История моды очень богатая наука с множеством интереснейших ответвлений и классификаций, но с кого же началась современная мода? Кто и когда наконец стал создавать одежду не по индивидуальным меркам, а по своим собственным идеям и инициативам? Эти вопросы мучали меня с самого начала моего пути в изучение сферы моды. Ответом на них стало имя англичанина по происхождению, но внёсшего огромный вклад именно во французскую моду человека — Фредерика Чарльза Ворта (1825-1895).
Кто же такой этот Ворт?
Его имя ассоциируется "с царственными модами Викторианской эпохи", однако сам он познал все ужасы бедности и был выходцем из небогатой, можно даже сказать бедной семьи. Его творческий путь начался с работы в различных магазинах, занимавшихся поставкой тканей. В возрасте двадцати лет, в 1846 году, Ворт оставляет родную Англию и отправляется пытать своё счастье в Париж. В то время Париж манил большое количество молодёжи из разных уголков Европы, которая хотела попытать своё счастье в городе, привлекающем своим блеском и возможностями. Однако Ворту пришлось пройти немало препятствий, чтобы Париж открылся для него со своей роскошной стороны. С магазина Gagelin-Opigez & Cie можно сказать началась модная карьера будущего кутюрье. Его первой благодарной клиенткой, ходячей рекламой и будущей женой стала Мари-Августина Верне. Все свои новаторские идеи он воплощал в нарядах для неё и здесь стоит сделать важную ремарку.
До этого портные создавали одежду исключительно по желанию клиенток, Ворт же стал, говоря современным языком, не только продавцом-консультантом, но и стилистом. Теперь он диктовал, что и как будут носить его клиентки. Это было поразительным для второй половины 19 века. Это ещё не был магазин с готовой продукцией, что позже назовут прет-а-порте, но это была первая ступень в истории современной моды.
Свой первый магазин Worth & Boberg на Рю-де-ля-Пэ на Вандомской площади Ворт открывает не один, а совместно с шведским компаньоном Отто Густавом Бобергом в 1857 году. Надо сказать, что эта улица тогда была совсем не популярной и не престижной, но сегодня это одна из главных улиц парижской моды. Думал ли об это Ворт, открывая свой магазин? Конечно, нет. Тогда это было выгодно с экономической точки зрения, так как помещения для аренды там были дешевле. Интересно, что непримечательная улица тогда, так важна в культурном плане сегодня.
Успех Ворта прежде всего как кутюрье был обусловлен историческим контекстом, в том числе. В начале 1850-х годов племянник Наполеона Бонапарта, Наполеон III стал императором Франции, и Париж вновь оказался мировым центром моды, люкса и красоты. Сразу понадобились новые платья, которые удовлетворили бы изысканный вкус императрицы Евгении. Хочется отметить, что именно Ворту пришла впервые идея печатать золотыми буквами имя и адрес Дома моды на сантюре — внутреннем пояске корсажа платья, что положило основу брендомании, которая жива по сей день. Такая маленькая и незначительная на первый взгляд деталь, но именно она положила начало истории Высокой моды, как таковой.
Ещё одно важное имя в карьере Ворта - принцесса Полина фон Миттерних, супруга посланника Австро-Венгерской империи при французском дворе. Надо сказать ей спасибо, так как будучи подругой императрицы Евгении именно она познакомила её с Вортом и его творениями. Вскоре императрица сделала Ворта придворным поставщиком, и он стал её личным кутюрье. Это обстоятельство и определило карьеру Чарльза Фредерика Ворта, работа с императрицей стала не просто потрясающей рекламой, о которой многие могли лишь мечтать, но и гарантом качества для множества клиенток, которые хлынули в его модный дом.
Европейской, а затем и мировой славе Ворта очень способствовали экономический прогресс и промышленная революция, которые позволили ему брать заказы по почте из-за рубежа и отправлять готовые изделия на пароходах и поездах. В 1871 году модный дом стал полностью принадлежать Ворту и его название сократилось только до одной фамилии — Worth. Модный дом Чарльза Ворта был по-настоящему успешным, а его идеи новаторскими и оригинальными, он изготавливал платья из французских тончайших тканей, драпируя их и создавая такие объёмные и пышные формы, что сначала императрица Евгения сравнивала свои платья с "занавесками дворца", но она доверяла Ворту, его вкусу и идеям и как оказалось не зря, ведь она была иконой моды своей эпохи.
"Особенно кутюрье любил одевать русский двор и гордился тем, что создавал модели для трех русских императриц — Марии Александровны, Марии Федоровны и Александры Федоровны. По существующим меркам в ателье в Париже был изготовлен манекен, и на нем отмерялись многочисленные заказы императриц и поездом отсылались из Парижа в Петербург в больших дорожных кофрах от Louis Vuitton. В коллекции Государственного Эрмитажа хранятся несколько платьев от Ворта из гардероба Императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны".
Модный дом Ворта просуществовал практически 100 лет и был окончательно закрыт в 1956 году. К тому моменту появилось множество последователей и уже ярко сияла звезда Поля Пуаре, продолжившего дело Ворта и выведшего моду на новый уровень, но именно Чарльз Фредерик Ворт сыграл важную роль в становлении современной моды, именно он золотыми буквами вывел своё имя на своих изделиях. К слову сказать, он не умел рисовать и с радостью приобретал гравюры, дополняя их своими деталями и создавая что-то нечто новое и уникальное. Его имя сегодня мало кто помнит, но именно его первый раз назвали кутюрье и это слово вошло в обиход модной терминологии. Забавно, что человек, привнёсший столько нового, представлял собой тип модельера-тирана в каком-то роде консервативного, великолепного коммерсанта, попавшего в идеальный город в нужное время. До него большинство портных были женщинами, и появление Ворта стало настоящей сенсацией, положившей начало большой истории.