, перенося её в Камелот → Крюк тоже становится Тёмным и жертвует собой → для его спасения персонажи отправляются в Подземное царство.

Если верить различным интересным фактам из Интернета, то работа над сценарием «Однажды в сказке» была завершена ещё при выходе 1 сезона «Остаться в живых» — в 2004. Наверное, к моменту препродакшна общая сюжетная канва была продумана достаточно детально, и, обращая на произнесённую в пилоте фразу Румпеля «И начнётся последняя битва», сюжет шоу был расписан от начала и до конца. Правда, тогда встаёт вопрос относительно первой половины 4 сезона — так как там появляются Эльза и Анна — персонажи мультфильма «Холодное сердце» 2013. Пусть разработка мультфильма стартовала ещё с 40-х, но похожий окрас мульт приобрёл только к 2011 году. То есть, я так думаю, в планах была Снежная королева, а Эльза и Анна были вклеены в последний момент. Хотя, говоря откровенно, начало 4 сезона выглядит самым криво вклеенным из всех сезонов.

6. Сказка против реальности

Никакого фото получше не нашёл, так что извиняйте
Никакого фото получше не нашёл, так что извиняйте

Чему учит нас буквально каждая сказка? Добро всегда побеждает зло. Чему нас учат разные мрачные фильмы с серой моралью? Жизнь — не сказка, а злодеи часто остаются безнаказанными, тогда как герои терпят поражение. И «Однажды в сказке» поступает со своей базовой концепцией любопытно.

Говоря о сказочной составляющей, «Однажды» обладает всеми элементами добрых диснеевских мультфильмов. У нас есть самоотверженные герои, добро всех побеждает примерно дважды в сезон, а также хеппи-энд приветствуется.

Говоря о мрачной приземлённой атмосфере «фильмов реальности», «Однажды» делает буквально всё, чтобы максимально насытить скучный быт классической сказочной истории. Сам концепт сюжета в этом моменте уже краше всего описывает суть названия «Сказка против реальности» — из сказочных мест Зачарованного леса заклятье переносит всех его жителей в сырой и мрачный городок, где практически никогда не светит солнце.

Ещё большой удар на себя принимают персонажи. Конечно, по большей части шоу обходит острые углы неоднозначности положительных персонажей — как правило, их неоднозначность существует по большей части для сюжетной функции. Вроде внезапной злодейки из Эммы или проблемы Мэри Маргарет с чернеющим сердцем. Хотя, должен отметить, что более-менее никто из основных действующих лиц не является моралистом до мозга костей, не совершающим ошибки (вы можете здраво назвать таковыми Белоснежку и Дэвида, но мне кажется, что герои они лишь в целом, но творят разное нехорошее напостой).

Больше внимания тут уделяется неоднозначным личностям антагонистов. Да, они как бы злые, но мотив таковыми быть у них есть. До кучи, есть и злодеи, которых сюжет не может вычеркнуть из истории в связи с рейтингами, так что надо бы превращать таковых в добрячков. Но об этом подробнее будет на пару мест выше.

Ещё мне очень нравятся те моменты сюжета, когда персонажи полностью морально разбиты или находятся на волоске. Всё — сейчас грянет какое-нибудь заклятье, так что мы друг друга забудем, разбредёмся кто куда и потеряемся. Большинство персонажей сериала так или иначе постоянно сталкиваются с теми моментами, когда жизнь даёт им смачную оплеуху. Постоянно кто-то кого-то теряет, встречается с предательством и т. п. Таким образом, сериал очень хлёстко показывает то, что даже сказочным персонажам свойственно терпеть неудачи и страдать.

5. Магия всегда имеет свою цену

-8

На протяжении всего сериала нам талдычат, что магия не даётся бесплатно — за неё всегда надо платить. И такая штука делает этот волшебный мир очень любопытным.

В большинстве просмотренных мною проектов, где присутствует магия, эта самая магия выставляется в плохом свете, но завуалированно. Любой трындец волшебного мира начинается из-за того, что пробудилось какое-то древнее волшебное зло или что-то вроде. Всегда волшебные персонажи вынуждены противостоять магической стихии, но при этом мало кто из них подмечает, что во всём виновата магия. Или, по крайней мере, делают это вскользь.

Персонажи «Однажды в сказке» — особенно главный маг шоу Румпель — осознают всю опасность магии, поэтому пользуются своими сверхъестественными дарами не направо и налево. Особенно гениально эта тема коррелируется в первых сезонах с регулярным мрачником сериала. Все эти смерти персонажей или ещё какие трагические события всегда случаются из-за одной причины — магия требует свою цену. Ни одно действие персонажей не проходит бесследно — любое решение при помощи магии так или иначе негативно аукнется в дальнейшем.

Особенно в этом плане трагичная судьба у двух главных злодейских гениев этого шоу. Реджина ценой всего наслала заклятье, а после его снятия до начала 6 сезона расхлёбывала свои оплошности и получала удар в самое сердце. Румпель и вовсе сначала обрёл всё благодаря магии, а после и потерял. Не буду перечислять всех подробностей, но по итогу он даже сначала своей жизнью пожертвовал, а позже потерял сына из-за тяги к магии.

4. Образы антагонистов

-9

К шоу можно предъявлять разные претензии, но даже самый ярый скептик должен согласиться с тем фактом, что более менее все злодеи этого шоу прописаны отменно. Если позволите, я зацитирую вам одного небезызвестного блогера: «Злодеи в этом шоу получаются лучше, чем герои, и неудивительно, что зрительские симпатии чаще на стороне первых: они более яркие, интересные и неоднозначные. Такое чувство, что именно негодяев сценаристам приятнее прописывать — у тех всегда есть мотив быть злодеем, зритель последовательно наблюдает, как их жизни подкидывают им удар за ударом, как судьба неоднократно насмехается над ними и как они не справляются с испытаниями. Разумеется, зритель проникается этими жизненными историями, понимая, что их путь вовсе не был усыпан розами, и сопереживает им куда больше, чем героям, которым по непонятным причинам чаще всего тупо везёт». Этот небольшой отрывок как нельзя лучше описывает этот пункт, так что я не вижу смысла мне ещё раз рассыпаться в любезностях к злодеям. Вместо этого я предлагаю обсудить каждого антагониста отдельно. Чтобы интрига, обсуждать их будем от самого худшего к самому лучшему, но в этот раз по моему мнению:

17) Рапунцель и Дризелла

-10

7 сезон наплодил довольно много новых злодеев, но, к сожалению, мало у кого из них получилось затмить зло из предыдущих сезонов. На мой взгляд, в «Однажды» нет как таковых неинтересных злодеев, так даже довольно вымученный финал сериала подарил на суд зрителей нечто интересное, но откровенно проигрывающее тем отрицательным персонажам, которых мы встретили ранее.

