Армия и технологии

Российский ударный вертолет Ми-28Н. Насколько он плох и справедливо ли его критикуют?

Всем привет, авиатехника, сфера крайне сложная и высокотехнологичная, можно по пальцам пересчитать те страны, которые могут производить самолёты и вертолёты, особенно военного назначения. Неотъемлемым видом авиатехники на поле боя, является ударный вертолёт, основная задача которого является поражение бронетехники различной номенклатуры, а так же уничтожения живой силы противника на безопасном для себя расстоянии. Исторически так сложилось, что в России основным ударным вертолётам являются сразу две машины, а именно машины КБ имени Камова и ОКБ Миля.

Ударный вертолет Ми-28Н ВКС России. / Источник фото: Яндекс картинки
Ударный вертолет Ми-28Н ВКС России. / Источник фото: Яндекс картинки

Безусловно по совокупности технических характеристик, ударный вертолет Ка-52 на данный момент является чуть ли не лучшим в мире, единственный вертолет, который задействован не против «аборигенов», а против серьезного, хорошо вооруженного и главное мотивированного противника. Но как же Ми-28? Неужели он настолько плох? Если судить по СМИ и «экспертам», то от него вообще лучше отказаться и выпускать только Ка-52, как единственный и основной ударный вертолет ВКС России.

Модернизированный вертолет Ми-28НМ. / Источник фото: Яндекс картинки
Модернизированный вертолет Ми-28НМ. / Источник фото: Яндекс картинки

Немного истории, разработка Ми-28 велась на Московском вертолётном заводе имени Миля с 1978 года в условиях инженерного соревнования с КБ Камова, согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР от 16 декабря 1976 года, предусматривавшего создание на конкурсной основе нового поколения боевых вертолётов Ми-28 и Ка-50. Первый полёт опытного Ми-28 состоялся в начале ноября 1982 года, в воздух машину подняли лётчики испытатели Г. Р. Карапетян и В. В. Цыганков, это на 7 лет позже первого полёта AH-64 Apache.

Испытание бронекапсулы экипажа вертолета Ми-28Н. / Источник фото: Яндекс картинки
Испытание бронекапсулы экипажа вертолета Ми-28Н. / Источник фото: Яндекс картинки

Так что не так с Ми-28? Да собственно всё с ним нормально, это вертолет уровня того же AH-64, вертолет имеет великолепное бронирование, которое обеспечивает беспрецедентный уровень защиты пилотов и важных систем БРЭО. По основным ТТХ, вертолет не уступает американской машине и несмотря на то, что крейсерская скорость немного меньше, максимальная взлётная масса на 2300 кг больше, а это дорогого стоит. Однако есть один серьезный минус, а именно отсутствие на базовом варианте надвтулочной БРЛС, как на актуальных Apache, так же критики после операции в Сирии подверглась и оптика машины, на большинстве видео с систем прицеливания, картинка по мнению «экспертов» очень посредственная, под раздачу попала и 30-мм пушка 2А42, которая имеет большой разброс уже с 1200 метров.

Броневик ИГИЛ в прицеле Ми-28Н, Сирия, дистанция 4500 м. / Источник фото: Яндекс картинки
Броневик ИГИЛ в прицеле Ми-28Н, Сирия, дистанция 4500 м. / Источник фото: Яндекс картинки

Начнем с оптики, оптика в частности ГОЭС (Гиростабилизированная оптико-электронная система), картинка на ней действительно хуже, чем на том же Ка-52, но есть нюанс. Я недавно писал статью о ГОЭС Ка-52, в частности о том, что картинка на 4000-6000 метров мутная и ничего не разобрать, так вот тут тоже самое, проблема в том, что 90% видео атаки Ми-28Н (Ка-52) пишется с смартфона пилота прям с ЖК МФИ или же с аппаратуры объективного контроля, в её память видео поток записывается в сжатом виде и порой 10-15 кадров в секунду, это связанно с тем, что вертолет принят на вооружение более 10 лет назад, а на тот момент в аппаратуру более мощных DSP интегрировать было нереально, да оно и не надо по сути. Обратите внимание, что ТВ канал на фото выше, как будто реально передаёт мутную картинку, но вопрос, а почему тогда и вся электронная информация тоже мутная? Ну потому, что выкладывается пережатый файл, причем в интернет выкладывают пережатый несколько раз от разных источников.

Картинка с "ГОЭС-451М" вертолета Ка-52М, слева без увеличения, справа с оптическим увеличением (дистанция 5000 - 5200 метров). Уровень 70-х? Правда?
Картинка с "ГОЭС-451М" вертолета Ка-52М, слева без увеличения, справа с оптическим увеличением (дистанция 5000 - 5200 метров). Уровень 70-х? Правда?

