Найти в Дзене
Memento mori

Как мыши кота хоронили

Новая история немного продолжает предыдущую, про традиции погребения князей, царей и императоров. И поговорим мы сегодня об одном из самых известных лубочных сюжетов в русской народной традиции.

Вообще, что такое лубок?
Самая распространенная версия происхождения названия — от слова "луб", так называли древесину липы. Зародилась технология в Китае веке эдак в VIII, к XV веку пришла в Европу, а к XVII — добралась и до России. Вкратце технология была такова: мастер вырезал на древесине незатейливые картинки (началось все с религиозных тем, а потом как-то пошло-поехало), потом на дерево наносилась краска, и рисунок отпечатывался на подходящей поверхности. Потом его раскрашивали от руки.

Поначалу новинкой увлеклась знать, но к XVIII веку к "фряжским (немецким) потешным листам" охладела, зато лубок прочно поселился в народе, причем далеко не всегда содержание картинок было благообразным. Пришлось в 1721 году запрещать кустарное изготовление лубочных картинок: дозволялось их печатать только в поднадзорных цензуре типографиях.

Ага, разбежались. К этому времени лубок прочно заменил людям и новостные газеты, и "для глаз приятно". Тиражи были огромны, и на смену древесине со временем пришел металл (что позволило печатать более тонкие рисунки). До начала ХХ века лубок пользовался неизменной популярностью, настолько войдя "в народ", что кажется, что он в России был всегда, с древнейших времен.

Но вернемся к теме повествования.
Перед вами — лубок "Как мыши кота хоронили".

Лубок начала XVIII века
Лубок начала XVIII века

В уникальном издании "Русские народные картинки", которое в 1881 году издал Д.И. Ровинский, подытожив таким образом свою обширнейшую коллекцию, автор утверждал, что картинка была создана "нашими раскольниками на Петра I и на его преобразования. Из числа их ни одна картинка не пользовалась таким успехом в народе, как погребение кота мышами".

Далее автор приводит различные версии появления этого сюжета в русской народной традиции, и объясняет несостоятельность всех возможных вариантов, как то: прототипом мог быть рисунок на смерть папы Пия V или Григория XIII, выпущенный лютеранами, а потом широко распространившийся в Чехии; потом отбрасывает в сторону версию появления рисунка из Индии; и наконец доказывает, что кота хоронить во времена Ивана Грозного никак не могли. Ведь по многим косвенным признакам (ну например светлая мышь, что сидит перед бочкой, курит голландскую трубочку, которая распространилась у нас именно во времена Петра Алексеевича) лубок все-таки являлся социальной сатирой на Петра Великого.

Далее он отмечает соответствие многих деталей траурной процессии, которая везла императора на место последнего упокоения. Это и 8 мышей (8 коней везли колесницу с гробом Петра), и музыка (которая впервые прозвучала на похоронах Лефорта, а Петра также провожали с музыкой). И т.д. Не буду слишком углубляться в детали, "Русские народные картинки" есть в сети, если кому-то будет интересно почитать.

Расширенная вариация лубка с погребением кота из книги Равинского
Расширенная вариация лубка с погребением кота из книги Равинского

Далее Равинский развивает мысль об авторе сюжета:

"Составитель котова погребения был, наверное, раскольник, враг Петровских нововведений. ... Раскольники имели полное право радоваться котову погребению, потому что этот кот особенно преследовал их и их бороды; они звали его антихристом и лютым зверем крокодилом".

Версии о появлении этого сюжета не иссякают и в наши дни. Например, Юлия Хотько в книге "Светский лубок. Конец XVIII — начало ХХ века" выдвинула версию, что сюжет восходит к басне Эзопа "Кошка и мышка".

Еще одна версия, сколько их было всего?.. Конец XVIII века
Еще одна версия, сколько их было всего?.. Конец XVIII века

Популярность сюжета, который многочисленными копиями расходился по стране, была столь велика, что в 1831 году Василий Андреевич Жуковский даже написал сказку "Как мыши кота хоронили".

У него история похорон получила продолжение: кот лишь притворялся, а после очнулся и бедным мышам, устроившим было пир, не поздоровилось. По этому сюжету даже было создано 2 мультфильма: первый, с одноименным названием, был выпущен в Грузии в 1969 году (режиссер Михаил Чиаурели); второй, с названием "Кот и Ко", — в России в 1990 году (режиссер Александр Гурьев).

Вот второй мультик, еще и нарисованный в эдаком лубочном стиле, мне с детства полюбился. Там и лубок с похоронами приводится. Разве что кот притворился потому, что на самом деле не хотел обижать мышей, а хозяйка ругалась-ругалась. Пришлось для виду умереть. Но все закончилось хорошо.

Интересная получилась трансформация: от едкой народной сатиры до милого толстого рыжего кота в детском мультфильме. Вот такие вот императорские похороны.