Найти в Дзене

Кормить с рук - это не только про еду

Первый мой опыт со служебными собаками пришелся на 80-90е. И тогда же я, как «Отче наш» запомнила, что собака ест только из миски. Опытная женщина-заводчик подробно рассказала и даже показала мне, как и чем кормит своих собак. А после, уже вместе со щенком, вручила мне листок-памятку. В памятке четко и понятно был расписан график кормления питомца с примерным меню. Я без опыта, но умеющая читать и считать, по бумажке вырастила свою первую в жизни собаку.
Мне очень повезло. Как теперь понимаю, просто сама по себе собака была со встроенным желанием сотрудничать. И жизнь была прекрасна. Обычные групповые занятия на площадке ДОСААФ приносили результаты. Спортивные достижения «прилипали» сами собой. Но собачий век очень короток. И через время, через «больше никогда и никого», в моей жизни появляется вторая собака. И вот тут система сломалась…

Щенок быстро вырос крупным, резким, пытливым и бесстрашным. Групповые занятия на площадке за полгода научили его веселому саботажу. Меня же – материться, курить и плакать незаметно. Ежевечерне, после очередной адской прогулки, я фантазировала, как избавляюсь от кобеля разными способами. Некоторые из них выходили за рамки уголовного кодекса. Чтоб представить весь «подарочный набор»: я гуляла с поводком 25 метров в городских дворах, где растут кусты, деревья, разбиты клумбы, песочницы с бортиками и прочие архитектурные изыски, призванные радовать глаз человеческий. Если бы тогда существовали навигаторы, мой бы плавился в попытке отследить мои треки. Я научилась в секунды распутывать стропу на ощупь в полной темноте, так как чаще мы гуляли поздней ночью. Ибо мой кобель других собак жрал. И кошек. И крыс. А людей любил.. то есть не жрал. Просто делал крепкие садки, невзирая на пол, возраст и вероисповедание. Мои команды, уговоры, вопли… чего уж греха таить, рукоприкладство, не вызывали у него никакого желания действовать согласно выдаваемым мной директивам. Однажды на мой призыв взять хотя бы лакомство, кобелячий нос характерно дрогнул, между усами и бородой недвусмысленно обозначился прекрасный породный прикус… Моя собака оскалилась на меня. Это было фиаско!

Дома я открыла газету объявлений с целью начать переустройство неуправляемой твари. И вдруг на глаза мне попадается: «Кинолог. Выезд на дом». Услуга по тем временам необычная и дорогостоящая. Кобель, меж тем, сытно поужинав после прогулки, уютно склубочился у себя на месте. Мимишность секундная, но, именно ей поддавшись, я решила дать уроду еще один шанс. Через день к нам приехал Ирэк. Имя первого в моей жизни значимого “Повелителя Собак”, я запомнила навсегда.

- Сразу договариваемся, вы делаете так, как я говорю и показываю. Без собственных интерпретаций и фантазий. Прежде всего, убрать подставку для мисок, - вместо «здравствуйте» с порога начал рвать мои шаблоны Ирэк.

- Собаке не физиологично есть с подставки. Подставку выкидываем. Миску одну убираем. Оставляем только воду. Да-да прямо на пол ставьте. Смелее. И, когда я уйду, миска с водой останется одна стоять на полу. Теперь с едой…
- Он не слушается и меня вообще не любит…- растерявшись от напора, я решила напомнить, что запрос у меня был не по организации питания.
- Полюбит, - без тени иронии ответил Повелитель Собак.

- Так вот, теперь с едой: с этого момента вы кормите свою собаку только из рук.
Вопрос «КАК?» не оформился в звук потому, что у меня зашумело в ушах. А как же «только из миски после прогулки» и по расписанию? Мясо, творог, яйца, кефир и прочую липкую гадость…тоже руками…? Вихрем пронеслись в голове отвратительные картинки моего будущего.