Несмотря на то, что уже существует вариант Ми-28НМ, у которого ГОЭС и авионика модернизированная и штатно установлена надвтулочная БРЛС Н025, базовый Ми-28Н образца 2012 года, вполне неплохо видит цель на дистанции 4500-6000 метров по ТВ каналу, да, в ИК канале картинка уже не такая чёткая, но опять же, в конце 00-х лучше установить было невозможно.

Надвтулочная БРЛС Н025, без защитного шара. / Источник фото: Яндекс картинки
Надвтулочная БРЛС Н025, без защитного шара. / Источник фото: Яндекс картинки

Лучше ли картинка на Apache? Ну смотря с какой версией сравнивать, например автор канала «ПРЕЗИДЕНТ России 2030», считает, что все вертолеты России имеют ГОЭС уровня 70х годов и вообще есть некая израильская ГОЭС Spectro-XR, которая выдает четкую картинку на дистанции 30-100 км, правда вот незадача, в конфликте Израиля и Палестины, на израильской техники я данной ГОЭС не наблюдаю, более того, на тех же израильских Apache, её тоже нет и картинка там не сильно лучше, чем на Ми-28Н. Как так-то?

Пример "шикарной" картинки с ударного вертолета Apache ВВС Израиля, 2023 год, Сектор Газа.
Пример "шикарной" картинки с ударного вертолета Apache ВВС Израиля, 2023 год, Сектор Газа.

Может на Ми-28Н БРЭО в целом сильно хуже, чем у Ка-52? Авионика проще, это правда, но основные системы аналогичны, бортовой вычислитель (БЦВМ), формально одна и та же (Багет-53-28 на основе процессора КОМДИВ-64 СМП), навигационные возможности одинаковые, аппаратура мониторинга и диагностики одна и та же, по сути из минусов пушка, но на Ми-28НМ разброс сократили на 40%, та же надвтулочная Н025, по сути тот же модуль «Арбалет», который установлен в носовую часть Ка-52, более того, Ми-28НМ первым начал использовать в СВО легендарную ракету ЛМУР (Изделие-305/306), по сути наш аналог израильской Spike NLOS.

Поражение объекта ВСУ с Ми-28НМ. Используется ракета ЛМУР (Изделие-305), дистанция 15 км.
Поражение объекта ВСУ с Ми-28НМ. Используется ракета ЛМУР (Изделие-305), дистанция 15 км.

Так чем же Ми-28 так не угодил? Хуже Ка-52? Да, это так, но он проще в производстве и по сути дешевле, ценник у обоих одинаковый, но Ми-28 произведено меньше почти в два раза. Нет комплекса бортовой обороны Л-370? Так нет проблем установить, на Ми-35М ставят и даже на Ми-8 АМТШ. Нет катапультирования? Ну да, нет, как и на любом ударном вертолёте кроме Ка-50/52, но делает это в целом Ми-28 плохой машиной? На мой взгляд нет, просто Ка-52 очень сильно разрекламирован и благодаря соосной схеме он более живучий, но опять же это не делает 28-й плохим и на мой взгляд основная критика именно в целесообразности двух ударных вертолётов на вооружении, как собственно и весь зоопарк ОБТ от Т-80 до Т-90.

"ГОЭС-451М" от вертолёта Ка-52М на Ми-28НМ, 2023 год. / Источник фото: Яндекс картинки
"ГОЭС-451М" от вертолёта Ка-52М на Ми-28НМ, 2023 год. / Источник фото: Яндекс картинки

Что по итогу? Ми-28Н (МН) отличный ударный вертолёт, который не уступает мировым аналогам, имеет великолепные ТТХ и тяговооруженность, имеет великолепный уровень бронирования и номенклатуру вооружения, нужен ли он ВКС РФ? Ка-52 в обслуживании дорогой и сложный если речь идёт об экспорте, а вот Ми-28 на мой взгляд для экспорта просто идеален, классическая компоновка, простой в пилотировании и в обслуживании, он великолепно подходит на роль экспортного ударного вертолета для дружественных стран (БРИКС), если хорошо преподнести рекламу. Так же отмечу, что Ми-28МН смог сбить в Крыму БПЛА из автоматической пушки, при этом размер БПЛА был очень маленьким, более того, Ми-28Н великолепно разносит безэкипажные катера ВСУ в попытках атаковать базу ЧМФ, а значит и для ВКС он остаётся хорошей альтернативой Ка-52. А на сегодня всё, всем добра и подписывайтесь на канал.