Что для вас "аниме"?
В наше время аниме – это огромная культура. Каждый человек так или иначе смотрел хотя бы полнометражные мультипликационные фильмы Хаяо Миядзаки и даже не задумывался о том, что это и есть "аниме".
В мире огромное множество режиссеров анимации, но только его называют вторым Хаяо. Сейчас мы говорим о небезызвестном Макото Синкае, мальчике, который хотел создавать мангу, а стал одним из самых известных режиссеров анимационных фильмов…
Биографическая справка:
Макото Синкай ИЛИ Макото Ниицу (наст. имя) – японский режиссер, аниматор, родился в 1973 году в Нагано.
После окончания школы переезжает в Токио и изучает японскую литературу в университете. Устраивается на работу в компанию по созданию компьютерных игр, где занимается созданием видеозаставок и версткой буклетов-инструкций.
!Внимание присутствуют спойлеры!
Первые анимационные работы:
В 1998 году, изучая 3D графику, создает свою первую анимационную работу “Огороженный мир” (1,5 минуты), а в 1999 году в свет выходит сразу две его работы “Другие миры” (1,5 минуты) и “Она и её кот” (5 минут). Именно, “Она и её кот” заинтересовывает компанию спонсоров CoMix Wave Films, компания выпускает тираж дисков, а сам Макото в 2016 выпускает ремейк на это аниме в виде четырех эпизодов.
“Голос далёкой звезды” 2002 год. (25 минут)
Получасовой OVA-фильм затрагивает темы одиночества, первой любви, расстояния и разлуки, которые мы ещё не раз увидим в следующих работах Синкая.
Герои этой работы разделены пространством и временем. Микако (главный женский персонаж) находится в космосе и отправляет смс-ки своему однокласснику Нобору, который остался на Земле. Но с каждой новой планетой солнечной системы расстояние между персонажами увеличивается вместе со сроком доставки сообщения.
Смогут ли школьники преодолеть время и пространство?
“Улыбка” 2003 год (2 минуты) очень милый музыкальный клип с девочкой и хомяком.
“За облаками” 2004 год (полнометражка)
Первая полнометражная работа Макото Синкая – научно-фантастическая любовная драма. Тема одиночества и неразрывной связи между двумя главными героями через сон….
Хочется отметить музыкальное сопровождение этой работы – композитора Тэммона, который ранее уже писал саундтреки к “Она и её кот” и “Голос далёкой звезды” и в дальнейшем поработает над “5 сантиметров в секунду” и “Ловцы забытых голосов”.
“5 сантиметров в секунду” 2007 год (полнометражка)
Полнометражное аниме о двух любовных историях. Фильм поделен на 3 части: первая – “Отрывок о цветущей сакуре”, второе – “Космонавт” и третья – “5 сантиметров в секунду”.
“Отрывок о цветущей сакуре” – история двух школьников Такаки и Акари. Которые в связи с работой своих родителей часто переезжали из одного города в другой. В одном из городов их судьбы переплелись и когда они вынуждены были расстаться они продолжили общение через письма.
“Придёт час, и расстояние между нами станет таким большим, что мы уже не сможем ездить друг к другу на поезде. Теперь я, конечно, буду чуть сильнее ощущать одиночество. Такаки, пожалуйста, береги себя.”
В конце первой части Такаки приезжает в гости к Акари. По дороге в поезде Такаки теряет свое письмо с признанием своих чувств и ему не хватает смелости рассказать о них вживую.
Во второй части “Космонавт” Такаки ученик старшей школы, в которого влюбляется его одноклассница Канаэ. Мы можем наблюдать, как главный герой теряет связь со своей возлюбленной из-за постоянных переездов и как скромная неуверенная в себе девушка повторяет ту же самую ошибку, что и Такаки – решает промолчать.
“У меня было чувство, что я хоть немного, но понимаю, почему Такаки казался не таким, как остальные, и в то же время я осознавала, что он никогда не посмотрит на меня так, как я о том мечтаю. Вот почему в тот день я так ничего ему не сказала. Такаки очень добрый, но он так добр, но только, только, только… Его взгляд будет всегда устремлён к чему-то далёкому, к чему-то, что выше меня. Я никогда не смогу дать ему то, чего он так жаждет. И всё-таки, и всё-таки я знаю, что и завтра, и послезавтра, и всегда я буду любить Такаки, что бы ни случилось.”
Третья заключительная одноименная часть “5 сантиметров в секунду”. Зритель видит уже взрослого потерянного Такаки.
“Все эти годы я бежал вперёд, хотел обрести что-то важное, что-то недостижимое, и, кажется, в конце концов, остался ни с чем. Я не знал откуда вырвалась эта тревожная мысль, и боялся признаться себе, что это правда, и продолжал работать. Потом, я заметил, что день ото дня моё сердце ожесточается, а жить становится всё невыносимее. Однажды утром я с ужасом осознал то, что до сих пор не мог принять. Мне стало ясно, сколь многое я утратил. Я уволился из компании, и я понял, что стою на краю пропасти…”
В последнем эпизоде Такаки встречает Акари среди прохожих, но их разделяют движущиеся поезда. Такаки останавливается, но когда поезда уезжают, Акари уже ушла, и он, улыбаясь, идет дальше, оставляя прошлое за собой.