История Рапунцель или Дризеллы способна пробить на эмоции, но их образы в целом были достаточно вторичны. Суть персонажа Дризеллы ровным счётом несколько переделывает путь Зелины: тоже дочка, не получившая любви от матери в детстве, из-за чего весь замес и начался (по ходу сюжета мать даже искупляет свою ошибку); тоже получает наставника, который вроде как направляет её на новый путь, но обе злодейки в итоге разочаровываются во всём, устраивая разные безобразия. Только вот Дризелла не является основным злодеем истории, поэтому её сюжетная линия разрешается довольно быстро. И в последних эпизодах шоу она в принципе не появляется, найдя примирение с сестрой. Из основных положительных моментов образа героини можно выделить лишь твист с тем, что она тут является злодеем. В остальном же героиня достаточно неплоха, но она не настолько яркая, чтобы затмить всех тех, кто будет в списке выше.

Для Рапунцель или леди Тримейн не стал выделять отдельное место, так как злодей буквально эпизодический и выходит из игры он быстро. Выделяет эту злодейку непривычно мрачная предыстория. Потерять отца и дочерей, на несколько лет застрять в чёртовой башне, а потом ещё и жить рядом с новой женой твоего мужа. Бэкграунд у героини прописан действительно мощно, а её драма с погибшей дочерью работает очень хорошо для не особо шикарного 7 сезона. Но героиня интересна скорее в вакууме, чем как самобытный и многогранный антагонист. Следить за сломом Рапунцель во флэшбэках очень интересно, но её действия в настоящем не особо занимательные.

- Занятая мыслями об одной своей дочери, я не... Я и не замечала, что другая со мной всегда.

16) Урсула

-11

С каждым пересмотром я всё сильнее осознаю, что даже 11 эпизодов по 45 мин на половину сезона кажутся мне недостаточными для максимального наслаждения от действий эпизодических персонажей. Самый яркий пример эпизодического персонажа, который для истории важен, но при этом на экране проводит крайне мало времени, — Урсула. Вторая часть 4 сезона заявляет нам Румпельштильцхена и целое трио значимых злодеек диснеевской классики. При этом троица очень хорошо взаимодействует во флэшбэках, а в настоящем им прописали очень мало классных совместных сцен. Более того, разъединяется сестринство очень быстро, а Урсула покидает корабль раньше всех.

Не скажу, что в команде с Малефисентой или Круэллой она мне нравится больше всего — как понимаете, как раз-таки наоборот. Но в целом у неё хорошая предыстория и относительно других злодеев шоу «разнообразный конфликт». Пока основная когорта искала себе счастья в поиске или даже оживлении почивших родственников и любимых, Урсуле нужна была штука попроще — вновь вернуть себе певческий голос. Это действительно одна из самых необычных мотиваций шоу, что определённо выделяет Урсулу. Но её сюжетное наполнение в настоящем оставляет желать лучшего, так как скатывается к неплохим шуткам про щупальца или кулакам для героев.

Но хотя бы завершение арки Урсулы мне очень даже понравилось, так как она попала в список немногочисленных злодеев сериала, которые сумели измениться и получить хэппи-энд.

- Постой. Мамин голос — это всё, что у нас осталось. Мы чудом его сохранили, так пусть он пребудет с тобой.

15) Мистер Хайд

-12

Шестой сезон тоже несколько покидало в плане разношёрстных злодеев, которые не особо опасны для Эммы и ко, но, по крайней мере, харизмой тот же Хайд тащит. В нём есть определённый стержень, а для всего 5 эпизодов очень даже неплохо раскрылся.

Вот чем Хайд хорош, так это своей непредвзятостью, харизмой и несколько театральным поведением. Сторибрукский Румпель не был безумцем, а вот другой бессмертный прям от души веселится и дико кривляется, чего в шоу, если честно, местами не хватало.

Наполнение персонажа тоже радует. Предыстория его тоже трагичная, в этот раз вдвойне. История доктора Джекилла и мистера Хайда довольно-таки известна, но Эдвард Китсис и Адам Хоровиц вновь умудрились здорово адаптировать её для «Однажды». Альтер-эго Джекилла не оказалось злодеем сей истории, а как раз-таки жертвой обстоятельств, а сам Джекилл пусть и невольно, но убил свою возлюбленную.

В «Сторибруке» контраст между добрым Джекиллом и злым Хайдом тоже выстроен интересно. Да и завершение арки этих двоих мне тоже очень нравится. Злодей, что называется, сам себя прикончил. А, ну и трюк с кинжалом Румпеля был прекрасен. А, ну и голоса обоих в дубляже потрясные.

На мой взгляд, эта парочка стала одними из самых интересных персонажей 6 сезона (пусть и появились они в конце 5), хоть их появление и было чертовски коротким.

- Я ощущаю себя чужаком. И даже выгляжу иначе.

14) Чёрная фея

-13

Вообще, раньше Чёрная фея мне даже очень нравилась как очередной интересный злодей «Однажды». Но, задумываясь о расположении мест в этом списке, я решил, что эта Фея не то чтобы чем-то сильно завораживает. Да, злодейка многогранная и качественно прописанная, но для этого сериала у неё в целом много повторений. Путь Чёрной феи — это буквальный путь Питера Пэна, что особенно забавно осознавать при знании того факта, что они являются родителями Румпельштильцхена. Питер Пэн: при помощи внука Румпеля решает наслать своё мутное заклятье, при этом он (Пэн) как бы не против начать с чистого листа со своим сыном, но в итоге из-за него погибает. Фея: при помощи сына Румпеля решает наслать своё мутное заклятье, при этом как бы не против начать с чистого листа со своим сыном, но в итоге из-за него погибает. Только отличие Чёрной феи в том, что её предыстория чуть-чуть интереснее, хотя расширяет больше образ Голда. Сюжетный поворот с тем, что именно Румпельштильцхен, являющийся главной грозой этого города, должен был стать Спасителем — это круто. И мотив и поведение Чёрной феи — это штуки прикольные, так как она пыталась стать лучшей матерью для своего ребёнка.

Но почему-то я не чувствую послевкусия от её арки. Мотив пусть и хороший, но действия Феи в Сторибруке максимально обыденные и скучные. На мой взгляд, не она должна была закрывать шоу в качестве злодея для последней битвы.

- Прости, родной. Я тебя не подведу. Мама знает, как тебя спасти.

13) Матушка Готель

-14

Продолжаем избавляться от злодеев из поздних сезонов. Вообще, 7 сезон наплодил порядочное количество антагонистов, но при этом более-менее все из них раскрылись достаточно посредственно. Готель, опять же, персонаж довольно интересный. У неё есть мотивация, цельный образ и неплохие сюжетные повороты, но под грузом общей вымученности сезона этот образ несколько теряется. Толком Готель появляется только после трети сезона, затем предпочитает появляться урывками, чтобы под самый конец сериала явить на свет зрителя свою предысторию с тем, как бедные богатые стервы её обижали. Ну и план её в итоге оказался пшиком и мутотенью, так что Готель даже не становится основным антагонистом, победа над которым окончательно и бесповоротно завершила бы арки персонажей шоу. Самая прикольная штука в том, что она является матерью Алисы, а также по глупости своей и умности Рапунцель была заточена в башне.

-Все, кто мне был дорог, мертвы. Что я могла сделать, кроме как отомстить их убийцам?
-Отомстить? Много погибших?
-Без счёта. Всё королевство.
-Да простят нас боги.
-Было бы что прощать. Человек неистребим. Нечто невообразимое вылезет наружу и вновь эволюционирует в людей. И новый виток будет лишь хуже. Содрогаюсь при мысли, что придёт на смену этой, но уж той придётся труднее. И намного.

