Найти в Дзене
История и религия

"Догнать и перегнать Америку" или рязанское чудо

«Догнать и перегнать Америку». Этот лозунг принадлежит Никите Сергеевичу Хрущеву, первому секретарю ЦК КПСС с 1953 по 1964 года. Впервые эти слова прозвучали 22 мая 1957 года, когда Никита Сергеевич выступал с речью на зональном совещании работников сельского хозяйства. Тут стоит сделать небольшой экскурс в историю страны. 12 лет назад окончилась страшная война, в которой СССР вышел победителем. Но несмотря на Победу, экономика страны еще не восстановилась полностью. И многого просто не хватало. Особенно это касалось продовольствия. Народ уже не голодал, как во время войны, но и сказать, что всего хватало на столе советского человека, нельзя было. В частности это касалось мяса и продуктов из него. Так вот, в своей речи, Хрущев не только призвал догнать и обогнать США, но и увеличить производства мяса в три раза к 1960 году. Однако к концу 1958 года прирост мяса оставался очень скромным, не дотягивая до заявленных цифр очень и очень много. Что естественно вызывало недовольство Первого

«Догнать и перегнать Америку». Этот лозунг принадлежит Никите Сергеевичу Хрущеву, первому секретарю ЦК КПСС с 1953 по 1964 года. Впервые эти слова прозвучали 22 мая 1957 года, когда Никита Сергеевич выступал с речью на зональном совещании работников сельского хозяйства.

Тут стоит сделать небольшой экскурс в историю страны. 12 лет назад окончилась страшная война, в которой СССР вышел победителем. Но несмотря на Победу, экономика страны еще не восстановилась полностью. И многого просто не хватало. Особенно это касалось продовольствия. Народ уже не голодал, как во время войны, но и сказать, что всего хватало на столе советского человека, нельзя было. В частности это касалось мяса и продуктов из него.

Из Яндекса.
Из Яндекса.

Так вот, в своей речи, Хрущев не только призвал догнать и обогнать США, но и увеличить производства мяса в три раза к 1960 году. Однако к концу 1958 года прирост мяса оставался очень скромным, не дотягивая до заявленных цифр очень и очень много. Что естественно вызывало недовольство Первого Секретаря. И в конце 1958 года все обкомы получили от него указание о принятии «самых решительных мер» для увеличения производства мяса уже в 1959 году. Вот отрывок того самого указания:

Среди экономистов есть скептики, которые не верят в возможности нашего сельского хозяйства утроить производство мяса. Но как они подошли к этому делу? Как водится, взяли карандашик и подсчитали, какой может быть прирост скота и за сколько лет. Товарищи, надо же понимать, какие сейчас силы накопились у советского народа. Это же политическое явление, результат долголетней работы нашей партии

Естественно, что первые секретари обкомов приняли все к сведению. Но дальше всех пошел первый секретарь Рязанского обкома КПСС Алексей Ларионов. Он выступил на предновогодней областной партийной конференции, где подводились итоги года, с крайне амбициозным заявлением – Рязанская область сдаст в 1959 году 150 тысяч тонн мяса. Тут также стоит немного отступить – уже был план, по которому Рязанская область должна была сдать государству 100 тысяч тонн, то многие специалисты считали уж слишком завышенным для возможностей области. А тут в полтора раза больше, цифра совсем нереальная. Но несмотря на это , областная конференция эту цифру утвердила. А уже 9 января речь Ларионова была опубликована в «Правде», в самом влиятельном печатном издании страны. Публикация прошла по настоятельной рекомендации самого Хрущева, хотя Сельскохозяйственный отдел ЦК КПСС был против. Но мнение этого отдела Никита Сергеевич проигнорировал. Тем более, что буквально через несколько дней несколько других областей ответили на «вызов» Рязанской. К тому же и область и ее первый секретарь авансом получили высокие награды – область была награждена орденом Ленина, а Ларионов получил звание Героя Социалистического Труда.

И область принятые обязательства выполнила полностью, уже 15 декабря 1959 года об этом торжественно отрапортовали местные власти. Тут же приняв на следующие год ещё большие обязательства – сдать в 1960 году 180 тысяч тонн мяса. Вроде бы порадоваться надо, государство получило огромное количество мяса, которое пошло бы на столы простых граждан. Но, это, если не знать, каким образом область выполнила эти обязательства.

Для этого в области забили весь приплод скота за 1959 год. Под нож также пошло почти все молочное стадо и производители. Но даже этого не хватало, тогда из личных подсобных хозяйств выбрали весь скот, выдав вместо него хозяевам долговые расписки от государства. Но даже эти жертвы не дали результата, тогда в ход пошли закупки скота в других регионах. А деньги на эти закупки взяли из фондов, которые были предназначены на совсем другие цели. К примеру, строительство школ, больниц, закупки техники для тех же сельчан.

Официальный итог мы знаем – область выполнила свои обязательства. И новость об этом была распространена по всей стране. Но вот что не говорили официальные власти, так то, что в самой Рязанской области из свободной продажи практически исчезло все мясо. Его не было не в магазинах, не на рынке, нигде.

На следующий год ситуация усугубилась. Сокращение поголовья крупнорогатого скота почт на 70 % привело к тому, что в 1960 году область смогла сдать только 30 тысяч тонн мяса. А сельчане, которых был «временно» изъято личное поголовье, устроили что-то подобие бунта, выразившееся в отказе от обработки колхозных земель. Это привело к падению производства зерновых на 50 %. Это было катастрофой, которую скрыть было невозможно.

Правда, виновником всего этого признали совсем другого человека – заместителя председателя Бюро ЦК КПСС по РСФСР Аверкия Борисовича Аристова. Обвинив его в том, что руководимый им орган должен был следить за работой областных, краевых руководств. А что же Ларионов, который и начал все это? Он скоропостижно скончался от сердечного приступа, хотя ходили слухи, что он застрелился. Но подтверждения этому нет.

Хрущеву этот «рекорд» также припомнили, правда, только в 1964 году, когда его снимали с должности.