Найти тему
Aleksandr Gaponenko

Проблемы формирования русских церемоний

                         Проблемы формирования  русских церемоний   



После февраля 2022 г. российская нация стремительно трансформируется в русскую нацию. Процесс этот во многом идет стихийно, а потому весьма противоречиво. В значительной степени это связано со слабой теоретической проработкой проблемы.

В последний год мы опубликовали ряд статей на тему технологии перехода от строительства российской нации к строительству русской нации(https://izborsk-club.ru/23834, https://izborsk-club.ru/18686). Мы сделали также несколько публикаций, посвященных социальным инструментам, которые требуют трансформации. Это были статьи о формировании галереи русских героев(https://izborsk-club.ru/24769), о русском календаре праздников (https://ruskline.ru/news_rl/2022/12/24/kalendar_oficialnyh_prazdnikov_rossiiskie_versus_russkie), о российской символике (https://by.imhoclub.com/ru/material/rossijskaja_simvolika), о русском языке и литературе https://ruskline.ru/opp/2022/11/12/instrumenty_russkogo_naciestroitelstva_yazyk_i_literatura).

Рассмотрим какие церемонии следовало бы исправить, восстановить или  ввести вновь в ходе строительства русской нации.

На настоящий момент хорошо разработана только церемония инаугурации президента России. В ходе инаугурации демонстрируется, что источником власти президента выступает российский народ. Президент клянется "защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу". Президент приносит клятву, кладя руку на Конституцию. Однако нынешняя Конституция РФ, как мы уже неоднократно упоминали ранее, принята с нарушением норм действовавшей до этого Конституции РСФСР и поэтому не является сильным инструментом легализации власти. 

Для великорусского народа власть всегда легитимизировал Господь Бог и высший правитель должен был нести ответственность перед ним за врученный ему под опеку народ. С 1497 г. на Руси вступление верховного правителя в должность – коронование сопровождалось церемонией помазания. Суть помазывается миром - преподание правителю даров Святого Духа, нужных для управления страной. Помазание совершалось высшим архиереем, он же первоначально возлагал на чело правителя корону и вручал регалии власти — в правую руку скипетр, а в левую державу с молитвою «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Впоследствии самодерже стал возлагать на свое чело корону сам, показывая, что он выше духовной власти, уполномочивается на служение напрямую от Бога.

В последние два десятилетия президент В. Путин получал благословение на исполнение президентских полномочий от патриарха. Однако это происходило за пределами официальной церемонии инаугурации, в ходе частной аудиенции. Официально патриарх служил только молебен. 

По смене В Путина на другую фигуру эта церемония, скорее всего, исчезнет. Это будет означать отход от уже существующих сейчас элементов русской церемонии и от верховенства христианских норм нравственности над высшим правителем страны. Проблема могла быть решена в случае включения в конституцию норму о том, что президентом страны может быть только православный человек. В этом же направлении действовало бы и введение в инаугурационную церемонию принесение клятвы на Библии – священной для христиан книге, не подвергнутой коррозии, как ельцинская конституция.

Символы государственной власти в настоящее время президенту вручает уходящий в отставку президент или председатель конституционного суда. Бывший президент или председатель верховного суда выступает в таком случае в роли высшего по статусу субьект, чем вступающий в должность президент. Субститутом Господа Бога.

Символами власти являются уже не скипетр и держава, а штандарт(флаг) и Знак президента. Знак президента представляет собой представляет собой равноконечный крест с расширяющимися концами, с лицевой стороны покрытый рубиновой эмалью. В центре креста – накладное изображение Государственного герба России. На оборотной стороне креста посередине – круглый медальон, по окружности которого девиз: «Польза, честь и слава».  В нижней части медальона – изображение лавровых ветвей. Знак при помощи венка из лавровых ветвей соединяется с цепью знака. Знак учрежден первоначально как орден "За заслуги перед Отечеством" 1-й степени с цепью, но в 1995 г переименован в президентский Знак

Использование креста в виде символа президентской власти это введение в официальный оборот христианской символики. Оно прошло в свое время мало замеченным, но способствовало повышению престижа президента.
. 
Восстановление великорусских церемоний вступления во власть президента  не имеет ничего общего с восстановлением монархии, как формы политической власти. Регулярно сменяемый в ходе всенародных выборов президент более совершенная форма организации политической власти, чем наследственная монархия. Дети самодержцев далеко не всегда обладают качествами, необходимыми для правления современной нацией, даже если они получают первоклассное воспитание и образование.

