Найти тему

Utopia: так хочется быть похожими на The Beatles

Если в мире литературы есть явление фанфиков, где случается заимствование героев, сюжетов, их перерабатывание и переосмысление, то почему подобное не может случиться в музыке? Впрочем, всё и так давно существует, главное вовремя замечать. И вот в 21-в веке появляются композиторы, сочиняющие а-ля Бах 18-го века, музыканты, играющие а-ля довоенный диксиленд. Но были в истории поп-музыки явления, которые не стали дожидаться истечения какого-то срока давности, а занявшиеся освоением уже существующих направлений. Например, не успели The Beatles распаться, как появились десятки групп, играющие а-ля битлас. Казалось бы, что тут такого? Сотни музыкантов вдохновлялись ливерпульским коллективов, от них и правда пошли десятки направлений. Может мы вообще всю последующую музыку, вдохновлявшуюся The Beatles, будем категоризировать как "фанфик" на них? Однако, не все так просто.

-2

Музыкальные критики от нечего делать придумали новому явлению красивое название - "Битлески". И вот теперь вы занимаетесь не плагиатом, не показываете собственный кризис идей; теперь вы- последователь, занимающийся распространением идей и дальнейшим их осмыслением! К артистам "Битлесок" кого только не причисляют: группы Badfinger, Cheap Trick, ELO, Big Star, певца Гарри Нилсона, ранних Bee Gees, некоторые альбомы XTC подходят под это определение. А такие группы, как Klaatu, некогда считавшиеся инкогнито воссоединившимися битлами, автоматически уже под это определение попадают. По сути, любой артист, играющий профессиональную мелодичную музыку, может в чем-то считаться "битлеском". Но есть одно отличие: артисты "битлесков" все же и правда ориентируются на битлов. И была группа, которая не постеснялась этот метод создания музыки вынести как концепцию альбома. И нет, это не комедийные пародисты The Rutles.

-3

Все семидесятые в США творил один "волшебник, настоящая звезда" Тодд Рандгрен - многостаночник, игравший на всё сам, певший все вокальные партии, записавший дюжину разных по музыке альбомов, создавший несколько своих групп и продюсировавший кучу других артистов. Тодд был одним из пионеров современной звукозаписи, делая музыку так, как многие музыканты делают сегодня: путем наложения на многодорожечные магнитофоны (сегодня - ноутбуки с программами), контролируя весь процесс созданий музыки. Но так как он был еще и профессиональным концертным музыкантом, ему хотелось иногда сделать что-то и в группе. Его ансамбль Utopia на рубеже 70-х и 80-х сделал один альбом, который стоит особняком и в их дискографии, и вообще в музыке, хотя не самым заметным и является.

-4

Тодд был большим любителем битлов, при этом не разочаровавшимся в их, битлов, композиторских качествах. Ибо Леннона он видел живьем в ужасном опьянении, творящего разные гадости. После такого любой фанат в своем кумире разочаруется. Свою привязанность к битлам он сначала показал на пластинке Faithful 1976-го года, где исполнил Strawberry Fields Forever и Rain в манерах, что называется, "точь-в-точь". Что само по себе требует очень серьезных усилий. А затем, начав трудиться с собственной группой Utopia в разных жанрах от хард-рока и прога до софт-рока, дошёл до полноценной пластинки посвящения ливерпульской четверке. Называлась она Deface The Music

Все в этой пластинке будто бы намекает на The Beatles. Обложка явно копирует оформление With The Beatles (а название будто намекается на Face The Music группы ELO). Музыка на пластинке - это своего рода "нейросеть" задолго до нейросети. Каждая композиция по сути является смесью нескольких битловских песен, но при этом является авторским творением. С первой песни I Just Want To Touch You до последней Everybody Else is Wrong всё наполнено ощущением, будто мы это уже слышали, но и не слышали тоже.

-5

Первая песня изначально была написана Рандгреном для фильма "Роуди", но ее отвергли из-за боязни получить предупреждение о нарушении авторских прав. Оказывается, копирование чужого стиля - это нарушение. Поэтому не унывающий Тодд решил сразу на основе идеи этой песни сваять и остальные. I Just Want To Touch You напоминает I Want To Hold Your Hand. Для неё даже сделали видеоклип, будто бы копирующий Beatles времен разгара битломании, словно бы Utopia, как и они, участвует в какой-то программе в духе Эда Салливана.

Следующая Crystal Ball будто бы копирует Can`t Buy Me Love манерой вокала и мелодией. Третья песня Where Does The World Go To hide названием намекает на You`ve Got To Hide Your Love Away, а музыкально похожа на какие-нибудь ауттейки типа Bad To me или I`ll be On my Way. Типичный мерси-бит.

Интереснее становится на четвертой песне Silly Boy - это у нас своего рода I`m A Loser. В песне Alone угадывается And I Love Her. А в That`s Not Right слышны первые аккорды Eight Days a Week.

Take It Home вступительным риффом сразу вызывает воспоминания о Day Tripper.

Hoi Poloi мюзик-холловостью похож на песни в духе Penny lane, Рандгрен вспомнил психоделический поп, в котором сам начинал в 60-е.

Life Goes On , исполненная под аккомпанемент синтезаторов и стрингс-машин, имитирующих струнные, является намеком на Eleanor Rigby. Раз нет возможности позвать струнный квартет - сыграем сами.

Feel To Good словно бы перевернутый Getting Better с вкраплениями Fixing a Hole.

Always Late - собирательный образ песен Ринго в духе Octopus`s Garden или Don`t Pass Me By. Жаль, что вокальные интонации группа не сильно пытается копировать.

В All Smiles Рандгрен идет на территорию Michelle и Girl, что слышно по аранжировкам, мелодии и бэк-вокалам.

А вот Everybody Else Is Wrong - это вылитый Леннон с абсурдной лирикой, монотонными клавишными аккордами, громкими барабанами и сюрреалистичной аранжировкой. Всё в духе I Am The Walrus. Что-то подобное сделает Билли Джоэл в своей Laura годом позднее.

Помимо того, что это вполне даже слушабельная пластинка, сделанная со вкусом, в ней есть и нечто пророческое. Скорое не станет самого Леннона, и сразу после этого трагического события многие музыканты займутся "копированием" Леннона и битлов, а на самом деле напишут ему посвящения. Джоэла мы уже вспомнили, Подобное сделают и Queen с Life is Real, да и много кто еще.

-6

А потом появятся группы, перерабатывающие неизвестные песни The Beatles, переигрывающие чужие песни в манере битлов. Теперь, в мире нейросетей, можно с наследием The Beatles делать всё, что захочется. Но надо ли? А Deface The Music в нынешнюю эпоху зазвучит еще более искренне, а время отшлифует все нелепости.

-7