Дьякон Кураев нешуточно отреагировал на мою шутейную заметку. Про Пастора Шлага, Джеймса Бонда и прочего Патера Брауна в Праге. Вот честное слово, даже не помышлял задеть за живое, а вот как вышло.
В своём блоге Кураев привёл мою заметку, а главное, дал очень подробные комментарии по каждому пункту. Кому любопытно – добро пожаловать в живой журнал к дьякону.
Вкратце, связь с иностранными разведками дьякон отрицает. Я как бы и не настаивал, развлекались с версиями для книжки или шпионского сериала.
Единственное, что неудобно – дьякон уточнил, что пенсия, и правда, неплохая, но инвалидная. Так что шутил про малый возраст пенсионера я зря, неудобно. Как-то неловко стало.
Я бы о несколько другом хотел поговорить. Что и в реакции Андрея Вячеславовича, и особенно, в комментариях выглянуло. Неприятное крайне выглянуло, не грех бы подумать отчего так.
Но сперва написал от себя отцу Андрею несколько покаянное письмо. Приведу его целиком.
«Уважаемый Андрей Вячеславович!
Простите, так уж вышло, что автор сего пасквиля это я. Ни коим образом не думал, что мое баловство с версиями настолько Вас заденет. Приношу извинения, если невольно испортил Вам вечер.
Как и писал в статье, к Вашему творчеству и лекциям питаю давнюю слабость. От Титаника и Мастера с Маргаритой до Знаков конца времён и России глазами православного араба. Хотелось бы слышать такие сюжеты почаще. При этом, я, действительно, скорее, атеист.
Ваше увлечение откровенными агентами наших недругов типа почившего в радиоэфире, но бодро живущего в интернете Эха сильно огорчает. Да и тон Ваш, ко многим событиям в родной стране сменился резко и не к лучшему.
Не испытываю восторга перед событиями, как Вы пишете, на букву «зед». Но страна наша в непростом положении, лупить её в спинку как-то сейчас не очень, не находите?
Насчет пенсии — про инвалидность не знал, извините. А кто их платит — увы, как на Западе накопительная система не работает. Пенсии сейчас старикам по факту платят работающие. Куда государство дело заработанное прошлыми поколениями вопрос отдельный.
Еще раз здоровья Вам крепкого, поменьше политических передач (они стали скучны в Вашем исполнении, так мне кажется) и побольше по истории Церкви, про богословие. С удовольствием буду слушать. Ваша стройность мысли меня всегда вдохновляла.
А насчет дурацких баек в Дзене — не расстраивайтесь. Право же, неплохой вышел бы сериал про эдакую помесь пастора Шлага и Джеймса Бонда в Чехии. С легким налётом Патера Брауна.
Хорошего дня Вам.»
Такое вот вышло письмо. Писал искренне, как и думал. Когда хороший и любопытный историк Церкви лезет в политику так и выходит. Если долго вглядываться в Бездну, то и сам… мда.
Гораздо интереснее другое. Реакция людей воспитанных, не побоюсь сказать, интеллигентных. Пускай, я невольно дьякона обидел, хотя не знаю уж чем, но реакция удивительная.
С прекрасными перлами про кремлёвских конспирологов, про «своё зед не пахнет» и мягко говоря, «попой читают люди». У дьякона сказано несколько резче.
Пыл полемики, всё понимаю и уважаю даже, в некотором смысле, давние традиции интернетов. Но дяденька Кураев совсем не молод, умудрён жизнью, да и вообще человек сугубо православный. Я уж молчу, что профессор.
Это точно подходящий язык для дискуссии? Какой-то ветхозаветный подход к оппоненту. Чего спорить, камнями его! Распни, распни! Хотя нет, это уже Завет Новый.
В комментариях у дьякона, конечно, люди разные. Но некоторые отчего-то яростно напомнили беснующихся макак.
Тут и антироссийские карикатуры явно пера наших южных «небратьев». И обвинения в сатанизме, любви к действующей власти, платной пропаганде и нетрадиционных пристрастиях.
Печально, что отец Андрей такое в своём уютном бложике развёл и поддерживает. Нет, я тоже сторонник свободы слова и никого не баню. Но общий настрой «дискуссии» удручает.
Нет бы задуматься – люди, а что с нами стало? Как так вышло, что из-за пустяшных буковок мы глотку готовы друг другу перегрызть?
Не человеческое это, обезьянье. Право слово, читал, что некоторые макаки так развлекаются. Залезут на ветки кто повыше и кидаются продуктами собственного производства под счастливый визг.
Так обезьянки побольше и то уже таким брезгуют. Не то, что люди. А сейчас это нормой стало. Без визга не услышать друг друга.
Вот это страшно и про это написал бы Андрей Вячеславович. Люди, опомнитесь, не бросайтесь друг на друга. Один пошутил про шпионского Патера Брауна, всеми посмеялись, пошли дальше. Но нет!
Вместо этого в комментариях у дьякона натурально бурлит, по большей части, злоба. Вполне сатанинского свойства, как мне показалось. В культурном, конечно, смысле, не религиозном. Вот, что печально.
И про лекции Кураева на новом месте жительства он сам и ответил. Мол, я не про политику собирался. Да вот, журналистам же про религию не интересно, спрашивают про плохих русских. Приходится соответствовать.
И вот тут вопрос гораздо глубже. Насколько мы вынуждены соответствовать. И чем толкается та самая нужда говорить не то, что хочется от души. Не к Кураеву вопрос, к каждому из нас. Непростой вопрос, может и без ответа вовсе.
Нет, право слово, байки про Кураева на лыжах со шпионским люгером были куда как веселее.