Наряду с президентской присягой, присягу дают все те, кто обретает российское гражданство и поступает на службу в Вооруженные силы страны.  В соответствии с утвержденным текстом, гражданин дает обязательство служить "России, уважать ее культуру, историю и традиции". Россия понимается, как неопределенное образование, скорее всего, как государственный аппарат, хотя и упоминается о культуре, традициях и истории нации, не это понятие не используется. Причина этой понятиной неопределенности в нежелании называть нацию по имени, но подразумевается, что это российская нация. Говорить об этом дает тот факт, что русской нации нет ни в одном законодательном акте России. 

Эта же юридическая коллизия заключается и в тексте российской воинской присяги. 

Предлагается закрепить в текстах присяги гражданина и военнослужащего  России однозначное упоминание о том, что человек обязуется служить интерсам русской нации, защищать ее духовные ценности, культуру и язык. 

Действенность присяги определяется тем, что нарушивший ее подвергается общественным санкциям. Неоднократные и тяжелые случаи нарушения присяги высшими представителями советской и российской власти обесценили ее значимость. Поэтому совершенные клятвопреступления должны быть оценены высшими органами судебной власти Российской Федерации. К примеру, должны состояться суды над президентом СССР Михаилом Горбачевым и президентом РСФСР, а затем РФ Борисом Ельциным, которые совершали клятвопреступления. В частных определениях суда следует поименовать и других высших должностных лиц, совершивших клятвопреступления. 

Данного рода решение будет носить демонстративный, чем юридически обязывающий характер. Однако оно должно быть вынесено во имя торжества закона в будущем. Это решение будет носить такое же очищающее значение, как судебная реабилитация лиц, пострадавших от необоснованных государственных репрессий большевиков интернационалистов в советское время.     .   

Наиболее проработанным с церемониальной точки зрения в настоящее время является главный российский праздник - День победы. Непосредственно сейчас вносить какие-либо изменения в порядок его проведение нецелесообразно. Однако участники Великой Отечественной войны уже практически все ушли из жизни. По прошествую почти восьми десятков лет после окончания войны эта победа начинает сливаться для современников с победами в первой(1812-1815) и второй(1914-1917) Отечественных войнах. В 20-ти летней перспективе, к столетию окончания Великой Отечественной войны необходимо будет принимать решение об объединении в одной дате празднование всех  побед русского оружия. Ясно, что этой датой будет 9 мая. 

Исходя из этих соображений, можно уже сейчас включать в церемонию проведение Дня победы шествия отрядов реконструкторов в форме воинов предыдущих периодов русской истории. Они могут идти в строю под русскими знаменами соответствующих эпох. Шествовать под звуки гимнов или просто военных маршей прошлых эпох. Свое место в шествии должны будут получить и участники афганской, чеченской войн, специальной военной операции. Этот символический прием позволил бы сформировать единое видение военной истории русской нации.

Следуя предлагаемой логике, должны быть созданы движения схожие с движением Бессмертный полк. Участники этих новых формах поминания героев несли бы изображения участников всех войн в защиту Отечества. Во всяком случае, Александр Невский, Дмитрий Донской, Дмитрий Пожарский, Александр Суворов соседствовали бы тогда с Михаилом Кутузовым, Михаилом Брусиловым, Михаилом Алексеевым и Георгием Жуковым. 