12) Круэлла

-15

Открываем 12 место с персонажа, который мне уже беспрекословно понравился, так как из здешней Круэллы злодейка действительно получилась интересная. И я всё ещё считаю этот образ потрясным, но мне тут подумалось, а на чём этот образ базируется? Я уже упоминал, что сценаристы более-менее из каждого персонажа умудряются сделать живого и противоречивого человека со своими проблемами, лишениями и слабостями. Тут нет как таковых Джокеров — каждый злодей становится злым из-за определённых стечений обстоятельств. И Круэлла вроде как тоже под это правило подходит, но на самом деле нет. Вместе с Айзеком мы наблюдаем за тем, как довольно милая и добрая девушка искренне веселится, делая те вещи, в которых раньше ей было отказано. Как вдруг вскоре узнаётся, что эта девушка — чокнутая маньячка, убивающая мать её же собаками, а после делающая из этих псов шубу. У Круэллы как таковой нет определённого мотива, стержня, который направил её на путь зла. Она либо просто психически нестабильная, либо в детстве её с ума свели.

Но чем же тогда персонаж хорош? А ответ прост — это на редкость харизматичная больная $ук@. В обсуждении Хайда я говорил, что не хватает лёгонько шоу таких злодеев, которые просто конченные, но при этом они понимают свою крутость, чем всячески понтуются перед зрителем. И Круэлла в принципе подходит под это описание. Но ей банально не дают хронометража, так как покидает шоу она буквально сразу за Урсулой. Но в 5 сезоне отсылки ради ещё что-нибудь для сюжета поделает.

На мой взгляд, из Круэллы получился вполне яркий и интересный второстепенный злодей. Она не лезет на рожон, вытесняя внимание за Румпелем или Мэл, но при этом в некоторые моменты может задать жару.

-О, ты бы видел это лицо, когда я натравила на неё её же псов. Мне это никогда не забыть. А собак бояться уже не нужно - и они в мире ином.

11) Злая королева

-16

Наверняка вы сейчас удивлены тем, что сама Реджина — та, кто, по мнению многих, просто украла это шоу, — не попала даже в лучшую десятку. И знаете, насколько сильно я обожаю Румпеля, настолько сильно считаю, что Реджину переоценивают.

Поймите правильно, это восхитительный персонаж в целом: её мотивация, харизма актрисы, озвучка, диалоги, сюжетный путь — это всё прекрасно. Проблема в том, что для персонажа с настолько мощными способностями она чересчур бесполезна. Началось всё буквально с противостояния Белоснежке. Обладая нехилыми магическими способностями и являясь целой королевой при войске, она не может поймать и победить своего злейшего врага. В противостоянии Питеру Пэну один-единственный раз она сумела сделать хоть что-то полезное, когда выяснилось, что ей не стыдно за своё поведение. Противостояние с Зелиной хорошо оправдывает сюжет, но создаётся впечатление, что в каждой схватке с сестрицей Реджина даже не пытается хоть капельку постараться. В схватке со Снежной королевой тоже при своей силе ничего не может противопоставить злодейке. Во второй половине 4 сезона дурочкой лажает перед Голдом со свитой. В 5 сезоне вроде как научившаяся светлой магии Реджина всё равно против сестры дерётся слабовато. В 7 сезоне ничего не может поделать с Готель. Но не забываем про флэшбэки, где нам чуть ли не в каждом эпизоде показывают то, как Злая королева лажает. Ну и особенно меня веселит, что Реджина скажет что-то пафосное противнику, а потом улетит за 100 метров.

И хотя я сейчас долго не холил и лелеял персонажа, но всё-таки в целом образ Реджины мне нравится. Её потеря любимого, а после неспособность принять эту потерю, предпочитая вымещать гнев на Белоснежке. Несмотря на огромную любовь многих к персонажу, я всё-таки встречал мнение, что мотивация Реджины странновата. Зачем обижаться на маленькую болтливую девочку, если твоя мать у тебя на глазах любимому сердце вырвала? Ну, на мой взгляд, ответ очевидный. Реджина ненавидит, но ещё и боится свою мать, которая всегда ассоциируется у неё со страхом к волшебству. Поэтому она в целом отрицает причастность матери к убийству, из-за своих комплексов и психологической травмы вымещая злость на косвенно виноватой. При этом мне нравится, что персонаж находит умиротворение не по классике — тупо найдя себе новую любовь. Реджина находит счастье в своём сыне, а со временем и находит друзей, которые её поддерживают. Конечно, в 3 сезоне появляется Робин Гуд, но его удивительным образом убивают в 5 сезоне. А потом ещё и Фассилье с той же проблемой.

Я вообще обожаю Реджину из 2 и 3 сезона. Это ещё тот случай, когда она перестала быть доброй невинной овечкой, оставшись злодейкой в целом, но стараясь измениться к лучшему. Она добреет не из-за того, что ну сценаристы попросили поумерить пыл. Всё дело в сыне, который не может принять её злодейкой. И примирение и попытки взаимодействовать с героями — это просто золотая находка сценаристов.

Ну и не могу не выделить отдельно 5 серию 2 сезона «Доктор». Это где Уэйл оживил возлюбленного Реджины — Дэниэла. Если вы смотрели серию, то наверняка помните, какое сильное эмоциональное давление опустилось на Реджину — ей пришлось второй раз потерять любимого, только теперь отпустить самой. Потрясающий момент, но если вы смотрели сериал в дубляже, то потеряли один важный момент. Реджина говорит Дэниэлу, что любит его, на что тот отвечает: «Так докажи». Фраза понятная — если любишь, отпусти. Но в оригинале Дэниэл говорит совсем другое, он её буквально успокаивает и воодушевляет: «Так полюби ещё раз».

- Генри, что бы кто ни говорил, что бы ты сам ни думал — я тебя люблю!

10) Зелина

-17

На место выше я решил водрузить старшую сестру Зелину, так как в злодействе она преуспела явно побольше. Мотивация у персонажа также достаточно занимательная. Более-менее все злодеи шоу тянулись к счастью, и Зелина не исключение, но тянулась она к этому счастью по-своему. Из всех персонажей только она и ещё один злодей испытывали чувство зависти к своему более успешному родственнику. В отличие от коллег по цеху, в планы Зелины не входит власть, попытка наслать заклятье, сотворить что-нибудь нехорошее из мести — она хочет стать любимой и нужной, но видит свой шанс лишь в том, чтобы заменить младшую сестру. Это интересная подача конфликта сестёр, разрешившаяся довольно любопытно.

До кучи, Зелина повторила путь Реджины, планомерно перевоспитываясь по ходу сериала. В 5 и немного 6 ещё сопротивлялась искушению тёмной стороны, но со временем сумела пересмотреть приоритеты. Чем ещё сестра похожа на Реджину, так это связью с ребёнком. Зелина тоже нашла своё счастье не в любимом муже, а в любимом ребёнке.

