Найти тему
От худшего к лучшему

10 худших моментов сериала «Однажды в сказке»

Оглавление

Вопрос на засыпку. Угадайте по описанию: сериал в жанре фэнтези и драмы, вышедший в 2011, рассказывающий единую историю длиной в несколько сезонов, завершившийся в 2018. В качестве отличительных особенностей нетипичная жестокость к персонажам, мрачная атмосфера и потрясающая музыкальная тема. Ещё шоу создало просто невероятное количество потрясающих во всех смыслах персонажей, а также запороло финал.

Думаю, многие назовут «Игру престолов», но истинные гики вечернего контента на канале Disney начала 10-х — менее популярный, но не менее интересный «Once upon a time», в нашей стране получивший название «Однажды в сказке». На мой взгляд, шоу не пользуется большим спросом как раз из-за того факта, что вышло оно под катком «Игры престолов» — прямого фэнтези-конкурента, но с бюджетом побольше, взрослым рейтингом и брендом. Хотя «Однажды» достойно вашего внимания, так как обладает обилием восхитительных элементов.

Добавьте описание
Добавьте описание

Я тут заметил, что в Дзене ровным счётом нет интересных статей-обсуждений об этом сериале. 99% всего — это небольшое описание сюжета или интересные факты. Я проштудировал многие статьи на платформе, но ровным счётом не видел детальных обсуждений сюжета, поступков персонажей или в принципе конкретики, поэтому «пора взять дело в свои руки». Вообще, я к «Однажды в сказке» в любви признавался неоднократно — для меня это лучшее создание кинематографа за всю его историю. И вот я наконец-то дорос до того момента, когда не просто упомяну про него, а отгрохаю целую статью. Имейте в виду, обсуждать буду со всеми возможными спойлерами.

Ну и стоит отметить, что я смотрел видео Ikotika «Топ-10 глупых моментов Однажды в сказке». Я согласен далеко не совсем, но есть некоторые пункты, с которыми всё-таки нельзя не согласиться.

10. Потерянные персонажи

-2

За 7 сезонов шоу показало просто бесконечное множество разнообразных персонажей. Но акцент в каждом сезоне так или иначе делается только на основных: Эмме, Реджине, Белоснежке с Принцем, Генри, Голде и т. д. Но многие эпизодические персонажи практически никогда не участвуют в основных событиях, либо просто посветят лицом, но не сделают ничего важного.

В первых двух сезонах действие было достаточно камерным и приземлённым, за пределы Сторибрука и Зачарованного леса не выходя. Да и персонажи вследствие отсутствия порталов миры оббегали не так усердно. В 3 сезоне основной костяк отправился в Нетландию, а со свершением заклятья Пэна и смертью Румпеля многих раскидало в неизвестных направлениях.

Вообще, я не считаю, что неосновные герои прям вымерли и в шоу больше не появлялись. Некоторым устраивали камео в 3, 4 и иногда даже 5 сезоне, но при этом многих прям не хватало в сюжете. Может, дело в том, что они вышли харизматичными и им не хватило завершения арки, но те же Арчи, Уэйлл, многие гномы, Аврора, Золушка, Малефисента с дочерью и т. д. в дальнейших событиях не участвовали.

9. Нет, я твой отец!

-3

Последний раз мы украдём место у Ikotika, так как явный переизбыток сюжета с родственными связями местами всё-таки ощущается лишним.

Отец Генри — это внезапный сын Румпельштильцхена. Зелина — сестра Реджины и дочь Коры. Питер Пэн — отец Румпеля, а Чёрная фея — мать. Снежная королева — тётя для Эльзы и Анны.

С одной стороны, вроде бы внезапных родственников не так уж и много, но всё равно порядочно. Не сказал бы, что местами это прям вредит просмотру, но складывается ощущение, что в некоторые моменты начинается какая-то мыльная опера.

Но зато я прочитал комментарий под разбором Ikotika, которым не могу с вами не поделиться: «Кто-нибудь вообще думал, что Генри и Белоснежка оба приёмные дети Реджины, то есть они сводные брат и сестра? Ну, если не считать, что они ещё бабушка и внук».