“Кошачья сходка” 2007 год (1 мин)
Короткометражная работа в рамках проекта “Пятнадцать творцов аниме”. В течении минуты коту по имени Чиба неоднократно наступают на хвост и он мечтает о мести. Правда только до первого лакомства.
“Ловцы забытых голосов” 2011 год (полнометражка)
Если в предыдущих работах Макото Синкая мы наблюдали истории о том, как герои расставались, то здесь мы видим попытку преодоления этой потери.
“Я слышал голос, сказавший мне жить, помня о потери. Это проклятье, с которым мы, люди, должны жить.”
В основе сюжета лежит история о подземном мире под названием Агатха, где боги предоставляют возможность вернуть ушедших из жизни людей.
Чем-то это работа схожа с работами студии Ghibli. Но Макото Синкай не раз признавал, что его любовь к анимации началась именно с “Небесного замка Лапуты” Хаяо Миядзаки. Так что, считаю, что эту работу можно оценивать как дань уважения к своему коллеге по цеху.
“Чей-то пристальный взор” 2013 год (6 минут)
Короткая история о трогательных отношениях между молодой девушкой и её отцом, которая напоминает каждому неравнодушному зрителю, что счастье вне времени.
“Сад изящных слов” 2013 год (полнометражка)
Два главных героя школьник – Такао, (мечтающий стать башмачником), и 27-летняя женщина Юкари, (которая любит прогуливать работу), встречаются в тихой беседке во время дождя.
Юкари – преподаватель японской классики, которая пытается разобраться в себе после травмирующих событий, но ищет способ обрести свое счастье.
Такао – 15-летний школьник, стремящийся к своей мечте.
Дождь, который является наравне с персонажами главным героем в этой истории, выступает как связывающее звено, элемент единения.
“Ну, может ещё встретимся. Встретимся, когда пойдёт дождь.”
“Перепутье” 2014 год (2 минуты)
Двухминутная история о поступлении в ВУЗ парня и девушки.
“Твое имя” 2016 год (полнометражка)
Самая популярная работа Синкая, занимающая 3 место в списке самых кассовых аниме, уступая “Ходячему замку” и “Истребитель демонов: поезд бесконечный”.
Это простая история о любви, которая преодолевает время и пространство, и о судьбе людей, чьи жизни неразрывно сплетены красной нитью судьбы.
“Нити сплетаются и обретают форму. Скручиваются, перепутываются, порой распутываются, рвутся, но потом сплетаются вновь. Это — Мусуби, плетение узлов. Это — само время.”
В этом фильме всё великолепно: от божественных музыкальных тем японской рок-группы RADWIMPS до ярких цветов природы и Токио, а также бытовых деталей обыденной жизни.
За ширмой обмена телами прячется множество различных тем: напряженная жизнь в большом городе и монотонность сельской жизни, неотвратимость судьбы и важность принимаемых решений, дружба и поддержка, а также тема родственных уз и семейных традиций..
“Дитя погоды” 2019 год (полнометражка)
Как и в "Твоем имени", Макото Синкай умело сочетает повседневную жизнь с фантастическими и сказочными темами. В его работах герои обитают не в вымышленном мире, а в реальной, современной Японии. Режиссер чудесным образом показывает столицу такой живой и реалистичной, что создается впечатление настоящего визита в Японию. Архитектура, суета жителей, общественный транспорт – все это вносит в работу ощущение аутентичности.
Но и в будних днях главный герой Ходака находит место волшебному, встречая на своем жизненном пути девушку, способную управлять дождем – Хину.
“Судзуме, закрывающая двери” 2022 год (полнометражкаи)
Сюжет: 16-летняя Судзумэ живёт в тихом городке на острове Кюсю. Однажды по дороге в школу она встречает молодого путешественника, который спрашивает, где в окрестностях находятся развалины. Любопытство берёт верх, и девушка решает посмотреть, что же там такого интересного — пробирается на местную заброшку, находит там загадочную дверь, открывает её и вытаскивает из земли странный камень. Вскоре из открытой двери выбирается гигантская сущность и провоцирует землетрясение. Теперь Судзумэ вместе с тем самым незнакомцем, внезапно обращенным в детский стульчик, приходится отправиться в погоню за вредным говорящим котиком, чтобы закрыть открывающиеся по всей стране двери и предотвратить новые разрушения.
“Частые землетрясения, извержения вулканов, суровый климат. Мы научились жить в гармонии с природой вопреки всем этим условиям”, – говорит Макото Синкай, в одном из своих интервью.
В 2011 году в Японии происходит одно из самых крупнейших землетрясений современности на острове Хонсю, и начиная с “Ловцы забытых голосов” тема природных явлений так или иначе присутствовала в работах японского режиссера, но в “Судзуме, закрывающая двери” об этом впервые говориться открыто.
Любовь, небо, котики и сверхъественные приключения. Всё то, что зритель уже привык видеть в работах Синкая.
Пройдя сквозь такой огромный список чудесных работ осталось добавить только то, что мы ждем анонса новых аниме-фильмов Макото, ведь его кинолента – это не только завораживающие кадры, но и пропитанный душераздирающими чувствами сюжет, который сочиться через картинку, музыку и переживания персонажей...
Возникло ли у вас желание ознакомиться с одной из картин?
Или у вас уже есть любимые фильмы?