- Из чего бы выбрать? То, что родная мать меня бросила, что отец никогда не любил... Что сестре досталось всё, о чём я мечтала, незаслуженно, чего она даже не ценит - всё преподнесли на блюдце, просто так!

9) Малефисента

-18

Малефисента — во многом уникальный отрицательный персонаж «Однажды в сказке». Злодеи сериала часто буквально материализуются из воздуха, раньше зритель не мог за ними наблюдать. Малефисента же стала единственным антагонистом сюжета поздних сезонов, появлявшимся ещё в 1. Правда, в 1 сезоне появление Малефисенты было сродни необязательному камео, именно что персонажем с предысторией и мотивацией она предстала в 4 сезоне.

И её сюжетную линию сценаристы написали любопытно: через контраст между злодеем и счастьем. Шоу нас учит тому, что в бытность злодеем нельзя быть счастливым, но Малефисента забеременела — ну а для всякого родителя ребёнок является истинным счастьем. И тут интересный конфликт от героев: а вырастет ли ребёнок злой драконихи злым? И через «несчастный случай» Малефисента всё-таки лишается чада, а в дальнейшем её мотив сводится к поиску своей кровинушки. Несмотря на не самый внушительный хронометраж, героине хватает времени раскрыться перед зрителем, так что Малефисента определённо производит впечатление отлично прописанного героя.

- От вас мне нужно другое - муки. Бесконечные, страшные и нестерпимые. Как моя боль и мои муки. Вы заплатите за всё. Я буду упиваться вашими страданиями, а вы смотреть, как рушится ваш мирок.

8) Фассилье

-19

Вот вылетел и последний антагонист 7 сезона, и я думаю, что вы удивлены настолько высокому месту для этого парня. И тут дело, наверное, в общей безликости финального сезона. Новые персонажи не оказались достаточно интересными, а старые уже не вызывали прежних эмоций из-за того, что в сюжете они лишние.

Но я совру, если скажу, что у 7 сезона совсем нет точки соприкосновения со зрителем. Несколько персонажей всё-таки вызывают эмоцию, а самым ярким и харизматичным здесь определённо стал Фассилье. Его основной плюс в том, что он просто-напросто кайфовый персонаж. Это ведь дикая харизма, панты и ничего больше. У Фассилье нет как таковой мотивации — им не движет какой-то личный мотив, он не борется за сердце Реджины и в его шкафу нет какой-то трагичной детской травмы. Его основное назначение для сюжета — ходить и пантоваться своими силами. Он — колдун в немагическом мире, так что регулярно выделывается перед здешними жителями. И, о-о-ох, как же он хорош в этом. Я прям обожаю тот момент, когда Фассилье при помощи куклы вуду убивает Гретеля — это прям одна из самых напряжённых и эффектных сцен 7 сезона. И в остальном персонаж тоже действует завораживающе, но нераскрытый потенциал даёт свои плоды. Я при первом просмотре всё строил теории: каким же таким образом Фассилье сыграет в последних эпизодах. Из-за Реджины объединится с героями или обманом победит Готель, напоследок став самым главным злодеем шоу? Но, как оказалось, никак. Он посмотрит вдаль своих злодейских перспектив, а потом альтернативный Румпель заколет его своим кинжалом.

Ну и, конечно, не могу не отметить, что очень сильно влияет на восприятие персонажа дубляж — на русском голос добавляет Фассилье +100 баллов к харизме. И я даже смог вычислить актёра, дублировавшего персонажа, — им оказался Давид Бродский. Кстати, примечательно, что при первом появлении Фассилье озвучивал другой актёр, от которого харизмы как раз было маловато.

- Душа моя, спросила бы прямо. Я здесь ради кинжала Тёмного.
- При всех наших с ним разногласиях, Румпель — мой старинный друг. И мне стоять в стороне, пока ты его убиваешь?
- Нет. Буду говорить начистоту, Реджина. Уж ты-то знаешь, кто я такой. Всегда знала. Зато тебя так легко не прочесть. Это твоё прошлое, настоящее, а это будущее: тебе уготована большая любовь, но судьбу ты выбираешь сама.
- А у меня есть выбор? Кроме как спасти Голда?
- Последуй примеру своего учителя — найди способ получить всё.

7) Король Артур

-20

Вообще, интересно у шоу получается делать из классических героев диснеевских мультфильмов отъявленных негодяев. И если Питер Пэн, который ещё с книжного первоисточника был далеко не паинькой, изначально позиционировался злодеем в 3 сезоне, то с Артуром создатели поиграли в интригу — достойнейший оказался тем ещё козлом.

И я не всегда понимал, как мне относиться к этому персонажу. Ведь как злодейская единица он довольно жалок. Будучи простым смертным без магии в ситуации с противостоянием целой ораве крутых колдунов, ему приходится пользоваться разными помощниками: то Зелина приходит на помощь, то Мерлин под властью меча страхует. До кучи, Артура и не назовёшь основным антагонистом первой половины 5 сезона — таковой кажется Тёмная Свон, а потом выясняется, что главный серый кардинал — Капитан Крюк. Но Тёмную парочку я включать не стал, а вот Артура не мог не упомянуть.

Вообще, я бы не называл Артура злодеем, ему именно что больше подходит термин «антагонист». Я бы даже отдельный сериал про этого чувака посмотрел, так как его сюжетная линия кажется мне одной из самых любопытных в принципе в кинематографе. Начинал-то он путь действительно положительным персонажем, чья судьба состоит в том, чтобы вытащить меч из камня, а после восстановить потерянное королевство. Но Артур пал жертвой высоких амбиций Мерлина, не сумев психологически пережить своё предназначение (Тай-Лунг из «Кунг-Фу Панды» примерно про то же). Персонаж как бы понимает, чего от него желает великий колдун, но в какой-то момент осознаёт, что вся его долгая жизнь сводится к следованию пустым пророчествам и тупо вытаскиванию обрубка меча из камня. Артур сломался, так что решил, что не прозябает жизнь в ожидании следующей подсказки, а возьмёт её в свои руки. И это очень интересная тема — великий герой, ставший злом из-за того, что устал быть просто марионеткой.

Ну и завершение арки Артура оказалось неожиданным. Вроде бы умер, но попал в своё царство, где он будет должен водрузиться на трон и спасти людей.

- Это ты обманулся? После твоих же лжепророчеств, моих безысходных поисков... Ты погубил меня!

6) Снежная королева

-21

Вообще, до того как я прям анализировал в своей голове антагонистов «Однажды в сказке», я не пылал особой любовью к Снежной королеве. Меня очень смущало то, что за половину сезона её суммарные появления случаются не особо часто. Нам много времени уделяют Эльзе и Анне, драме Румпеля и Белль, конфликту Эммы, что Снежная королева на их фоне немного теряется. Тем более что это один из самых стремительных промежутков истории сериала — при первом просмотре я даже и не понял, как героиня уже в момент жертвовала собой, завершая свою арку.