Признание ключевой роли великорусского народа в формировании русской нации требует пересмотра содержания церемоний проведения предлагаемых нами, в качестве ключевых, праздничных дат. Так, дата обретения русскими государственности предполагает историческую инсценировку событий, описываемых летописцем Нестором. Празднование даты крещения Руси, трактуемая нами как дата обретения русскими духовности, позволяет обыграть в театрализованной форме роль князя Владимира. Легко поддается исторической инсценировке празднование даты обретения русскими письменности, привязав ее к деятельности святых Кирилла и Мефодия.

Дню народного единства, переименованному в День единства  великорусского народа,  будет соответствовать инсценировка изгнания из Кремля поляков и сотрудничавших с ним бояр. Легко удастся устранить навязанный демократами негативный имидж этого праздника, созданный в свое время демократами посредством демонизацией Русских маршей. Особенно, если это празднование будет сочетаться с празднованием  Казанской иконе Божьей Матери. 

Заново придется вырабатывать церемонию празднования Дня превращения великорусского народа в великорусскую нацию, который мы привязываем к обретению русскими в 1906 г. Конституции и открытию первой Государственной Думы. Во всяком случае, проведение Федеральным собранием торжественного заседания в ходе которого происходит награждение лиц, внесших вклад в развитие правопорядка в стране вполне может быть организовано.

Точно так же предстоит выработать церемонию празднования Дня начала консолидации русской нации, которую мы считаем необходимым приурочить к 18 марта – присоединения русских Крыма к ядру нации в России.
 
Организация празднование Дня труда 1 мая в полной мере прерогатива профсоюзов и они ответственны за выработку соответствующей церемонии. Советский Первомай праздновался весьма на достойном уровне и этот опыт вполне может быть использован. Повышение значимости этого праздника требуется в обязательном порядке. Российская буржуазия больше не должна испытывать такого страха перед наемными рабочими и препятствовать их самостоятельной деятельности, хотя бы на символическом уровне, в ходе проведения праздников. 

Похоронные церемонии. К сожалению, в настоящее время в России так и не создано полноценного Национального кладбища, подобного Арлингтонскому кладбищу в США, Пантеону героев во Франции или Вестминстерскому аббатству в Великобритании. В советское время национальных героев хоронили в Кремлевской стене или у Кремлевской стены, сейчас такую функцию, как мы упоминали ранее, отчасти выполняет Новодевичье и Ваганьковское кладбища, а  отчасти Военный мемориал «Пантеон защитников Отечества». Однако Новодевичье и Ваганьковские кладбища служит также местом упокоения знаменитых бандитов и воров, а Военный мемориал так и не получил высокого социального статуса. Явно, что необходима выработка церемоний похорон высших государственных деятелей, повышение социального статуса их праха. 

Еще одной разновидностью церемоний, в которой крайне нуждается русская нация является придание социальной значимости лицам, которые получают высшие государственные и общественные награды. Сейчас награждение героев высшими государственными наградами ведется президентом достаточно кулуарно, в ходе приема в Георгиевском зале Кремля и коротко отражается в СМИ. В связи с этим социальная значимость подлинных героев представляется очень скромно. С героями награждаемыми общественными наградами дела обстоят еще хуже. Популярность в СМИ получают только номинанты наград прямо учрежденных англосаксами или утвержденных политиками демократической ориентации, косвенно связанными с англосаксами.

Представляется, что русским героям должны воздаваться почести, которые соответствуют их вкладу в развитие и сохранение русской нации, и они соответствующим образом представляться в СМИ. Набор необходимых для этого инструментов не сложен: красная дорожка, торжественный выход по ней, аплодисменты  публики, присутствующей на церемонии, музыкальное сопровождение, вручение знака или награды должностным лицом, интервью СМИ, подготовка материалов с описанием подвига, написание книги, съемки фильма по факту совершения подвига. Лица, совершившие подвиги заносятся публично выставляемые списки героев, высеченные, к примеру, на каменных досках. В их честь устанавливаются памятные доски, бюсты, именуются улицы, площади, города. 