Хотя, надо отдать должное, сценаристы иногда смеются сами над собой — шутка с Днём Благодарения просто прекрасна.

8. Румпель 6 сезона

-4

Румпельштильцхен/Тёмный/Голд — самый, без преувеличения, шикарный персонаж этого шоу. Он шикарен примерно по всем аспектам: хитёр, могущественен, харизматичен, безумен, гениален и так далее, далее, далее.

Даже в те моменты, когда шоу постепенно понижало градус качества, этот хитрый малый тащил своим присутствием просто всё. Но где-то с 4 серии 6 сезона с персонажем что-то произошло.

Причём тут даже не надо далеко ходить, чтобы заметить все метаморфозы. С 4-го эпизода Румпельштильцхен ещё и подстригся, что тоже лишило его харизмы. Чтобы вы понимали, насколько я дикий фанат сериала, года с 2018-го я ношу точно такую же причёску, как и Румпель в 1-5 сезонах.

До кучи, уже раз эдак в десятый нам предлагают проверить на прочность их отношения с Белль. Вы так сделали во 2 сезоне, потом в середине 4, в 5-м провернули такой трюк — и вот опять.

Ещё Румпель сильно поглупел, так что водит его за нос чуть ли не каждый второй. То сын без проблем подчиняет власти кинжала, Хайд подобным занимается, какой-нибудь Аладдин вообще без проблем грабанёт его лавку. В колдунстве против фей он не успеет спасти от них своего сына. В который раз прогибается под соблазн злодея, хотя ровным счётом для него в этой сделке нет никакой выгоды. Такое чувство, что к 6 сезону сценаристы почувствовали кризис идей, так что даже такой потрясный персонаж, как мистер Голд, пусть не целиком, но лишился харизмы и обаяния.

Ещё и непонятно зачем у него существует целая сюжетная линия с поцелуйчиками со Злой королевой. Я всё, конечно, могу понять в этом сериале, но только не вот это вот ни пойми что.

В 7 сезоне образ детектива Уивера несколько исправил положение, но не то чтобы очень сильно. Не складывается впечатление, что это тот самый хитроумный чёрт из ранних сезонов — Уивер тоже глупит, медлит и делает всё, чтобы растянуть сюжет до 22 эпизодов. Ещё персонаж ощущается уже просто выдохшимся и уставшим. Вроде бы для сюжета нужен, но поведение ощущается таким искусственным. Единственное, что хоть сколько-нибудь спасает положение, — это его арка с Белль и неутихающая харизма актёра.

7. Одно и то же по кругу

-5

Ничего не поделаешь, но частенько шоу всё-таки копирует само себя, ибо иначе нельзя. Чуть ли не каждый новый сезон грядёт какое-то заклятье, большинство персонажей лишаются памяти, кто-то из самых близких умалчивает о секрете, после чего все на него дуются. Всегда кого-то через портал кидает в другой мир, а потом мы битый час этого персонажа оттуда вызволяем.

Претензия не то чтобы самая бесячая, просто повторяющиеся сюжетные перипетии иногда раздражают.

6. Постановка некоторых конкретных сцен

-6

По идее, с каждым новым сезоном мастерство авторов, по крайней мере в визуальном плане, должно расти, но тут обратная ситуация. Режиссура и визуал постепенно скуднеют и регрессируют от сезона к сезону. Но тут больше проблема в тоне повествования, о чём мы ещё вспомним. Сейчас суть претензии в другом.

Где-то с последних эпизодов 4 сезона я начал подмечать откровенные затупы в постановке. Произошло это в тот момент, когда Генри, Эмма и Крюк, находясь в книге Айзека, сражались со Злой Белоснежкой. Троица без проблем справляется со свитой Белоснежки, которая тупо стоит. Когда все повержены, она зажигает свой бесполезный файербол, чтобы Крюк без каких-либо проблем поднёс ей саблю к горлу. Спустя минутку экшена Крюк жертвует собой — его закалывает Дэвид. А Эмма с Генри заместо побега просто стоят метров за 10 и жуют сопли. Спустя полчаса горе наконец-то заканчивается, но героев преследовать никто и не собирается.

