Найти тему
Кинолюбитель

5 отличных ролей Брюса Ли

Оглавление

27 ноября 1940 года родился простой паренёк Ли Чжэньфань, более известный миру как Брюс Ли. Мастер боевых искусств, постановщик боевых сцен, основоположник стиля Джит Кун-До. Человек, сделавший головокружительную карьеру и изменивший судьбу всей гонконгской индустрии, даже после своей трагической ранней гибели продолжающий призрачное присутствие во множестве фильмов и влияющий на популярную культуру по сей день. Рассмотрим несколько фильмов с участием мастера.

1. Большой босс (1971)

-2

Чен из Гуандуна вслед за своими братьями отправляется в Таиланд на заработки. Когда-то он дал обещание матери, что никогда не станет драться, и, несмотря на недружелюбный приём местных, сперва ему удается держать обет и контролировать ярость. Однако фабрика по производству льда, куда устраивается Чен, оказывается прикрытием для криминального бизнеса местной мафии. Вокруг начинают происходить подозрительные несчастные случаи, а вскоре пропадают братья героя, пытавшиеся докопаться до истины. Когда Чен с опозданием понимает суть происходящего, ему не остаётся ничего, кроме как встать на путь отмщения.

«Большой босс» — первый феноменальный успех авантюры, затеянной в начале 1970-х годов продюсерами Рэймондом Чоу и Леонардом Хо. Тогда они покинули богатейшую гонконгскую студию братьев Шао и основали свою скромную компанию Golden Harvest. За режиссуру «Большого босса» взялся уже весьма опытный постановщик фильмов в жанре уся Ло Вэй, а главную роль и амплуа постановщика боевых сцен предложили тогда ещё не особенно известному Брюсу Ли, только что вернувшемуся после серии неудач из США. Фильм ждал невероятный успех среди зрителей и критиков, буквально изменивший облик всего гонконгского кино и определивший его развитие на десятилетия вперед.

2. Кулак ярости (1972)

-3

Мастер кунг-фу Чэнь Чжэнь возвращается в родной Шанхай, чтобы присутствовать на похоронах своего учителя, якобы умершего от болезни. На месте он обнаруживает печальную картину: некогда процветающая школа боевых искусств пребывает в смятении и терпит унижения от соперничающей японской организации. Вскоре выясняется, что в действительности учитель Хо Юаньцзя был отравлен по заказу японцев, тогда герою приходится вступить в неравное обреченное противостояние с заморскими бойцами и властями Шанхая.

Второй фильм студии Golden Harvest повторил и превзошёл успех «Большого босса», но вместе с тем стал финальной точкой в сотрудничестве Ли и Ло Вэя. Конфликт на съёмочной площадке и амбиции Ло Вэя, считавшего себя главным организатором «гонконгского кинематографического чуда», привели к тому, что за режиссуру следующего проекта Брюсу пришлось взяться самостоятельно, а Вэй впоследствии основал свою студию, на которой в 1976 году даже снял продолжение «Кулака ярости» с Джеки Чаном в главной роли. Тем не менее уже тогда, в 1971-м, легендарный образ Ли оформился окончательно, в сравнении с «Большим боссом» герой Брюса теряет прежний налет неуклюжей комедийности, представая на экране непоколебимым воином и безусловным лидером нового жанрового кино.

3. Путь дракона (1972)

-4

Невероятные приключения гонконгца Тана в Италии, как и всегда, начинаются с бандитского бесправия. На китайский ресторанчик в Риме пытается наложить лапу глава местной мафии, так что Брюсу Ли в лице главного героя нужно разобраться с нависшими угрозами. Ему непросто освоиться в непривычных европейских реалиях, зато он играючи расправляется с головорезами и с радостью принимается обучать персонал ресторана боевым искусствам. Но чтобы добиться справедливости, ему придётся вступить в схватку с одним из самых опасных противников в своей жизни, таинственным американцем по прозвищу Кольт.

«Путь дракона» стал первым международным проектом Golden Harvest, созданным при участии американских инвесторов. Именно в этой картине случается, возможно, самый известный поединок в истории кинематографа с участием Брюса Ли и его давнего знакомого Чака Норриса (в ходе которого происходит немыслимое — Норрис терпит поражение). Став режиссёром проекта, Ли отходит от патетического трагизма «Кулака ярости», добавляя отчетливые комедийные краски и иронизируя над своим героем, из-за чего критики сравнивали его образ с Чарли Чаплином. Впрочем, с величайшим комиком его роднят не только жанровые элементы, но прежде всего феноменальная фотогеничность — неуловимое, но стойкое ощущение, что сам Брюс Ли и его боевой стиль и есть кинематограф во плоти.

4. Выход Дракона (1973)

-5

Наставник монастыря Шаолинь, боец и философ Ли узнаёт о том, что один из выдающихся учеников Шаолиня Хан подозревается в создании преступного синдиката и продаже наркотиков. Вместе с американским полицейским он отправляется на остров, приобретённый Ханом, где тот устраивает турниры боевых единоборств, чтобы принять участие в состязании и разоблачить криминальные схемы.

Первый выход Брюса Ли в качестве суперзвезды на американской сцене и одновременно последняя прижизненная роль актёра. В сравнении с предыдущими работами Ли «Выход Дракона» значительно прибавил в кинематографической выразительности. Финальное сражение в зеркальном зале выглядит сегодня как неназванный близнец зеркального лабиринта «Леди из Шанхая» Орсона Уэллса и ещё прижизненно превращает Ли из человека в мириады острых кинематографических осколков, что до сих пор разлетаются по истории кинематографа. О влиянии фильма на поп-культуру можно писать отдельные книги. Так, например, сюжет ленты точь-в-точь повторит игра Mortal Kombat.

5. Игра смерти (1978)

-6

Билли Ло — чемпион по боевым искусствам, а по совместительству известный актёр. Очередная банда негодяев начинает угрожать ему и его семье, принуждая подписать рэкетирский контракт. Дав отказ влиятельным людям, Билли подвергает себя опасности, а после похищения своей невесты узнаёт, что лидер синдиката скрывается в баре под названием «Красный перец». Прибыв на место с двумя помощниками, Билли понимает, что каждый из этажей здания охраняют смертоносные бойцы, с каждым из которых ему предстоит расправиться, поднимаясь всё выше и выше на пути к цели.

Сценарий фильма был написан самим Брюсом Ли, но из-за неожиданной гибели актёра в ходе съёмок режиссёру Роберту Клаузу пришлось внести корректировки и вырезать часть действий, досняв оставшийся материал с дублёрами. Из-за трагедии и сложных обстоятельств, в которых пришлось доделывать и выпускать картину, «Игру смерти» зрители приняли со смешанными чувствами. И тем не менее жанр, популяризированный Ли, и его образ продолжили развитие за пределами биографии самого актёра. В следующие годы главной звездой и условным кинонаследником Брюса стал Джеки Чан, окончательно соединивший кунг-фу и слэпстик. А чёрно-жёлтый костюм Ли из «Игры смерти» стал одним из самых иконических в истории кино и впоследствии был скопирован Квентином Тарантино в «Убить Билла».