Выделяет персонажа яркая харизма Элизабет Митчелл, отлично переданная в нашем дубляже. Русский голос в этот раз, правда, мне вычислить не удалось, хотя голос этот очень знакомый. Ещё определённо подкупает тот факт, что персонаж не считает себя злодеем, так как все её действия являются ответной реакцией на поведение других людей. Она не может принять ношу своего дара, при этом боясь и критики со стороны окружающих, которые будут считать её чудовищем. И единственным спасением становятся сёстры, в какой-то момент тоже отворачивающиеся от Ингрид. В этот момент рушится мир персонажа — от неё буквально отвернулись все родные. И она находит спасение лишь в одном — найти себе родственные души с таким же даром. Но восхищает даже не маниакальное желание Ингрид сделать из Эльзы и Эммы сестёр, а её роковое решение. Большинство отрицательных персонажей сериала погибали от рук героев, так как убийцы и всё такое. Ингрид же единственной осознала ошибочность пути и погибла героем, жертвующим своей жизнью ради других. Одна из самых сильных смертей сериала.

- Иного пути нет. Я — чудовище, но виной тому не мой дар, а то, что я обратила его во зло. Я одна виновата.
- Стой, Ингрид, не надо.
- Надо. Ничего. Эльза, Анна, вы нашли друг друга. И Эмма тоже нашла родных. Пусть даже я не в их числе... У вас у всех редкий дар - помните об этом.

5) Аид

-22

Владыка Подземного царства при всём своём могуществе всё-таки выделялся многими как злодей харизматичный, но достаточно слабенький. Я же с такой оценкой не совсем согласен, так как склонен считать, что из Аида получился дико кайфовый харизматичный обаяшка, способный нагнуть любого. Главной проблемой Аида выделяют пассивность, так как он целый Бог смерти, но не особо стремится по-быстрому покончить с надоедливыми героями. Мне же, наоборот, эта пассивность нравится. Аид — крутой манипулятор, отдающий грязную работу своим подручным. Так он делал и в мультфильме 1997 — был силён, но всю работу отдавал разным монстрам. Тут так же.

И, как Фассилье или Круэлла, за этим злодеем интересно наблюдать просто потому, что он жутко кайфовый. Его харизма, его смешливое и одновременно угрожающее лицо с потрясным голосом из дубляжа тащат персонажа вверх. Я не уверен на все сто, но думаю, что озвучивал Аида Сергей Козик.

Мотивация у Аида, собственно, практически идентична мотивации Зелины — в этот раз только братик заграбастал себе все лавры, а не сестра. Но есть между этими персонажами различие, которое в моих глазах и делает Аида шикарным — это истинная мотивация. Обоими движила месть к брату или сестре, оба хотели встать на место соперника, но Зелина хотела стать счастливой и нужной, а Аид жаждал власти. В выборе между Зелиной и властью он выбрал последнее, так что он, в отличие от возлюбленной, поплатился жизнью за это.

Но в то же время, несмотря на своё пристрастие к силе, он испытывал чувства к Зелине, а их пара оказалась даже искренней, их отношения — очень трогательными.

Отдельным пунктом хотелось выделить отношения Аида с Румпелем. Два самых гениальных и могущественных чёрта устроили диалоговую междоусобицу, что просто замечательно обставлено.

-Ты часто думаешь о своей сестре, верно?
-Как ты это узнал?
-Да просто. Я знаю, каково тебе. Одной досталось всё, причём даром, другой — ничего. Что, тепло? Для многих старший брат или сестра — идеал и кумир, типа Бог. Так вот, мой старший брат и есть Бог — Зевс. Слыхала? Вот уж кому досталось всё. Ему править Олимпом, а я сослан в Преисподнюю, моё сердце не бьётся. Любовь, счастье, радость — всё это у меня отняли, оставив мне неизбывную ярость и жажду... жажду мести.

4) Питер Пэн

-23

Питер Пэн — ещё один дико прозорливый и харизматичный злодей «Однажды в сказке». Самая идеальная его характеристика — он, как и сын, является гениальным манипулятором, дёргающим за ниточки. Полсезона Эмма с ко носились по Нетландии, но Пэн не изображал из себя жутко мрачного и сурового мужика. Он ребячится, настраивает команду против друг друга, веселится и влёгкую обманывает своих соперников.

Единственным стоящим для него соперником был его сын, а кошки-мышки этих двоих тоже стоят отдельного упоминания. За предыдущие сезоны мы неоднократно удостоверялись в том, что Румпельштильцхен — самый опасный и проницательный персонаж сериала. Как вдруг выясняется, что не только Тёмный маг представляет из себя имбового колдуна при харизме. Ну и преемственность, так сказать, поколений тут тоже прописана замечательно. Многие приколюхи поведения Румпеля достались ему от отца — вроде заразительного смеха (что даже передано в дубляже) или активной жестикуляции.

О мотивации Питера я раньше толком не задумывался. Он хотел остаться бессмертным, а потом начать мстить Румпелю, заклятьем прикончив всех его близких. Но к этой статье до меня дошло, что мотивация Питера Пэна вообще одна из самых понятных обычному зрителю — он просто хочет жить в комфорте. Он не стареет и навсегда заперт в теле подростка, у него есть магия, так что побаловать он себя может, а, ну и за командира целой мальчишеской банды — получается, он ещё и авторитет в этом месте.

Его жизнь после смерти жены не назовёшь особо счастливой: выиграть крохи на пиво и маяться с сыном, которого ненавидишь, ведь из-за него любимая была потеряна навсегда. По сути, вся твоя жизнь сводилась к тому, что тебе оставалось только думать о хорошем, хотя бы во снах переносясь в комфортный для себя мир. И в этот раз сон превратился в реальность. Питер Пэн в чём-то похож на Даркена Рала из «Легенды об искателе» — и 5 сезон, где Пэн ненадолго появился, это только подтверждает. Находясь в Преисподней, он соскучился по запахам и вкусам и вновь хотел вернуться в мир живых.

-Большущие глазища, со слезами, взывают ко мне. Отнимают моё имя, мои деньги, моё время, отнимают надежду на то, что однажды заживу по-человечески. Розовая голая извивающаяся личинка уже готова сожрать все мои мечты...

3) Капитан Крюк

-24

Только не бейте, но я считаю капитана Крюка/Киллиана Джонса слишком перехайпленным персонажем «Однажды в сказке» напару с Реджиной. И тут снова ситуация похожая: образ персонажа замечательный, харизма, кастинг, дубляж, сценарий, мотив, поведение — это всё выполнено выше всяких похвал. Но проблема Крюка, на мой взгляд, не в том, что из него соперник для героев не очень. Проблема в том, что, став героем, он перестал быть столь же кайфовым.

Вот смотришь на Капитана из 2 сезона — харизматичный мудак, рвущийся на попутном ветре за своей местью, игнорируя всё остальное. Причём у него есть манеры, свой кодекс чести, он способен к эмпатии (и не только к Эмме, к Бэлфайеру тоже), а его месть и вовсе является актом отчаяния — он потерял свою любовь, так что теперь местью пытается заполнить пустоту в сердце. В 3 сезоне он уже объединяется с героями, но остаётся тем самым обаяшкой. Сам факт объединения героев и злодеев ради одного квеста вообще вещь гениальная, так как это самая конфликтующая компания из возможных. Крюк то и дело подкатывает к Эмме, при этом у него напряжённые отношения с Дэвидом, не говоря уже о ругани с королевой.

