Славянские воины, с ног до головы покрытые татуировками в виде коловратов, мирового древа, и скандинавских рун сейчас часто появляются на рисунках художников, которые хотят изобразить нашу языческую древность. Много так же и тату салонов, в которых можно украсить себя древним славянским тату-оберегом. В основном эти образы и татуировки полностью выдуманы этими самыми художниками, являются копиркой с образа татуированных викингов.
Хотя, вполне возможно, что некая реальная почва под этими фантазиями имеется?
Тема древности традиции украшать свои тела шрамами и рисунками у русских является довольно спорной. Письменных источников почти не осталось.
Единственным письменным свидетельством татуировок у русских являются записки арабского путешественника Ибн-Фадлана. Из всего описания внешности русов, нас интересует описание татуировок: «И от кончиков пальцев кого-либо из русов до его шеи имеется собрание деревьев и изображений, и тому подобного.»
На основании этого единственного короткого фрагмента, можно сделать предположение, что у древних русов существовала традиция украшать татуировками по крайней мере свои руки. Маловато, не правда ли?
Устные фольклорные источники, пусть их древность и невозможно определить, дают крайне интересную пищу для размышлений. В крайне редких случаях, носителем татуировки оказывается Илья Муромец.
Происходит это в сюжете «Исцеление Ильи Муромца». К неподвижному пока ещё Илье приходят калики-перехожие, которые с помощью какого-либо чудесного напитка исцеляют богатыря и наделяют его силой. При этом они говорят Илье, что в бою ему смерть не писана.
Другая версия этого мотива содержится в книге «Беломорские былины записанные А.В.Марковым» под номером 46 записан вариант этой былины, в которой калики-перехожие не говорят это Илье Муромцу, а делают ему татуировку:
Наливали ему-то только полчаши-то,
Выпивал Илья скоро Муромец,
«Ты великую ли теперь слышишь силушку?»
«Да теперь во мне силушки половинушка».
А во ту ведь пору скоро, во то время
Отправляли его юноши во чисто поле,
Подписали всё на его могучих плечах,
Что Илье-то в чистом поле смерть была не писана.
Увы, больше в былинах нет упоминаний каких-либо татуировок и надписей на телах богатырей. Это вариант уникален и невозможно определить – является ли упоминание тату плодом творчества сказителя, или чудом сохранившаяся в былине память о татуировках-оберегах.
И снова как-то мало? Может у других славян сохранились традиционные татуировки?
Татуировки хорватов и боснийцев.
У других восточных и западных славян либо совсем нет упоминаний татуировок, либо они так же скудны, как и наши. Однако традиция наносить татуировки всё-таки имеется у южных славян – а именно у хорватов и боснийцев. Польский этнограф К. Мошыньски писал: «Татуировка у славян наблюдается только в определенных частях Югославии».
Традиционные южнославянские татуировки пока что слабо изучены, но вполне возможно, что традиция украшать свои руки изображениями креста тянется ещё с древних, языческих времен. Наибольший расцвет традиции наблюдался в Югославии во времена османского владычества – татуированных мальчиков не забирали от семей в янычары, а девочкам не грозила печальная перспектива оказаться в гареме.
Тем не менее в рисунках и узорах преобладают растительные и солярные мотивы, что возвращает нас обратно к описанию внешности русов, которое сделал Ибн Фадлан тысячу лет назад. Вполне возможно, что татуировки были у всех славян, но сохранили эту традицию лишь некоторые славяне, населяющие современную Хорватию и Боснию.
__________________________________________________________________________________________
Благодарю Вас за прочтение!
Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском эпосе.
Спасибо всем, кто поддерживает выход нового материала:
https://www.donationalerts.com/r/sokol_korabl
Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.