В 5 сезоне в сюжете с Камелотом Белоснежка охраняет Зелину. Ведьма притворяется, что её малыш толкается, а на самом деле это хитрый план побега — просто легонько ударив по носу, вырубает Белоснежку, наверное, на пару часов.

Ещё меня просто бесит момент из 11 серии 5 сезона, где почившие Тёмные должны были вернуться вместо родных Эммы. Я вижу, что на меня идёт какой-то мутный чел в капюшоне, но я не буду убегать или хотя бы быстро уходить, а стоять на месте и мамочку звать. Чего не сделаешь ради драмы, но эти сцены были такими бредовыми, что кошмар.

После сериал не раз демонстрировал «мёртвые сцены», где один персонаж делал что-то важное, пока все остальные тупо смотрели на него.

Ну и ещё есть у меня придирка к постановке магических сцен, но об этом на паре мест выше.

5. Графооооон

-7

Графика, опять же, — не камень преткновения «Однажды в сказке». Графики в шоу, по крайней мере первоначально, было немного, так как акцент делался именно на городской жизни, а разного сказочного было не так уж много. Но время шло, а графика всё сильнее вторгалась в жизнь обывателей Сторибрука.

Основные проблемы были с ненатуральными файерболами и ужасными компьютерными животными. Со временем я спалил ещё одну важную вещь (лучше не читать пункт до конца, если хотите сохранить атмосферу сказочности в сериале), но более-менее все сцены в замках и прочих средневековых дорогих апартаментах — это хромакей. И лично я не обращал особого внимания на средний графен магии или волшебной животины, но вот когда я начал видеть зелёный экран во всех сценах, подобных той, что на картинке, атмосфера сказочности постепенно сходила на нет.

В целом графон шоу меня не раздражает, и я стараюсь не обращать на него внимания, но иногда не получается. Кстати, иногда в шоу графика очень даже хорошая. К примеру, сторибрукская башня с часами — тоже спецэффект, но я, как ни пыжился, компьютерного нутра в ней не обнаружил.

4. Операторская работа тоже сходит на нет

-8

Я всегда обращаю особое внимание на операторскую работу, так как зачастую меня раздражают унылые восьмёрки или чьё-то лицо крупным планом. К сожалению, «Однажды в сказке» тоже не брезгует регулярно делать 100500 склеек от одного лица к другому. Но тем не менее мне очень нравилось то, как оператор с монтажёром подают материал в первых сезонах. Пространство кадра практически всегда заполняется — камера плавно переедет от общего плана города к кому-то конкретному. Мы сначала посмотрим на жизнь города, только затем камера покажет главного героя. Ещё мне очень нравится вот этот эффект отзеркаленных или параллельных сцен — вроде того, когда в настоящем персонаж делает такую-то вещь, мы ждём продолжение действия, что делает этот же персонаж, но уже во флэшбеках.

Примерно с 3 сезона и отсутствия атмосферы вечно влажного и мрачного города умелый визуальный стиль постепенно сходил на нет, но оставался изобретательным. А вот с 4 сезона вспомнить действительно интересные визуальные решения мне довольно трудно. Возможно, иногда изобретательные сцены и случались, но было их так мало, что запомнить не удалось. Ну а с 6 сезона шоу в визуальном плане превратилось в нечто очень стерильное и совершенно невыделяющееся.

3. Бесполезная магия бездарных колдунов

-9

Я всё понимаю, с таким бюджетом трудно создать магический размах того же «Гарри Поттера», но, блин, имейте совесть не делать из магов абсолютно никчёмных бездарей. В особенности дело касается Коры и Реджины, которые при нехилых способностях предпочитают тупо стоять, пока к их горлу не приставят нож.

