Дорогие читатели, если статья вам понравится, просим вас проявить поддержку и подписаться на канал, будем примного благодарны!
В онлайн-кинотеатрах Start и Wink готовится к выходу новый сериал под названием "Слово пацана. Кровь на асфальте", где главные роли исполняют Иван Янковский и Сергей Бурунов. Режиссер и сценарист этого проекта — Жора Крыжовников, известный своей работой над фильмами "Горько!" и "Звоните ДиКаприо!". Сюжет "Слово пацана" охватывает драматические события, связанные с молодежными группировками в Казани, которые действовали в городе задолго до 1990-х.
Жора Крыжовников, изначально известный как режиссер-комедиограф, переориентировался на создание серьезных драматических сериалов. После успешного "Звоните ДиКаприо!", рассказывающего о кинобизнесе и братской зависти, он представляет новый проект - "Слово пацана. Кровь на асфальте", посвященный молодежным группировкам времен перестройки. Основой для сюжета послужила книга журналиста Роберта Гараева "Слово пацана", освещающая так называемый казанский феномен - уличную преступность, распространившуюся в городе еще при Брежневе. Сам Гараев, подростком на тот момент, был членом одной из таких группировок, что частично отражено в главном герое сериала - интеллигентном мальчике, вынужденном приспосабливаться к уличной жизни.
"Слово пацана" значительно отличается от полнометражных фильмов Крыжовникова, за исключением энергичного саундтрека (где "Ласковый май" передает дух времени, а "Аигел" - места) и беспристрастного взгляда на частную жизнь "человека из народа".
Главный герой, тихий и серьезный старшеклассник Андрей (в убедительном исполнении 15-летнего Леона Кемстача), проживает с матерью и младшей сестрой, учится в музыкальной школе, и, несмотря на столкновения с хулиганами, справедливо считается "чушпаном" - законной жертвой, не принадлежащей ни к одной группировке. Когда статус становится невыносимым, его спасает неожиданный союз с обаятельным нахалом Маратом (Рузиль Минекаев), недавно присоединившимся к "пацанам". Эта вымышленная казанская группировка "Универсам" конфликтует за территорию с реальными "Хади Такташ" и "Кинопленка".
Бывший образцовый школьник, превратившийся в объект интереса милиции, сталкивается с двумя аспектами в лице полиции в сериале: добрым и злым. Добрым представляется романтический объект внимания главного героя - Ирина Сергеевна (Анастасия Красовская), бывшая учительница с чеховским именем, которая, получив погоны по распределению, старается честно исполнять свои обязанности и в свободное время наслаждается рок-музыкой на квартирниках. Злым является потенциальный отчим Андрея, жесткий и усатый дядя Ильдар (Антон Васильев), сторонник физических наказаний и типичный манипулятор в милиции. Он, как отец-самозванец, предлагает Андрею выбор: присягнуть ему на верность или встать против. По своей сути, этот персонаж является точным отражением советского государства и, в общем, любого авторитарного режима.
Сериал берет свое начало из исследовательского текста, что явно прослеживается. Группировка молодежи в трактовке Крыжовникова представляет собой не просто сборище садистов или рыцарский орден, а сложный социальный феномен, который вызывает скорее любопытство, чем симпатию или отвращение. Совместно с соавтором сценария Андреем Золотаревым Крыжовников подробно разбирается в том, почему подростки из "хороших" семей присоединялись к "пацанам", как они поддерживали дисциплину в уличной среде, откуда брали деньги и во что верили.
Важно отметить, что в то время как создатели сериала стремятся понять (но не оправдать) своих персонажей, общество, в котором они живут, крайне неспособно их понять. Для взрослых и "цивилизованных" персонажей "пацаны" представляют собой необъяснимое, иррациональное зло, "черный лебедь", которого никто не ожидал, особенно в своем собственном доме. Никто в сериале не вызывает больше сострадания, чем родители "малолетних бандитов" - честные граждане и хорошие люди, испытывающие чувство вины за выбор своих детей, но неспособные понять, где именно они допустили ошибку. (Отличные роли Юлии Александровой и Сергея Бурунова: она играет маму Андрея, он - отца Вовы с Маратом).