Замена российских социальных инструментов на русские тема чрезвычайная болезненная для нынешней российской элиты и потому практически исключенная из публичного дискурса. Однако из-за неправильной теоретической постановки проблемы очень часто принимаются ошибочные решения. Последствия этих ошибок достаточно неприятны.
Проблемы формирования русских церемоний После февраля 2022 г. российская нация стремительно трансформируется в русскую нацию. Процесс этот во многом идет стихийно, а потому весьма противоречиво. В значительной степени это связано со слабой теоретической проработкой проблемы. В последний год мы опубликовали ряд статей на тему технологии перехода от строительства российской нации к строительству русской нации(https://izborsk-club.ru/23834, https://izborsk-club.ru/18686). Мы сделали также несколько публикаций, посвященных социальным инструментам, которые требуют трансформации. Это были статьи о формировании галереи русских героев(https://izborsk-club.ru/24769), о русском календаре праздников (https://ruskline.ru/news_rl/2022/12/24/kalendar_oficialnyh_prazdnikov_rossiiskie_versus_russkie), о российской символике (https://by.imhoclub.com/ru/material/rossijskaja_simvolika), о русском языке и литературе https://ruskline.ru/opp/2022/11/12/instrumenty_russkogo_naciestroitelstva_yazyk_i_literatura). Рассмотрим какие церемонии следовало бы исправить, восстановить или ввести вновь в ходе строительства русской нации. На настоящий момент хорошо разработана только церемония инаугурации президента России. В ходе инаугурации демонстрируется, что источником власти президента выступает российский народ. Президент клянется "защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу". Президент приносит клятву, кладя руку на Конституцию. Однако нынешняя Конституция РФ, как мы уже неоднократно упоминали ранее, принята с нарушением норм действовавшей до этого Конституции РСФСР и поэтому не является сильным инструментом легализации власти. Для великорусского народа власть всегда легитимизировал Господь Бог и высший правитель должен был нести ответственность перед ним за врученный ему под опеку народ. С 1497 г. на Руси вступление верховного правителя в должность – коронование сопровождалось церемонией помазания. Суть помазывается миром - преподание правителю даров Святого Духа, нужных для управления страной. Помазание совершалось высшим архиереем, он же первоначально возлагал на чело правителя корону и вручал регалии власти — в правую руку скипетр, а в левую державу с молитвою «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Впоследствии самодерже стал возлагать на свое чело корону сам, показывая, что он выше духовной власти, уполномочивается на служение напрямую от Бога. В последние два десятилетия президент В. Путин получал благословение на исполнение президентских полномочий от патриарха. Однако это происходило за пределами официальной церемонии инаугурации, в ходе частной аудиенции. Официально патриарх служил только молебен. По смене В Путина на другую фигуру эта церемония, скорее всего, исчезнет. Это будет означать отход от уже существующих сейчас элементов русской церемонии и от верховенства христианских норм нравственности над высшим правителем страны. Проблема могла быть решена в случае включения в конституцию норму о том, что президентом страны может быть только православный человек. В этом же направлении действовало бы и введение в инаугурационную церемонию принесение клятвы на Библии – священной для христиан книге, не подвергнутой коррозии, как ельцинская конституция. Символы государственной власти в настоящее время президенту вручает уходящий в отставку президент или председатель конституционного суда. Бывший президент или председатель верховного суда выступает в таком случае в роли высшего по статусу субьект, чем вступающий в должность президент. Субститутом Господа Бога. Символами власти являются уже не скипетр и держава, а штандарт(флаг) и Знак президента. Знак президента представляет собой представляет собой равноконечный крест с расширяющимися концами, с лицевой стороны покрытый рубиновой эмалью. В центре креста – накладное изображение Государственного герба России. На оборотной стороне креста посередине – круглый медальон, по окружности которого девиз: «Польза, честь и слава». В нижней части медальона – изображение лавровых ветвей. Знак при помощи венка из лавровых ветвей соединяется с цепью знака. Знак учрежден первоначально как орден "За заслуги перед Отечеством" 1-й