Тут мы пламенно возвращаемся к топорной постановке, которая, правда, что сопровождает шоу от 1 сезона до последнего. Даже тот же Румпель умеет в некоторых сериях безбожно тупить, хотя он самый одарённый маг на районе. Он может щелчком пальца убить Малефисенту, Круэллу и Урсулу, но зачем-то нелепо пытается удушить одну из них, пока Белль задыхается у них в плену. В случае с неопытной Зелиной и башмачками тоже комедия — так уж не успел бы он её поймать.

Когда дело доходит до драки, то маги бесполезны примерно всегда. И местами это очень раздражает, поскольку невероятно имбовые маги влёгкую могут разрулить положение, но чего-то терпят.

2. За 7 сезонов отошли от 1 фазы Marvel к 5

-10

Хотя многие не любят 4 и 5 фазы Marvel, нельзя не отметить, что и 1 была далека от совершенства. Мне и вовсе в ней нравится только первый «Железный человек», ну и первый «Тор» концептуально неплох. Но вот чем 1 фаза была однозначно прекрасной, так это своей атмосферой. Нам представляли мрачный и реалистичный мир с глубокими трагическими персонажами с просто непередаваемыми, даже не знаю, какое слово употребить, вайбами. Но чем больше киновселенная разрасталась, тем больше был упор на просто экшен, типичные шуточки и пустых персонажей. Тем не менее 3 фаза всё ещё сохраняла структуру истории, а вот 4 с 5 пошли в неизвестном направлении, полностью франшизу загубив.

История «Однажды в сказке» в этом плане похожая. Просто посмотрите сначала 1 серию 1 сезона, а потом последнюю в 7. Контраст будет вполне себе ощутимым, так как первоначально «Однажды» был прям очень мрачной историей с серой атмосферой, а к концу превратился в фановый и несколько стерильный сериальчик.

На мой взгляд, тон шоу был просто потрясающим на первых порах. Если для блокбастеров рейтинг 18+ в диковинку, то у сериалов с этим всё гораздо проще. Зачастую самыми дорогими и популярными как раз являются сериалы, рассчитанные на взрослую аудиторию. «Однажды в сказке» же разрешён для просмотра подростковой аудитории, поэтому заместо расчленёнки, кровищи и прочего предпочитает воздействовать на нервы и чувства зрителей другими способами. Первоначально сериал явно был рассчитан на более взрослую аудиторию со взрослыми проблемами и конфликтами. Та же линия отношений между женатым Дэвидом и Мэри Маргарет с Кэтрин из 1 сезона — была ли она интересна хоть одному подростку с точки зрения драматургии? Я не думаю. Базировалось шоу на острых конфликтах, и хотя зритель мог наблюдать за поведением сказочных персонажей, их драма и проблематика были вполне себе реальными. Но со временем конфликты стали более фэнтезийными, а сериал стал более массовым и в большей степени для подростков.

Но не могу не отметить, что переход от мрачности к фану у шоу довольно плавный. Если смотреть всё в хронологическом порядке, то заметный спад атмосферы не ощущается.

1. Сюжетные дыры, ляпы, глупости и несостыковки

-11

Честно говоря, придумывать худшие моменты этого шоу было достаточно трудно. Если 10 лучших далась достаточно просто, то в этом случае пришлось попотеть. Если говорить начистоту, то в этом топе не столько прям худшие моменты, сколько спорные. Я довольно спокойно переношу пункты с 10 по 4, но только 1 место считаю по-настоящему ужасным моментом сериала.

Надо отдать должное — события сериала в целом прописаны очень качественно. Действие грамотно переходит от сезона к сезону, и не создаётся впечатления, что вот это вот вылезло из ниоткуда, лишь бы-лишь бы продолжить успешный сериал. По крайней мере, 6 сезонов — единая история, плавно идущая к своему закономерному финалу.

Но сами шоураннеры признавались, что немного плавали в лоре своего творения, так что сюжетные дыры встречаются. Что портит историю и бесит меня, потому что идеально продуманное шоу в мелочах проваливается. И сейчас хотелось бы не просто сказать, что «но-но-но, сюжетные дыры плохие». Сейчас хотелось бы разобрать более-менее все замеченные мною несостыковки.

