Если в мире литературы есть явление фанфиков, где случается заимствование героев, сюжетов, их перерабатывание и переосмысление, то почему подобное не может случиться в музыке? Впрочем, всё и так давно существует, главное вовремя замечать. И вот в 21-в веке появляются композиторы, сочиняющие а-ля Бах 18-го века, музыканты, играющие а-ля довоенный диксиленд. Но были в истории поп-музыки явления, которые не стали дожидаться истечения какого-то срока давности, а занявшиеся освоением уже существующих направлений. Например, не успели The Beatles распаться, как появились десятки групп, играющие а-ля битлас. Казалось бы, что тут такого? Сотни музыкантов вдохновлялись ливерпульским коллективов, от них и правда пошли десятки направлений. Может мы вообще всю последующую музыку, вдохновлявшуюся The Beatles, будем категоризировать как "фанфик" на них? Однако, не все так просто.
Музыкальные критики от нечего делать придумали новому явлению красивое название - "Битлески". И вот теперь вы занимаетесь не плагиатом, не показываете собственный кризис идей; теперь вы- последователь, занимающийся распространением идей и дальнейшим их осмыслением! К артистам "Битлесок" кого только не причисляют: группы Badfinger, Cheap Trick, ELO, Big Star, певца Гарри Нилсона, ранних Bee Gees, некоторые альбомы XTC подходят под это определение. А такие группы, как Klaatu, некогда считавшиеся инкогнито воссоединившимися битлами, автоматически уже под это определение попадают. По сути, любой артист, играющий профессиональную мелодичную музыку, может в чем-то считаться "битлеском". Но есть одно отличие: артисты "битлесков" все же и правда ориентируются на битлов. И была группа, которая не постеснялась этот метод создания музыки вынести как концепцию альбома. И нет, это не комедийные пародисты The Rutles.
Все семидесятые в США творил один "волшебник, настоящая звезда" Тодд Рандгрен - многостаночник, игравший на всё сам, певший все вокальные партии, записавший дюжину разных по музыке альбомов, создавший несколько своих групп и продюсировавший кучу других артистов. Тодд был одним из пионеров современной звукозаписи, делая музыку так, как многие музыканты делают сегодня: путем наложения на многодорожечные магнитофоны (сегодня - ноутбуки с программами), контролируя весь процесс созданий музыки. Но так как он был еще и профессиональным концертным музыкантом, ему хотелось иногда сделать что-то и в группе. Его ансамбль Utopia на рубеже 70-х и 80-х сделал один альбом, который стоит особняком и в их дискографии, и вообще в музыке, хотя не самым заметным и является.
Тодд был большим любителем битлов, при этом не разочаровавшимся в их, битлов, композиторских качествах. Ибо Леннона он видел живьем в ужасном опьянении, творящего разные гадости. После такого любой фанат в своем кумире разочаруется. Свою привязанность к битлам он сначала показал на пластинке Faithful 1976-го года, где исполнил Strawberry Fields Forever и Rain в манерах, что называется, "точь-в-точь". Что само по себе требует очень серьезных усилий. А затем, начав трудиться с собственной группой Utopia в разных жанрах от хард-рока и прога до софт-рока, дошёл до полноценной пластинки посвящения ливерпульской четверке. Называлась она Deface The Music
Все в этой пластинке будто бы намекает на The Beatles. Обложка явно копирует оформление With The Beatles (а название будто намекается на Face The Music группы ELO). Музыка на пластинке - это своего рода "нейросеть" задолго до нейросети. Каждая композиция по сути является смесью нескольких битловских песен, но при этом является авторским творением. С первой песни I Just Want To Touch You до последней Everybody Else is Wrong всё наполнено ощущением, будто мы это уже слышали, но и не слышали тоже.
Первая песня изначально была написана Рандгреном для фильма "Роуди", но ее отвергли из-за боязни получить предупреждение о нарушении авторских прав. Оказывается, копирование чужого стиля - это нарушение. Поэтому не унывающий Тодд решил сразу на основе идеи этой песни сваять и остальные. I Just Want To Touch You напоминает I Want To Hold Your Hand. Для неё даже сделали видеоклип, будто бы копирующий Beatles времен разгара битломании, словно бы Utopia, как и они, участвует в какой-то программе в духе Эда Салливана.
Следующая Crystal Ball будто бы копирует Can`t Buy Me Love манерой вокала и мелодией. Третья песня Where Does The World Go To hide названием намекает на You`ve Got To Hide Your Love Away, а музыкально похожа на какие-нибудь ауттейки типа Bad To me или I`ll be On my Way. Типичный мерси-бит.
Интереснее становится на четвертой песне Silly Boy - это у нас своего рода I`m A Loser. В песне Alone угадывается And I Love Her. А в That`s Not Right слышны первые аккорды Eight Days a Week.
Take It Home вступительным риффом сразу вызывает воспоминания о Day Tripper.
Hoi Poloi мюзик-холловостью похож на песни в духе Penny lane, Рандгрен вспомнил психоделический поп, в котором сам начинал в 60-е.
Life Goes On , исполненная под аккомпанемент синтезаторов и стрингс-машин, имитирующих струнные, является намеком на Eleanor Rigby. Раз нет возможности позвать струнный квартет - сыграем сами.
Feel To Good словно бы перевернутый Getting Better с вкраплениями Fixing a Hole.
Always Late - собирательный образ песен Ринго в духе Octopus`s Garden или Don`t Pass Me By. Жаль, что вокальные интонации группа не сильно пытается копировать.
В All Smiles Рандгрен идет на территорию Michelle и Girl, что слышно по аранжировкам, мелодии и бэк-вокалам.
А вот Everybody Else Is Wrong - это вылитый Леннон с абсурдной лирикой, монотонными клавишными аккордами, громкими барабанами и сюрреалистичной аранжировкой. Всё в духе I Am The Walrus. Что-то подобное сделает Билли Джоэл в своей Laura годом позднее.
Помимо того, что это вполне даже слушабельная пластинка, сделанная со вкусом, в ней есть и нечто пророческое. Скорое не станет самого Леннона, и сразу после этого трагического события многие музыканты займутся "копированием" Леннона и битлов, а на самом деле напишут ему посвящения. Джоэла мы уже вспомнили, Подобное сделают и Queen с Life is Real, да и много кто еще.
А потом появятся группы, перерабатывающие неизвестные песни The Beatles, переигрывающие чужие песни в манере битлов. Теперь, в мире нейросетей, можно с наследием The Beatles делать всё, что захочется. Но надо ли? А Deface The Music в нынешнюю эпоху зазвучит еще более искренне, а время отшлифует все нелепости.