- Достали из холодильника, сколько в ладошку уместилось, присели, позвали собачку и скормили маленькими порциями. И никак иначе.
- А когда нормально кормить? – у меня все-таки вырывается жалобный стон.
- Никогда. В обозримом – никогда. Суточный рацион скармливаете из рук в течении дня. На сегодня – все. Приду через два дня.

Заплатив ощутимый гонорар “Повелителю” за 15-минутную инструкцию и закрыв за ним дверь, я поплелась на кухню… вывалила в миску дневной рацион, зажмурилась и запустила туда пальцы… Это была первая победа.

Ломки закончились как раз к вечеру второго дня. Когда я вдруг поняла, что в пределах нашего жилища, пес стал невероятно внимателен и на сеанс с искренней радостью несся ко мне со всех лап. А липкие пальцы - совсем небольшая за это цена. В этот момент снова явился “Повелитель”.

- Вижу, что с первым заданием справились. Одевайтесь, идем на улицу. Стоп! Еду с собой! Нет, не в пакет. Нет, не на узелок. Просто в карман. В оба. Пусть будет слева и справа.
Секунду поколебавшись, но уже с азартным энтузиазмом, я выбрала куртку, которую меньше жаль и распихала по карманам еду. Повелитель еле заметно одобрительно кивнул расплывающимся жирным пятнам. Я вопросительно предъявила пару кожаных перчаток.
- Это – хорошо, - одобрил Повелитель мою идею с перчатками.
Куртку с перчатками было не жаль. Я гордилась своим преодолением.
Потом мы не вышли на улицу. Тепло одевшись, я пыхтела, утираясь перчатками, сначала у входной двери, где “Повелитель” объяснял мне, почему мы не идем и чего дожидаемся. Командовал, когда кормить, а когда убрать еду назад в карман. Затем у лифта, вызывая и отпуская его бесконечное количество раз. Затем у двери на улицу.

Потом казалось, что очень важно, чтобы запаса еды хватило на обратный путь, ведь на выход работают те же правила, что и на вход. И нам пришлось сразу же проделать все в обратном порядке, где я уже сама бодро доставала и прятала еду, открывала и закрывала двери, вызывала и отпускала лифт.

Мы объясняли двери. Двери открываются только для меня. И только я решаю, кто и когда в них входит и выходит…Удивительно легко и с величайшим желанием мой пес заучивал правила. Такие простые и так нам необходимые: я стою - ты сидишь, а двери могут делать, что угодно. Ты сидишь - я кормлю. И нельзя меня тянуть, но можно идти рядом. И нельзя вышибать дверь головой, но можно подождать, пока я открою. Ты ждешь - я кормлю…

Вернулась домой я окончательно просветленная. В голове выстроилась система. Я проворонила основополагающие, базовые моменты выращивания щенка. Решила, что дрессплощадка, как в прошлый раз, как-то все сделает за меня. Но у меня уже другая собака, с другими вводными. И необходимо было сразу донести правила:

1. Ресурсами владею я: не миска. Еда и прочие радости - у меня.
2. Еду можно у меня заработать. Другого пути нет. Ни отжать, ни выклянчить, ни украсть не выйдет – я об этом позабочусь.
3. Как заработать еду ты поймешь, если будешь очень внимателен.
Потоооом Ирэк учил меня разным приемам с едой, потоооом он принес невиданные в 90-е оранжевые мячики на шнурках…потооом мы снова смогли вернуться к занятиям в группу, где всех удивили….это все было потом…
А тогда… за неделю длина поводка сократилась до 10 метров. Через три недели я смогла впервые отстегнуть карабин. Далеко позади остались дворовые кошки и ненавистные собаки. Я научилась молчать и говорить по делу. У пса отпала надобность искать в окружающей среде себе приключения. Все, что ему было нужно – было у меня с собой. Всегда. В достаточном количестве. Каждая прогулка стала веселым развлечением для нас обоих. Контакт, утерянный по моей безграмотности, кратно восстановился и только укреплялся с каждым днем… И, да, со временем вторая миска тоже появилась на полу. Миска для корма. Но я никогда больше не забываю, что кормить из рук – это лишь отчасти про еду. Глобально, это про доверие и крепкую связь.