1 сезон. Основная сюжетная условность этого сезона, взрывающая мне мозг, достаточно известна, так что мир я вам тут не переверну. Из Сторибрука никто не уезжает и туда не приезжает, но при этом откуда-то берётся электричество, продукты, документы, кредитки, а, судя по поездке Реджины для усыновления Генри, её документы ещё и материализовались из воздуха и в Бостоне. Ещё в городе никто не стареет, а бедная Золушка 28 лет ходит беременной, но Генри почему-то не замечает, что вокруг него никто не меняется — даже дети.

2 сезон. Иногда создателям трудно следить за всеми флэшбэками, что они снимают. И иногда некоторые подобные сюжеты в прошлом кажутся криво вклеенными в общий сюжет. Основной ляп связан с Румпельштильцхеном, который как минимум несколько месяцев провёл за магической решёткой, но несколько раз буквально перед самым заклятьем спокойно делает Белоснежку и Принца невосприимчивыми к магии Реджины.

3 сезон. Ещё один косячок за Тёмным. Белль с Нилом оживили Румпельштильцхена, и он материализовался в мире живых в Зачарованном лесу, хотя в дальнейшем «сосуд» Тёмных будет находиться в Камелоте. Стирание воспоминаний у всего Зачарованного леса также выглядит сильно притянутым за уши. Белоснежка наслала тёмное заклятье, то есть по факту все автоматом должны были потерять память, включая Зелину. Но она почему-то без проблем прилетает на своей метле к заклятьеварам, добавляя в их отраву заклятье забвения. Как минимум Белоснежка должна была всё помнить. Ещё мною был замечен косячок с зельем памяти. Несколько эпизодов Реджина посвятила попытке приготовить зелье памяти, хотя ответ был у неё под боком — во 2 сезоне Голубая фея благодаря Пиноккио нашла этот рецепт. Но сценаристы про это просто забыли.

4 сезон. Штука со Снежной королевой, наверное, моя любимая. Как мы узнаём из флэшбеков, Ингрид прибыла в Сторибрук ещё со времён первого заклятья. В 3 сезоне все персонажи вернулись восвояси в тех же одеяниях, в которых покинули. Раз уж Снежная королева прибыла в Сторибрук со своими вещами, то у меня была мысля, что она вернулась в Зачарованный лес в обычной для нас одежде. Но Нил, который тоже обжился в нашем мире, вернулся домой в типичной для тех мест одежде. По идее, она должна была вернуться в своём снежном платье. А потом немного так офигеть — получается, Эмма находится в недосягаемом мире. Во второй половине основной ляп связан с ребёнком прекрасных. Дэвид буквально перед родами Эммой думал, что родится мальчик. В 4 сезоне мы узнаём, что в ведениях он в курсе того, что будет девочка. До кучи, в пилоте прекрасные узнавали о заклятье от Румпеля, а после им что-то ещё рассказывала Голубая фея. В этом сезоне просветителями стали три злодейки.

