Портрет П. И. Чайковский 1893 г
Русские современники, прежде всего представители, так называемой «могучей кучки» считали, что Чайковский, как композитор ориентируется в первую очередь на западную музыку, и его русская душа проявляется лишь в тех редких случаях, когда он обращается к родным народным мотивам.
На самом деле, музыка Чайковского, в отличие от творчества «могучей кучки» просто не может быть измерена чем-либо, Чайковский с самого начала своей творческой деятельности искал единение с великой европейской музыкальной традицией и поэтому, корни его, как художника уходят в основном во французскую и итальянскую музыку 19-го века, и в музыку немецких романтиков.
При анализе музыкального творчества Чайковского, нельзя забывать о том, что оно всегда находилась под влиянием психических напряжения и душевных кризисов автора.
Доступ к внутренней жизни, этой личности полностью не открывает даже письма и дневниковые записи. Сергей Рахманинов писал: —Чайковский по-видимому в юности надел маску, которую уже не снял до конца жизни.