Но со второй половины 3 сезона он немного сменил моральные ориентиры, как бы официально перейдя в стан героев. Что примечательно, на этом моменте Крюку в дубляже незаметно сменили голос — с Александра Ноткина на Сергея Куницкого. И отрицательная харизма Крюка испарилась, так что персонаж в целом остался обаятельным, смешным и интересным (тем более что с его светлой стороной старались играть, то и дело показывая флэшбэки, где он нехороший), но чувствовался его спад.

И на пару серий 5 сезона тот самый гениальный Крюк вернулся, только дико переигрывающим, с очумительной причёской и в стане Тёмного. Вот этот Крюк был глотком свежего воздуха для персонажа, хотя толком продержался всего серию.

Как бы то ни было, персонаж мне всё ещё очень нравится — недаром он аж на 3 месте стоит. Всё дело в его изначальной неоднозначности, так как начинал он благочестивым рыцарем, перешёл в стан благородных пиратов, но вскоре потерял свою благородность, а с потерей Милы и вовсе стал злодеем, которым ещё долгое время будет двигать месть к Крокодилу.

-Я целовал Эмму. Моя тайна в другом. В том, что я никогда не думал, что смогу забыть свою первую любовь, мою Милу, что её кто-то способен заменить. Пока не встретил тебя.

2) Кора

-25

Наверняка вы удивлены, что Кора расположилась настолько высоко в этом списке — я, если честно, тоже. Лично я никогда не ощущал Кору особо важным персонажем для текущей истории. Обычно злодею выделялось полсезона для мотивации, раскрытия образа и прочего. Кора же появилась ещё в конце 1, а затем постепенно раскрывалась на протяжении нескольких сезонов. Но сюжетная линия героини в настоящем не то чтобы особенно интересная. Она просто угроза для Эммы и не более. С появлением в Сторибруке её сюжетная линия становится интереснее, но только из-за отношений с дочерью.

Куда интереснее путь Коры от дочери мельника до помешанной на магии сволочи. История сей персоны — это довольно занимательный путь из грязи в князи. Умудрившись манипулировать самим Румпельштильцхеном, Кора превратила свою несчастную и бедную жизнь в жизнь настоящей королевы, заставив столь ненавистных ей людей склониться у её ног. Но Кора не остановилась на просто амбициях стать одной из многочисленных господ — она хотела укрепить также власть своей дочери, абсолютно наплевав на её чувства. В попытке сделать свою дочь настоящей королевой она убила её возлюбленного, а до этого многие годы страшила дочь своей магией.

Не думал об этом раньше почему-то, но сценарно Кору можно назвать одной из самых раскрытых и гениально прописанных антагонисток кинематографа. Злодейкой по большей части её сделало общество. Кора всегда получала нагоняй от общества, а высший класс и вовсе презирал её. Получив возможность прикоснуться к власти, она сделала по отношению к другим то же самое, но в какой-то момент просто перешла грань. До кучи, Кора ещё и очень хитрый и коварный персонаж, грамотно манипулирующий другими людьми.

Но это не тот персонаж, который живёт только во зло другим — несмотря на свои причуды, в целом часть её намерений была чиста. Она хотела счастья своей дочери, просто хотела преподнести это счастье ей на блюде несколько странными методами. Вспоминается очень сильная сцена между Корой и Реджиной, когда первая возвращается из Страны Чудес, чтобы по настоянию Динь-Динь найти для дочери любовь. И когда Реджина разоблачает обман и отвергает мать, Кора не устраивает пафосных диалогов, не заставляет дочь силой передумать, а просто грустной уходит обратно в Страну Чудес.

-Я ведь правда хотела помочь. Искренно. Хотела, чтобы ты стала матерью. Если бы я жаждала власти, то поступила бы гораздо проще. Прошу, не пренебрегай материнским советом, поверь той, у кого на осознание этого ушла, почитай, вся жизнь. Единственный, кто мешает тебе стать счастливой, — ты сама.

1) Румпельштильцхен

-26

Ну кто ещё, собственно, встал бы на 1 место, если не этот гениальный во всех смыслах персонаж, одой к которому я уже вам все уши прожужжал? В разговоре о понравился или не понравился мне такой-то проект я всегда во главу угла ставлю персонажей. Если в истории нет героя, за которого можно зацепиться, то для меня это однозначно будет плохая история. И «Однажды в сказке» очень кропотливо подошёл к раскрытию всех своих многочисленных персонажей. По крайней мере, мне достаточно трудно припомнить там неинтересного или скучного героя. Бывают несколько приторные или слишком добрые, но сей факт не делает их плохими.

Но сейчас мы говорим именно о Румпельштильцхене — персонаже, который на самом деле является главным героем истории. Его даже трудно называть злодеем — он всегда мечется из стороны в сторону, а его поведение всегда противоречивое. Эмма Свон, заявленная главной героиней, по своей сюжетной сути не всегда представляла из себя что-то особенно интересное. 1 сезон был построен на конфликте её веры, 2, 3 и половина 4 — углублении веры. Лишь ко второй половине 4 сезона сценаристы обратили внимание на противоречивость Спасительницы. Оказывается, она способна творить зло и в целом совершать не самые добрые поступки. И это получилось, но в попытке впоследствии обелить персонажа, который должен быть примером для подражания, авторы всё-таки дали заднюю — Эмма вновь стала доброй.

А одна из основных характеристик персонажа — его постоянность. Несмотря на дикие американские горки, через которые прошёл Голд, именно он из основного каста практически не меняется от сезона к сезону. 1 сезон: харизматичный говнюк, которого все боятся; без проблем пойдёт против главных героев, да и кокнуть их для него не невыполнимая миссия. 2 сезон: харизматичный говнюк, которого теперь боятся ещё больше; без проблем пойдёт против главных героев, да и кокнуть их для него не невыполнимая миссия; дополнения — встретил старую любовь и немного вёл себя прилично из-за обретённого сына. 3 сезон постарался показать, что персонаж склонен к изменам, но в перспективе лишь доказал, что Тёмный маг не умирает. Первую половину сезона Голд боится своей пророческой смерти, но в честь сына и ради внука он готов рискнуть своей жизнью — и он жертвует, действительно умирает ради близких, к коим, как тонко намекнул Питер Пэн, он даже может отнести Реджину, Эмму, Белоснежку, Дэвида и т. д. Во второй половине случается воскрешение, и Румпель ходит в уздечке Зелины. Ну а вернув себе свободу и кинжал, в 4 сезоне персонаж вновь стал творить тёмные делишки, что ко второй половине сезона и вовсе сделало его основным злодеем шоу — это ли не странность для персонажа, которого все наставляют на праведный путь и когда все его бывшие собратья по злодейству изменились в лучшую сторону? 5 сезон сделал Румпеля обычным смертным, а Тёмная Свон всё так завернула, что сделала из хромого труса с багажом злодеяний за вековыми плечами целого героя, сумевшего вытащить Экскалибур из камня. Ещё помню восхитительную фразу Румпеля в диалоге с Эммой: «Этот город кишит героями». — «Ты имеешь дело не с ними — со мной». Казалось бы, ну всё — Румпель перешёл на путь истинный, а его злодеяниям из-за уничтожения кинжала пришёл конец — как вдруг Тёмный снова нашёл лазейку и всех их просто предал. И вплоть до 6 сезона сценаристы продолжали жонглировать персонажем, который больше за зло, но при этом душа у него по крайней мере пытается быть доброй. Несмотря на в плохом смысле противоречивый образ Роберта Карлайла в 6 сезоне, мне понравилось, что он не поставил определённую точку в арке Румпеля. Он получил счастье и морально слегка поменялся, но в теории мог продолжить чутка злодейство. Но точку уже поставил 7 сезон.