Главарь "Универсама" представляет собой наиболее противоречивый персонаж в сериале. Он готов к боевым действиям и уважает мужчин с военным опытом, однако испытывает презрение к армейскому начальству, считая, что оно предало своих солдат (что, в свою очередь, является еще одной актуальной темой). Иван Янковский воплощает эту роль как непоколебимого, преданного, даже справедливого в своем понимании человека, однако его характер также ограничен, жесток и хитер: он не только придумывает способы обирать дальнобойщиков и грабить подпольные видеосалоны, но и устраивает брату стыд за "непатриотичную" американскую кепку. В образе Вовы Адидаса, созданном авторами, он далек от "благородного разбойника" в стиле Данилы Багрова; он скорее представляет собой простого разбойника, достаточно харизматичного, чтобы вести за собой других.
Сравнение "пацанов" с мушкетерами из фильма Юнгвальд-Хилькевича дает интересную параллель. "Универсам" представляет собой закрытое мужское братство, где действует принцип "все за одного", старшие заботятся о младших, и драка служит лучшим способом проявить себя. Эта аналогия может быть воспринята по-разному. С одной стороны, она позволяет рассматривать "пацанов" как вчерашних детей, слишком увлеченных ролевой игрой. С другой стороны, она вызывает сомнения в том, насколько безобидны обычные образы мужественности, такие как мушкетеры и другие герои, реализующие себя через насилие.
Роберт Гараев, консультант и вдохновитель сериала, сравнивает группировки с государствами в государстве, отмечая, что у них тоже были свои территории, законы и даже что-то вроде налогов. Они предоставляли "гражданам" безопасность в обмен на лояльность. Семья, школа, комсомол, милиция не обеспечивали такую безопасность, и в моменты, когда, например, нужно было защитить школьника от хулиганов, тот обращался за защитой к другим хулиганам. Этот механизм, который, видимо, успешно поставлял группировки новыми членами, детально представлен в первой серии сериала.
Евгений Ткачев, кинокритик, админ телеграм-канала «Парни из Читальни»
«Неправильно, наверное, судить о сериале по первым трем сериям — в лучшем случае получится оценить только экспозицию, а не целостное высказывание. Поэтому просто тезисно сформулирую, что (пока) бесит в «Слове пацана». Итак, выяснение отношений с прошлым — так себе затея. Прошлое, как правило, не дает сдачи, в отличие от современности. Чтобы осмыслять современность (особенно сейчас), нужна определенная отвага. Поскольку Крыжовников хочет снимать социальное кино, а не сказки, то понятно, почему он обратился к 1980-м. Однако сила кинематографа этого режиссера всегда была в том, что он не боялся говорить про наше время. Поэтому, например, такой бомбой стал сериал «Звоните ДиКаприо!».
«Слово пацана», наоборот, существует на территории римской копии греческого оригинала. Это безопасный косплей асановских «Пацанов» и абдрашитовского «Плюмбума». Те фильмы морального беспокойства говорили про свое время, поэтому от них до сих пор летят искры. «Слово» — всего лишь стилизация под то кино. Талантливо, спору нет, поставленное, но без какой-то мета- и вообще иронии. Вообще главная проблема «Слова» (лично для меня) в том, что в нем напрочь отсутствует юмор — главный козырь почти всех крыжовниковских работ. Как бы нас драматургически ни раскачивал «ДиКаприо», он всегда давал время перевести дух, выпустить пар (чего только стоит уморительная реприза Бурковского: «Братик мой любимый!»). «Слово» же снято на невероятно серьезных щах и с какой-то тупой, звериной жестокостью. Пока в сериале всерьез некому сопереживать.
Понятно, что сериал "Слово пацана. Кровь на асфальте" вызывает большой интерес в России, заполнив весь российский интернет всего за 2,5 недели. Несмотря на некоторые возражения по поводу романтизации насилия и беззакония тех времен, он, по-видимому, вызывает сильные эмоции и воспоминания о прошлом.
Отмечается интересная закономерность: когда Иван Янковский участвует в сериалах, они становятся успешными. Это может быть связано с актерским мастерством Янковского, его способностью привлечь внимание зрителей и создать убедительные образы.
Понимаю, что вы с нетерпением ждете следующую серию и наслаждаетесь процессом просмотра. Удачного вам просмотра!