степени с цепью, но в 1995 г переименован в президентский Знак Использование креста в виде символа президентской власти это введение в официальный оборот христианской символики. Оно прошло в свое время мало замеченным, но способствовало повышению престижа президента. . Восстановление великорусских церемоний вступления во власть президента не имеет ничего общего с восстановлением монархии, как формы политической власти. Регулярно сменяемый в ходе всенародных выборов президент более совершенная форма организации политической власти, чем наследственная монархия. Дети самодержцев далеко не всегда обладают качествами, необходимыми для правления современной нацией, даже если они получают первоклассное воспитание и образование. Наряду с президентской присягой, присягу дают все те, кто обретает российское гражданство и поступает на службу в Вооруженные силы страны. В соответствии с утвержденным текстом, гражданин дает обязательство служить "России, уважать ее культуру, историю и традиции". Россия понимается, как неопределенное образование, скорее всего, как государственный аппарат, хотя и упоминается о культуре, традициях и истории нации, не это понятие не используется. Причина этой понятиной неопределенности в нежелании называть нацию по имени, но подразумевается, что это российская нация. Говорить об этом дает тот факт, что русской нации нет ни в одном законодательном акте России. Эта же юридическая коллизия заключается и в тексте российской воинской присяги. Предлагается закрепить в текстах присяги гражданина и военнослужащего России однозначное упоминание о том, что человек обязуется служить интерсам русской нации, защищать ее духовные ценности, культуру и язык. Действенность присяги определяется тем, что нарушивший ее подвергается общественным санкциям. Неоднократные и тяжелые случаи нарушения присяги высшими представителями советской и российской власти обесценили ее значимость. Поэтому совершенные клятвопреступления должны быть оценены высшими органами судебной власти Российской Федерации. К примеру, должны состояться суды над президентом СССР Михаилом Горбачевым и президентом РСФСР, а затем РФ Борисом Ельциным, которые совершали клятвопреступления. В частных определениях суда следует поименовать и других высших должностных лиц, совершивших клятвопреступления. Данного рода решение будет носить демонстративный, чем юридически обязывающий характер. Однако оно должно быть вынесено во имя торжества закона в будущем. Это решение будет носить такое же очищающее значение, как судебная реабилитация лиц, пострадавших от необоснованных государственных репрессий большевиков интернационалистов в советское время. . Наиболее проработанным с церемониальной точки зрения в настоящее время является главный российский праздник - День победы. Непосредственно сейчас вносить какие-либо изменения в порядок его проведение нецелесообразно. Однако участники Великой Отечественной войны уже практически все ушли из жизни. По прошествую почти восьми десятков лет после окончания войны эта победа начинает сливаться для современников с победами в первой(1812-1815) и второй(1914-1917) Отечественных войнах. В 20-ти летней перспективе, к столетию окончания Великой Отечественной войны необходимо будет принимать решение об объединении в одной дате празднование всех побед русского оружия. Ясно, что этой датой будет 9 мая. Исходя из этих соображений, можно уже сейчас включать в церемонию проведение Дня победы шествия отрядов реконструкторов в форме воинов предыдущих периодов русской истории. Они могут идти в строю под русскими знаменами соответствующих эпох. Шествовать под звуки гимнов или просто военных маршей прошлых эпох. Свое место в шествии должны будут получить и участники афганской, чеченской войн, специальной военной операции. Этот символический прием позволил бы сформировать единое видение военной истории русской нации. Следуя предлагаемой логике, должны быть созданы движения схожие с движением Бессмертный полк. Участники этих новых формах поминания героев несли бы изображения участников всех войн в защиту Отечества. Во всяком случае, Александр Невский, Дмитрий Донской, Дмитрий Пожарский, Александр Суворов соседствовали бы тогда с Михаилом Кутузовым, Михаилом Брусиловым, Михаилом Алексеевым и Георгием Жуковым. Признание ключевой роли великорусского народа в формировании русской нации требует пересмотра содержания церемоний проведения предлагаемых нами, в качестве ключевых, праздничных дат. Так, дата обретения русскими