Данные официальной статистики утверждают, что Россия является страной - лидером по производству вездеходов в мире. Страны всей планеты, вне зависимости от материка и природных условий, приобретают российские снегоболотоходы. Сегодня производства вездеходов размещены во многих регионах России, но есть город, где их насчитывается несколько сотен!
Интересно отметить, что это не Крайний Север, не нефтеносные районы Сибири, где развита геологоразведка, а Вологда. Объяснить этот феномен достаточно сложно. В регионе действительно находится немало болот. Однако количество вездеходов, производящихся в Вологде и ее окрестностях, намного больше потребностей местных жителей. Заказывают вологодские снегоболотоходы потребители внедорожной техники со всей страны.
На сегодняшний день в городе расположено около десятка серийных и огромное количество кустарных производств вездеходов. Говорят, общее количество создателей снегоболотоходов в Вологде приближается к трем сотням. Среди наиболее известных марок можно назвать «Лесник», «Охотник», «Добытчик» или «Черепаха». Тема изготовления снегоболотоходов для города настолько актуальна, что весной 2023 года Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников сообщил журналистам, что на въезде в Вологду планируется установить постамент с вездеходом. С такой инициативой выступил председатель Ассоциации вездеходной техники России, руководитель вологодской компании «Лесник» Андрей Иванов. Предполагается, что стела будет размещена на федеральной трассе М8 в Спасском сельском поселении Вологодского округа. Фактически на сегодняшний день Вологда негласно уже давно признана вездеходной столицей России. Ежегодно в городе проходит «Вологодский фестиваль вездеходной техники». Ежемесячно в Вологде производится более сотни вездеходов, и из года в год эта цифра только растет. В России применение вологодских снегоболотоходов самое широкое: от геологоразведки и мониторинга трубопроводов, охоты и рыбалки до участия в СВО. В Вологде выпускается весь спектр вездеходов: на шинах низкого давления, каракаты, гусеничные и переломки.
Возникает вопрос: в чем природа этого феномена и как были образованы первые компании по производству снегоболотоходов в этом северном городе. Первые вездеходы появились в Вологде благодаря самым разным, но, по большому счету, вполне бытовых причин. Например, один из крупнейших производителей вологодских вездеходов «Лесник» Андрей Иванов до того, как начал самостоятельно изготовлять вездеходы, занимался производством подшипников. В качестве хобби у мужчины была охота. Но пешком ходить по бездорожью на большие расстояния не просто, поэтому возникла идея постройки собственного небольшого вездехода. Сначала в вездеход переделали обычный УАЗ, а затем, после сборки нескольких экспериментальных моделей, к 2009 году изготовили первый пригодный к запуску в серию снегоболотоход. Так появилась компания «Лесник». С 2012 года она серийно выпускает вездеходы, которые с удовольствием закупают представители энергетического комплекса, МЧС, работники лесного хозяйства и частные лица для поездки на охоту и рыбалку. В 2021 году компания вышла в пятерку крупнейших производителей вездеходов России.
Тем не менее, местные старожилы утверждают, что первые вездеходы в городе кустарным образом начали собирать еще в 1980-е годы, когда в стране производились исключительно крупные вездеходы для государственных нужд. А вот владелец компании по производству самого дешевого вездехода в России - ЗИС-5 Михаил Молчанов в своих интервью рассказывал, как однажды на охоте в лесу он видел вездеход, привез его в Вологду. Упростив, мужчина разработал и начал выпускать собственную модель «караката» - вездехода на шинах низкого давления с переломной рамой. Дешевая цена на его снегоболотоходы держится за счет использования китайского мотора и бывших в употреблении деталей и узлов. Тем не менее ЗИС-5 по ряду характеристики не уступает вездеходам, чья цена начинается от миллиона рублей. Так во многом случайно, во многом на частной инициативе за несколько десятилетий Вологда выросла в вездеходную столицу России.