Новая история немного продолжает предыдущую, про традиции погребения князей, царей и императоров. И поговорим мы сегодня об одном из самых известных лубочных сюжетов в русской народной традиции.
Вообще, что такое лубок?
Самая распространенная версия происхождения названия — от слова "луб", так называли древесину липы. Зародилась технология в Китае веке эдак в VIII, к XV веку пришла в Европу, а к XVII — добралась и до России. Вкратце технология была такова: мастер вырезал на древесине незатейливые картинки (началось все с религиозных тем, а потом как-то пошло-поехало), потом на дерево наносилась краска, и рисунок отпечатывался на подходящей поверхности. Потом его раскрашивали от руки.
Поначалу новинкой увлеклась знать, но к XVIII веку к "фряжским (немецким) потешным листам" охладела, зато лубок прочно поселился в народе, причем далеко не всегда содержание картинок было благообразным. Пришлось в 1721 году запрещать кустарное изготовление лубочных картинок: дозволялось их печатать только в поднадзорных цензуре типографиях.
Ага, разбежались. К этому времени лубок прочно заменил людям и новостные газеты, и "для глаз приятно". Тиражи были огромны, и на смену древесине со временем пришел металл (что позволило печатать более тонкие рисунки). До начала ХХ века лубок пользовался неизменной популярностью, настолько войдя "в народ", что кажется, что он в России был всегда, с древнейших времен.
Но вернемся к теме повествования.
Перед вами — лубок "Как мыши кота хоронили".
В уникальном издании "Русские народные картинки", которое в 1881 году издал Д.И. Ровинский, подытожив таким образом свою обширнейшую коллекцию, автор утверждал, что картинка была создана "нашими раскольниками на Петра I и на его преобразования. Из числа их ни одна картинка не пользовалась таким успехом в народе, как погребение кота мышами".
Далее автор приводит различные версии появления этого сюжета в русской народной традиции, и объясняет несостоятельность всех возможных вариантов, как то: прототипом мог быть рисунок на смерть папы Пия V или Григория XIII, выпущенный лютеранами, а потом широко распространившийся в Чехии; потом отбрасывает в сторону версию появления рисунка из Индии; и наконец доказывает, что кота хоронить во времена Ивана Грозного никак не могли. Ведь по многим косвенным признакам (ну например светлая мышь, что сидит перед бочкой, курит голландскую трубочку, которая распространилась у нас именно во времена Петра Алексеевича) лубок все-таки являлся социальной сатирой на Петра Великого.
Далее он отмечает соответствие многих деталей траурной процессии, которая везла императора на место последнего упокоения. Это и 8 мышей (8 коней везли колесницу с гробом Петра), и музыка (которая впервые прозвучала на похоронах Лефорта, а Петра также провожали с музыкой). И т.д. Не буду слишком углубляться в детали, "Русские народные картинки" есть в сети, если кому-то будет интересно почитать.
Далее Равинский развивает мысль об авторе сюжета:
"Составитель котова погребения был, наверное, раскольник, враг Петровских нововведений. ... Раскольники имели полное право радоваться котову погребению, потому что этот кот особенно преследовал их и их бороды; они звали его антихристом и лютым зверем крокодилом".
Версии о появлении этого сюжета не иссякают и в наши дни. Например, Юлия Хотько в книге "Светский лубок. Конец XVIII — начало ХХ века" выдвинула версию, что сюжет восходит к басне Эзопа "Кошка и мышка".
Популярность сюжета, который многочисленными копиями расходился по стране, была столь велика, что в 1831 году Василий Андреевич Жуковский даже написал сказку "Как мыши кота хоронили".
У него история похорон получила продолжение: кот лишь притворялся, а после очнулся и бедным мышам, устроившим было пир, не поздоровилось. По этому сюжету даже было создано 2 мультфильма: первый, с одноименным названием, был выпущен в Грузии в 1969 году (режиссер Михаил Чиаурели); второй, с названием "Кот и Ко", — в России в 1990 году (режиссер Александр Гурьев).
Вот второй мультик, еще и нарисованный в эдаком лубочном стиле, мне с детства полюбился. Там и лубок с похоронами приводится. Разве что кот притворился потому, что на самом деле не хотел обижать мышей, а хозяйка ругалась-ругалась. Пришлось для виду умереть. Но все закончилось хорошо.
Интересная получилась трансформация: от едкой народной сатиры до милого толстого рыжего кота в детском мультфильме. Вот такие вот императорские похороны.