5 сезон. В сюжете с Артуром главный косяк заключается в построении хронологии. Пока Сторибрук не старел и 28 лет жил под заклятьем, остальные миры продолжали жить своим чередом. И Камелот исключением не стал — то есть Артур был в лучшем случае младенцем, когда заклятье было наложено. Но, как мы помним, во флэшбеках к флэшбекам Ланцелот и Гвиневра отыскали кинжал Румпеля, который тоже показался на горизонте. Но главный прокол в том, что те флэшбэки чётко указывают временной промежуток — происходило это всё за 5 лет до событий настоящего. А в этот момент вовсю продолжалось заклятье и Румпель никак не мог быть разукрашенным в позолоченное. Также вопрос к Мерлину, который не может обладать даром предвидения. Мерлин обладает теми же способностями, что и все Тёмные — а у Румпеля дар пророка приобретённый, а не врождённый. Ко второй половине с Преисподней у меня не столько претензия, сколько любопытный вопрос. В 3 сезоне Румпель погиб, но вот куда он попал? Я бы не делал ставки, что в лучший или худший из миров (хотя кто знает), я бы ставил на царство Аида. И вот что мне интересно — а с бывшим Тёмным никто не пытался свести счёты? К примеру, тот же Питер Пэн в ярости мог тупо утопить сынка в реке душ. Или кто-нибудь ещё из сотен тех, кто мается по этому царству из-за того, что Румпельштильцхен убил их. Смерть Крюка и дальнейший квест с Аидом вообще не имеет никакого смысла. Оживив Дэвида при помощи второй половинки сердца Белоснежки, создатели тупо открыли ящик Пандоры. По сути, все погибшие после 3 сезона персонажи в большинстве случаев могут бесповоротно вернуться. Эмме ничего не мешало вместо слёз сразу разделить сердце пополам, оживив Киллиана. Но она предпочла ждать до последнего. Да и вместо того, чтобы делать из Крюка Тёмного, можно было дождаться его смерти, а потом провернуть трюк с сердцем. То же самое и с Робином в конце сезона.

6 сезон. В этом сезоне основной вопрос у меня к флэшбэкам, которые максимально грубо пытаются стыковаться с предыдущими сезонами. К примеру, Румпель, который решил помочь доктору Джекиллу с сывороткой, потому что в его замке завелась прислуга, к которой он начал испытывать нежные чувства. Судя по 12 серии 1 сезона, такого произойти не могло, так как он не корил себя за то, что влюбился, да и вообще вёл себя с Белль по-иному. Да и не забываем, как он ломанулся к ней, когда она наконец вернулась с соломой. Ещё меня очень смущает мир, созданный желанием. В нём Румпельштильцхен не мог выбраться из клетки, так как заклятье вместе с Реджиной кануло в Лету. Но внимательно смотревшие 2 сезон зрители знают, что у Тёмного всё это время был выход из темницы, но ему это было не нужно. Склянку с чернилами кальмара он вполне мог использовать, чтобы освободиться. То же самое и с бобом. Ага, так как ты всё это время имел при себе боб, хотя они вроде как тоже навсегда исчезли?

7 сезон. В этом сезоне почему-то появились дубликаты некоторых персонажей — Рапунцель, Алисы и Золушки. Ещё в этом сезоне странно работает логика с заклятьем. Все так боятся этого заклятья, как будто нет способов его отвести. Ранее нам показали как минимум два. У Коры был какой-то посох, которым она защитила кусок Зачарованного леса. Значит, можно повторить (тем более Крюк, как свидетель этого, мог бы подсказать). Второй вариант — нахлебаться зелья памяти. Как показала Зелина, можно попасть под заклятье и быть в курсе происходящего. Ну и главный мозговзрыватель случился с хронологией. Заклятье с какого-то перепугу создало Гиперион Хайтс в прошлом, что привело к нахождению молодого и взрослого Генри одновременно. И по мелочи — почему-то Злая королева, двойник Реджины, бесследно исчезла. Ещё магия не могла вернуться просто из-за снятия заклятья. В первом сезоне Голд для этого использовал зелье любви. К слову о самом Голде. Почему-то для него стало проблемой отвязаться от власти кинжала, хотя решение тому было ещё в 1 сезоне. В мире без магии кинжал теряет силу. К тому же есть вариант с Шляпой чародея.

Подытожив, хочется сказать: благо, эти сюжетные дыры скрыты за ширмой ровного повествования. При первом просмотре обнаружить эти дыры банально невозможно, да и многие дыры можно раскусить далеко не с пятого даже просмотра. Нужно прям очень хорошо разбираться в лоре, чтобы вычислить сюжетные дыры.

Итоги. Конечно, «Однажды в сказке» не назовёшь самым идеальным шоу без огрехов, так как таковых банально не существует. У всего есть свои недостатки, но в случае с этим сериалом количество плюсов и отличных моментов просто запредельное. Собственно, следующая статья будет посвящена как раз лучшим моментам «Однажды».