Не могу не сказать и про то, как же тернист, долог и сложен был путь персонажа. По сути, с раннего детства он стал сиротой, счастьем для которого был лишь запах мясного пирога. Он прослыл сыном жалкого труса и в этом плане повторил путь отца, покалечив свою ногу из-за боязни сражаться и умереть. Единственный любимый им человек — жена Мила — из-за этого поступка разочаровывается в муже и буквально бросает. Теперь единственным спасением Румпеля становится его мальчик, его последний родной человек. Сын становится смыслом персонажа даже в бытность Тёмным, да и моральным компасом тоже. Подумать только, но ради того, чтобы вновь обнять своего сына, Румпель ожидал ни один век исполнения заклятья, 28 лет ждал его разрушения, чтобы отправиться за Бэлфайером. И это лишь краткий пересказик огромной истории персонажа, которого я готов обсуждать часами.

Но напоследок упомяну актёров. Конечно, огромная часть харизмы и обаяния персонажа не работала бы без актёра. Удивительно, но сценаристы изначально писали роль Румпельштильцхена под Роберта Карлайла, что в итоге и произошло. И также общеизвестен факт, что Карлайл по сравнению с другим кастом был основным импровизатором и часто менял сценарий. Я так думаю, в изначальном плане персонаж сильнее тяготел к тёмной стороне, но многие добавления со стороны актёра сделали персонажа не таким уж и отрицательным (похожий случай был и с Ланой Паррией, исполнившей роль Реджины, — в изначальном сценарии Злая королева была очень жестока к своему сыну, и было трудно за бронёй увидеть её любовь, но актриса продавила видение своего персонажа, во многом и сделав Реджину той самой Реджиной). Ну и, конечно же, Вадим Романов не может пройти мимо. Как уже говорил, я смотрел сериал и в оригинале тоже, но считаю, что российский дубляж, по крайней мере с точки зрения подачи голоса, лучше. Конечно, у того же Карлайла замечательная работа с голосом, но Вадим Романов делает персонажа чуть безумнее, язвительнее и всё в таком духе.

Ну и небольшая история из жизни. Я вообще над фильмами и сериалами не плачу примерно никогда — бывает вот это чувство, когда слёзы вроде как сами собой наворачиваются из-за запредельной трогательности, но на таких моментах мне просто очень грустно, но, что называется, до скупой мужской дело не доходит. И я смотрю одну серию 3 сезона «Однажды в сказке» ещё по Disney, часов в 11 ночи, впервые, мне тогда лет 12, — и ловлю себя на мысли, что рыдать начинаю. Под конец серии меня так растрогало, что я потом ещё где-то час просто ворочался и пытался осознать увиденное. Наверняка вы подумали, что речь про смерть Румпельштильцхена в 11 серии, но речь не про неё (хотя момент тоже максимально драматичный) — речь про 15 серию, где умирает Белфайер. Я настолько сильно проникся к Румпелю, что вместе с ним просто рыдал в подушку.

Кстати, на 4 серии 7 сезона со смертью Белль меня тоже сильно покидало на эмоции, но тогда я впервые посмотрел эпизод в неподходящий момент, так что разорвать меня дважды сериал не сумел.

- Что с меня взять... кроме отчаяния и одиночества?
- И любви?
- Да, и любви.

3. Атмосфера

-27

К концу топа я уже начинаю повторяться, но одной из основных составляющих успеха считаю атмосферу. Вот знаете, первые сезоны казались очень жизненными. Несмотря на свою фэнтезийную направленность, шоу представило нам персонажей с жизненными конфликтами. И сериал замечательно подаёт нам это. Мы как бы в сказочном городе, но при этом Сторибрук — дождливый и маленький, довольно уютный, но загадочный и «чересчур осенний». Интересно изучать, так скажем, внутреннюю кухню Сторибрука, но вместе с тем мы ни разу не видели солнечно-волшебного городка. Он всегда мрачный, лес близ города всегда мокрый и холодный, а на фоне играет сказочная музыка.

В то же время очаровывает и сказочная атмосфера городка. Вот всегда приятно заглянуть на эти улочки, так что сразу ощущается атмосфера сказки. Но тут главным образом заслуга классных параллелей между миром реальным и сказочным.

2. Сказка в реальной жизни ( и злыми не рождаются, а становятся)

-28

Вам может показаться, что этот пункт подозрительно похож на 6. Отчасти это действительно так. Но в этом пункте я хочу сделать акцент на двух вещах. Во-первых, наконец уже начать перехваливать авторов идеи за, собственно, идею. Перенос всех сказочных персонажей в реальный мир без волшебства — ну что может быть гениальней и интересней? Подобный сюжетный поворот я встречал лишь однажды — на ещё одном диснеевском проекте под названием «Зачарованная» (и хотя вышла она раньше сериала, сценарий к последнему был написан раньше). И «Зачарованная» также гениально обыграла этот сюжетный троп. Во-вторых, проведение гениальных параллелей между сказкой и реальностью. Я не знаю, как можно настолько органично вплетать предысторию персонажей, в настоящем проводя плюс-минус похожее событие из прошлого, сценарно повторяя некоторые диалоги (чтобы пазл для зрителя сложился блестяще), но при этом разводя сюжет по разным тропам.

Ну и в качестве подпункта хотелось бы выделить ещё одну яркую сериальную фразу: злыми не рождаются, а становятся. Я ещё раз немного «поповторяюсь», но приятно, что сценаристы понимают тех персонажей, о которых они пишут. Зачастую более-менее все персонажи жаждут чего-то хорошего, они хотят сотворить благо, но жизнь переворачивает жизнь многих с ног на голову. И кто-то смог остаться на плаву, пусть ошибаясь, совершая грехи, но не перешёл на тёмную сторону. А для кого-то эта ноша оказалась неподъёмной, ну или общество оказалось слишком жестоким, так что они сами выбрали путь зла.

1. Персонажи

-29

С 1 местом я немного сжульничал, так как сюда отправил в целом всех персонажей шоу. Так как именно персонажи, их проблематика, их конфликты и выступающий с ними посыл — это действительно самая лучшая часть шоу. Что сценаристам и шоураннерам однозначно удалось, так это создать правдоподобных и искренних персонажей, которым зритель будет сопереживать. Но сейчас бы не хотелось бесконечно повторяться (я как ни писал этот пункт, всё время сводил всё к одному и тому же, так что решил просто вырезать его), а сразу переходить к подведению итогов.

