Найти тему
Гедеонова Сансара

Шаман

#Шаман, #кинообзор, #история, #Якутия, #эпик, #совок, #инициация, #шаманизм, #лагерь, #любовь, #музыка, #Байкал

Забавный российско-французский фильм «Шаман» 1996 года. Вернее, снимали французы российских актёров в России – режиссёр Бартабас и вся съёмочная группа, включая композитора. Это заметно на анахронизмах и неувязках сюжета, а он таков – в начале 50-х годов (согласно единственному описанию на киноресурсах) из сибирского лагеря (какого и где, не указано) бегут два зэка – московский ботан-скрипач Дмитрий (Игорь Гоцманов – в титрах просто ГоцмаН) и якутский шаман Анатолий (Спартак Федотов). Дмитрий мечтает вернуться в Москву и продолжить музицировать – и как он собирался там легализоваться-то, наивный беглый зэк? Шаман Анатолий по доброте душевной вызывается ему помочь и таки помогает – сначала разводит лагерного конвоира, потом по-шамански охмуряет двух диких якутских лошадок (видимо, лагерь всё-таки в Якутии). Но погибает от пули догоняющих чекистов. Беглецам удаётся до этого оторваться от преследователей, и Дмитрий, получив последние наставления от шамана, освобождает его дух согласно наставлениям умирающего. Шаман, как и многие другие автохтоны, попадающиеся Дмитрию на пути, блаженно прихихикивают, что не мешает им на деле оказываться вполне приспособленными житейски – хитровато-мудрыми, себе на уме. В процессе своего долгого пути к свободе незадачливый – или, напротив, везучий скрипач натыкается на якутского оленевода, который поначалу собирается вернуть «врага народа» в лагерь. Но узнав о его знакомстве с шаманом, привозит на своё стойбище, кормит, передаёт шаманское наследство и устраивает скрипачу шаманское путешествие.
Из самых показательных сюрхронизмов - вытащить лошадку из сугроба начинающему шаману помогает «капитан Румянов, казак на царской службе» и каком-то немецкого виду мотоцикле. В начале 50-х годов, ага. А бурят в каком-то посёлке по дороге подковывает коня, очевидно, совершенно забесплатно, пока русские пытаются беглого зека сдать. Но Дмитрий лихо уходит от погони – уазика и двух мотоциклистов на якутском коньке. И в итоге добирается-таки до Байкала. Там ещё один маленький сюрчик – полоумный дедок, починяющий огромный корабль во льдах и грезящий уплыть на нём в океан в компании знаменитых капитанов – своих голубей. Всё ещё одержимый своей нелепой идеей возвращения в столицу, Дмитрий продаёт коня цыганам и, сверкая тщедушным тельцем и лысым черепом, как-то мистически очаровывает санитарку в бане. Видимо, не без помощи духов. Несмотря на роскошный ужин в ресторане и последующий секс, Димон избегает понятного соблазна залипнуть в сансаре с милой девушкой, но и от своей дурацкой идеи фикс ему удаётся избавиться. И теперь уже выменяв обратно коня на скрипку из прошлой уже жизни, Дмитрий камлает и почти что возносится в зимнем лесу… .

Итого – фильм о освобождении не только внешнем, профаническом – из лагеря, но и от прежней жизни путём рождения в жизнь новую через инициатическое путешествие и шаманское посвящение.