государственности предполагает историческую инсценировку событий, описываемых летописцем Нестором. Празднование даты крещения Руси, трактуемая нами как дата обретения русскими духовности, позволяет обыграть в театрализованной форме роль князя Владимира. Легко поддается исторической инсценировке празднование даты обретения русскими письменности, привязав ее к деятельности святых Кирилла и Мефодия. Дню народного единства, переименованному в День единства великорусского народа, будет соответствовать инсценировка изгнания из Кремля поляков и сотрудничавших с ним бояр. Легко удастся устранить навязанный демократами негативный имидж этого праздника, созданный в свое время демократами посредством демонизацией Русских маршей. Особенно, если это празднование будет сочетаться с празднованием Казанской иконе Божьей Матери. Заново придется вырабатывать церемонию празднования Дня превращения великорусского народа в великорусскую нацию, который мы привязываем к обретению русскими в 1906 г. Конституции и открытию первой Государственной Думы. Во всяком случае, проведение Федеральным собранием торжественного заседания в ходе которого происходит награждение лиц, внесших вклад в развитие правопорядка в стране вполне может быть организовано. Точно так же предстоит выработать церемонию празднования Дня начала консолидации русской нации, которую мы считаем необходимым приурочить к 18 марта – присоединения русских Крыма к ядру нации в России. Организация празднование Дня труда 1 мая в полной мере прерогатива профсоюзов и они ответственны за выработку соответствующей церемонии. Советский Первомай праздновался весьма на достойном уровне и этот опыт вполне может быть использован. Повышение значимости этого праздника требуется в обязательном порядке. Российская буржуазия больше не должна испытывать такого страха перед наемными рабочими и препятствовать их самостоятельной деятельности, хотя бы на символическом уровне, в ходе проведения праздников. Похоронные церемонии. К сожалению, в настоящее время в России так и не создано полноценного Национального кладбища, подобного Арлингтонскому кладбищу в США, Пантеону героев во Франции или Вестминстерскому аббатству в Великобритании. В советское время национальных героев хоронили в Кремлевской стене или у Кремлевской стены, сейчас такую функцию, как мы упоминали ранее, отчасти выполняет Новодевичье и Ваганьковское кладбища, а отчасти Военный мемориал «Пантеон защитников Отечества». Однако Новодевичье и Ваганьковские кладбища служит также местом упокоения знаменитых бандитов и воров, а Военный мемориал так и не получил высокого социального статуса. Явно, что необходима выработка церемоний похорон высших государственных деятелей, повышение социального статуса их праха. Еще одной разновидностью церемоний, в которой крайне нуждается русская нация является придание социальной значимости лицам, которые получают высшие государственные и общественные награды. Сейчас награждение героев высшими государственными наградами ведется президентом достаточно кулуарно, в ходе приема в Георгиевском зале Кремля и коротко отражается в СМИ. В связи с этим социальная значимость подлинных героев представляется очень скромно. С героями награждаемыми общественными наградами дела обстоят еще хуже. Популярность в СМИ получают только номинанты наград прямо учрежденных англосаксами или утвержденных политиками демократической ориентации, косвенно связанными с англосаксами. Представляется, что русским героям должны воздаваться почести, которые соответствуют их вкладу в развитие и сохранение русской нации, и они соответствующим образом представляться в СМИ. Набор необходимых для этого инструментов не сложен: красная дорожка, торжественный выход по ней, аплодисменты публики, присутствующей на церемонии, музыкальное сопровождение, вручение знака или награды должностным лицом, интервью СМИ, подготовка материалов с описанием подвига, написание книги, съемки фильма по факту совершения подвига. Лица, совершившие подвиги заносятся публично выставляемые списки героев, высеченные, к примеру, на каменных досках. В их честь устанавливаются памятные доски, бюсты, именуются улицы, площади, города. Замена российских социальных инструментов на русские тема чрезвычайная болезненная для нынешней российской элиты и потому практически исключенная из публичного дискурса. Однако из-за неправильной теоретической постановки проблемы очень часто принимаются ошибочные решения. Последствия этих ошибок достаточно неприятны.