С одной стороны повсюду слышно о стартапах, масштабировании, инновационных проектах, кратном росте объема продаж, Х2, Х3, амбициозных целях предпринимателей. С другой стороны, окружающие говорят о том, что сейчас не время для бизнеса. Чему верить – рассказывает Екатерина Матвеева, владелица компании FIN RACE, которая занимается разработкой финансовых стратегий для бизнесов и настройкой управленческого учёта.
Статистика говорит, в России в 2022 году компании закрывались чаще, чем открывались: первых на 14% больше, чем вторых, по данным ФНС. Но эти цифры не учитывают причины закрытия.
Что же делать предпринимателю?
В статье расскажем, что учесть при открытии бизнеса в современной реальности, рассмотрим риски и их связь с доходностью. Покажем инструмент, позволяющий эффективно рассчитать ресурсы для открытия и развития бизнеса.
Обзор ситуации
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявлял, что правительство должно перейти к обеспечению качественного, а не количественного развития МСП. Важно не само количество новых компаний, а увеличение доли среднего бизнеса. Среди целей к 2030 году — увеличение доли средних предприятий в два раза и увеличение вклада МСП в ВВП на 3 п. п.
В России индекс деловой активности в производственном секторе PMI в сентябре 2023-го увеличился до 54,5 (в августе был равен 52,7) по данным S&P Global. Рост наблюдается седьмой месяц подряд.
По материалам с сайта Damodaran Online были взяты цифры со среднегодовым ростом выручки и прибыли за последние 5 лет. Отрасли изображены на диаграмме.
А также проанализирована динамика этих отраслей в ближайшие 2 года.4 региона РФ сохранили позитивную динамику темпов производства во всех секторах экономики: Иркутская, Ленинградская, Новосибирская области и Республика Дагестан:
- в них наблюдаются высокие темпы роста в секторе строительства, а значит продолжаются инвестиционные процессы;
- положительные темпы роста оборота розничной торговли, а значит сохраняется потребительский спрос.
Как же успешно запустить бизнес и развивать с учетом текущей ситуации?
1 шаг. Учитываем внешние риски
На бизнес влияют разные внешние факторы: конкуренты, внутренняя и внешняя политика, налоги, громкие события (пандемия, военная операция и другие). Но стоит помнить, что конкуренты работают точно в таких же условиях.
Многие также говорят о высоких налогах. Но бизнес должен быть успешен уже с учетом них.
Нам нужно выписать все риски и продумать, как будем действовать, если они наступят, “подстелить себе соломку”. Но есть и положительные риски. Освобождаются ниши, крупные иностранные компании уходят с рынка и освобождают ниши, появляются программы господдержки и бизнес-инкубаторы.
Еще один важный показатель ― образованность населения в сфере бизнеса. Здесь большую роль играет российское бизнес-образование, которое сегодня развивается быстрыми темпами, потому что нам приходится очень быстро наверстывать то, что западные страны осваивали столетиями.
Также при запуске бизнеса важно учитывать долгосрочные тренды и перспективы развития отрасли (диаграмма 2 выше).
2 шаг. Строим финансовую стратегию
Те, у кого не отстроена финансовая система, рискуют, и в итоге попадают в кассовые разрывы. Нужно как минимум понимать, что такое движение денежных средств (ДДС) и P&L (Profit&Loss), сколько компания зарабатывает и какие активами владеет.
А для успешного управления компанией важно умение выстроить из бизнеса актив, построить такую стратегию бизнеса, чтобы с каждым месяцем активы прибавлялись ― формировалась стоимость, за которую владелец сможет его продать или долгосрочно успешно развивать. В этом помогает инструмент – финансовая стратегия.
Финансовая стратегия – это модель развития бизнеса. В ней учитывается распределение прибыли на дивиденды, развитие, а еще затраты, кредиты, всё, что касается денег бизнеса. Строя финансовую стратегию, можно предусмотреть финансовые цели, риски и значения, на которые нужно ориентироваться, чтобы бизнес рос.
Например:
• сколько денег собственник вложит в бизнес и получит;
• сколько средств нужно привлечь, чтобы бизнес вырос;
• нормы оборачиваемости дебиторки, кредиторки, запасов, какие цены и отсрочки платежа нужно устанавливать;
• сколько средств направлять на развитие;
• анализ рисков;
• поиск источников финансовых потерь.
В результате вы получаете ясное понимание, что и как настроить в бизнесе, чтобы достичь свою финансовую цель. Разработка финансовой стратегии заменяет планирование продаж в крупных компаниях, ведь учитывает ограниченность финансовых ресурсов и риски экономики.
“Стратегическое финансовое планирование лежит в основе управления компанией, оно позволяет найти рычаги, которыми нужно уметь управлять в быстро меняющихся условиях и вовремя предупреждать чрезмерные риски”, – отзыв нашего клиента, который увидел, где его бизнес терял и недозарабатывал и путем исправления этого увеличил маржинальность бизнеса на 27%!
3 шаг. Отслеживаем достижение финансовых целей
Пропишите, как вы будете достигать финансовую цель. Чтобы понять достигли ли вы ее, запланируйте не только выручку и чистую прибыль, но и другие метрики. Например, рентабельность, оборачиваемость, ключевые показатели сотрудников. Каждый месяц можно смотреть по управленческой отчетности приближайтесь ли вы к этим показателям, оценивать на сколько приблизились и почему именно на столько.
К сожалению, копируя успешные алгоритмы из книг, тренингов и опыта знакомых предпринимателей не всегда можно легко и эффективно начать и масштабировать бизнес. Ведь когда компания растет, нужно справиться с возросшей нагрузкой, привлечь и обучить дополнительный персонал, оптимизировать систему продаж, укреплять бренд, выходить на новые рынки и решать тысячи других задач. В этом процессе просто необходим ориентир.
В заключение:
В статье показали текущую ситуацию по отраслям и регионам, а также рискам, с которыми сталкиваются бизнесы в текущих условиях. Рассмотрели инструмент – Финансовая стратегия, который позволяет просчитать риски, увидеть зоны, где компания недополучает прибыль и теряет деньги.
Итого образ будущего компании = Внешние факторы * Рыночно ориентированная стратегия * Качество исполнения.
Инструмент финансовая стратегия обеспечивает комфортный уровень кредитной нагрузки, учитывая индивидуальную бизнес-модель компании, что помогает успешно развивать бизнес. Верно выбранная финансовая стратегия приведет к постепенному долгосрочному росту бизнеса в современной реальности.