Все сезоны сериала от худшего к лучшему (по моему мнению):

7 сезон. Я долго думал над тем, какой из сезонов мне нравится меньше всего — 6 или 7. Но всё же решил, что 7 сезон был каким-то слишком опустошённым, чтобы стать лучше 6. Финальный сезон стал буквальным ремейком самого первого, только заменил Генри на его дочь и т. д. Для большинства зрителей это оказалась просто бесполезная и менее смелая калька того, что они уже видели. Для меня же — грустно-вымученный переход к новому поколению. Последний сезон потерял более-менее весь основной каст, ровным счётом оставив только Реджину, Крюка и Голда. Но Реджина в этом сюжете оказалась абсолютно бесполезной. Крюк оказался не тем самым Крюком вовсе, так что весь сезон был за того персонажа, который ради зрителя мучает всезнающих вопросами. У Румпеля единственного тут была действительно мощная драма, но из всех 22 она играет роль в лучшем случае в 4 эпизодах. В остальном шоу пыталось заинтриговать нас новыми персонажами, которые не особо получились. Основной конфликт с Генри, его верой и драмой к середине начал уже попросту утомлять. В детективном сюжете или противостоянии Рапунцель также не получается достаточно глубоко проникнуться историей. В целом чувствуется общая усталость всех задействованных, так что в какие-то моменты смотреть 7 сезон просто тошно. Дело стараются выправлять интересными флэшбеками, тут получилось. Некоторые новые персонажи вроде Фассилье и Гензеля оказались интересными. Сезону вообще пошло на пользу, что сразу несколько злодеев в курсе заклятья и ведут свои тёмные игры. Это наполнило вторую половину интересом. Два последних эпизода с противостоянием Румпелю из мира желаний выглядит несколько притянутым, но в целом завершение оказалось качественным. Арку Румпеля завершили на высокой ноте, было мило и грустно. Самый-самый финал с объединёнными мирами также мне понравился. Сезон получился неоднозначным, но в нём были сильные стороны, так что в целом он мне всё ещё нравится.

6 сезон. Добрая половина этого сезона кажется на удивление пустой и бессмысленной. Аккурат с 5 серии пошло что-то очень сумбурное и нецельное. Серия шла за серией, но не было эпизодов, где можно действительно заинтересоваться сюжетом. Персонажи просто что-то делают, но общая линия сезона скрывается от зрителя. С появлением Гидеона и Чёрной феи всё стало чуточку лучше, действие приобрело свой сюжет, но назвать его захватывающим вряд ли можно. Серии сами по себе достаточно качественные, но вот прям завораживающих не то чтобы очень много. Под ширмой качественного завершения всех историй персонажей и атмосферной и милой сцены с ужином всей семьёй у Бабушки 6 сезон позволяет себя простить. То есть середина оказалась достаточно вялой, а действие тянула только Злая королева, но за действительно потрясный финал в целом нормальный сезон становится хорошим. Я не во всём согласен с действиями персонажей в этом сезоне, но я был удовлетворён финалом, так что не могу называть этот сезон плохим.

4 сезон. С этого сезона начинаю бесповоротно хвалить и хвалить. Я обожаю 4 сезон, он практически во всём прекрасен. Мне очень нравится сюжетная линия со Снежной королевой. Этот персонаж был очень хорош. Внезапное вкрапление «Холодного сердца» с Эльзой, Анной и прочими также оказалось весьма уместным. Вторая половина с Румпелем и трио злодеек мне понравилась ещё больше. Вы уже поняли, что я помешался на Тёмном, а в этой части его сердце смертельно больное, а ещё они с Белль устроили как минимум два очень сильных диалога.

1 сезон. Да, да, да — я не считаю самый первый сезон своим самым любимым. Вообще, тут в целом сложный выбор, так как для меня сезоны 1–5 оцениваются в 10 из 10. Говоря о плюсах этого сезона, я сдеру буквально все моменты из лучшей 10 — атмосфера, сюжет, персонажи и так далее, далее, далее. За что ещё я очень люблю 1 сезон, так это за шикарную интригу с заклятьем и спящими и неспящими персонажами. Реджина, Румпель, Август и Джейфферсон единственные в курсе происходящего, так что каждый ведёт какую-нибудь свою игру. А Эмма в это время занимается своими людскими делами, даже не подозревая, что является марионеткой для чьего-нибудь плана. 7 сезон, кстати, развил эту тему ещё круче, так что там ещё больше персонажей знали правду и устраивали что-нибудь сверхъестественное в неволшебном мире.

5 сезон. Я искренне не понимаю тех людей, кто считает, что с 4 сезона шоу начало постепенно скатываться. Тот же 5 сезон — ведь кайф. Новые злодеи — шик и блеск. Игра на лаврах злой Эммы, смерти Крюка и появления целого Бога смерти — это же замечательно. Сюжетная арка Румпельштильцхена в сериале также замечательная. Ага, теперь он стал обычным человеком, ещё и достойным вытянуть меч из камня. А потом вновь всех надул, сделавшись ещё более могущественным. Главное, что меня тут бесит, — Голд в русском дубляже сменил свой голос.

2 сезон. 2 сезон — это просто лучшее продолжение. Сериал всё ещё сохранял тот самый вектор развития. Сказочных героев удерживала граница города, так что даже сам Тёмный маг оказался взаперти. Шоу стало углубляться в характеры более-менее всех персонажей, будь они главными или второстепенными. Тут пошли на опережение Безумный шляпник, Красная шапочка и доктор Франкенштейн — те персонажи, которых недоставало впоследствии. Опять же, сюжетная линия Румпельштильцхена заиграла новыми красками. Мы узнали много нового из его биографии — о противостоянии с Крюком, почему он ходил с тростью, почему так долго ждал заклятья, обрёл наконец сына, но потерял Белль.

3 сезон. Именно этот сезон является для меня любимым по двум простым причинам: завязка и Румпель. Вынужденное взаимодействие героев и злодеев во имя одной цели — это что-то запредельно прекрасное. Плюс выбор Нетландии со всеми её опасностями кажется мне гениальным. Ну и злодей, который оказался неподъёмным даже для Румпельштильцхена. Искренне обожаю первую половину, на фоне которой вторая немного теряется, но всё равно получилось запредельно здорово.

«Однажды в сказке» — лично для меня самое шедевральное произведение кинематографа в принципе. Если вдруг не смотрели, но зачем-то всё это прочитали, то всё равно бегите смотреть — оно того стоит.

- Вот он, твой счастливый конец.
- Нет, мисс Свон, не соглашусь. Это ещё не конец. Не люблю финалы, ведь ими всё кончается. А для нас для всех, нет, для нас всё только начинается.
- Тогда... Со счастливым началом.
- А назовём это вторым шансом. Я думала, моя сказка закончилась, причём давным-давно. А потом в мою жизнь вошли вы — те, кто подарил мне второй шанс. Дух захватывает, как представлю, что меня ждёт. Да и всех нас. Абсолютно уверена, нас ждут приключения; любовь; семейные радости; и неизбежные утраты, какая жизнь без утрат. Всё преодолеем, сохранив в сердце добро, надежду.