Эта история началась в 1970 году, когда Дэвид Боуи ещё искал свою индивидуальность. После выхода пластинки 1969 года он перешёл на новую идиому: тяжёлый рок. В сессиях альбома «The Man Who Sold the World», участвовали, помимо Боуи, новый гитарист Мик Ронсон, барабанщик Вуди Вудмэнси и бас-гитарист Тони Висконти.
Заглавный трек представлял собой странную вещь: круговой гитарный рифф, настойчивый звук гуиро (латиноамериканский перкуссионный инструмент) и захватывающий финал с бессловесным сказочным «хором». Среди шума и суматохи «The Man Who Sold the World» служила передышкой: призрачная, дрейфующая вещь. Единственная с альбома, которую Боуи сохранил для себя в долгосрочной перспективе.
Пластинка плохо продавалась. Но после прорыва «Ziggy Stardust» в 1972 году фанаты жаждали большего, и в том же году «The Man Who Sold the World» был переиздан.
Боуи вернулся к песне в 1973 году, когда во время записи своего кавер-альбома «Pin Ups» он курировал версию, выпущенную шотландской певицей Лулу. Для неё был придуман новый элемент: саксофонный рифф, сыгранный самим Боуи и связывающий припев и куплет. Был снят видеоролик с Лулу, облачённой в стильный андрогинный костюм.
В 1982 году фронтмен Ultravox Мидж Юр записал «The Man Who Sold the World», используя версию Лулу в качестве шаблона и воспроизводя саксофонный рифф с помощью эфирно звучащего синтезатора.
Десять лет спустя Nirvana включили нетленку Боуи в свой акустический сет «MTV Unplugged» — довольно лобовое прочтение песни, которое идеально соответствовало чувству отчуждения, свойственному музыке группы. В последующие годы некоторые посетители концертов Боуи предполагали, что это песня Кобейна, что сильно раздражало автора.
Атмосфера холодной отстранённости свойственна и версии Сьюзен Веги 2021 года, представленной на концерте-посвящении Боуи в Дублине при поддержке старой группы самого Боуи и оркестра RTÉ.
Боуи то и дело возвращался к этой песне. В сюрреалистическом выступлении 1979 года певца вынесли на сцену в дадаистском наряде — гигантском пластиковом смокинге с огромным галстуком-бабочкой. «The Man Who Sold the World» была дополнена более резким битом и пронзительным бэк-вокалом немецкого контртенора Клауса Номи в его фирменном гриме.
В середине 1990-х Дэвид Боуи радикально изменил аранжировку, привнеся в неё элементы трип-хопа и джангла. В 2020 году увидели свет две контрастные записи. На EP «Is It Any Wonder?» была представлена версия 1995 года, созданная Брайаном Ино. Другой вариант, также датируемый серединой 1990-х, больше похож на оригинал, но с электрическим ситаром.
Творческий путь Дэвида Боуи отразил его меняющееся самоощущение, принятие различных идентичностей и последовательный отказ от них. Песня «Человек, который продал мир» вписывается в эту парадигму. Сам Боуи говорил: «Думаю, я написал её, потому что существовала какая-то часть меня самого, которую я искал… Каждый участвует в этом великом поиске, испытывая огромную потребность узнать, кем он является на самом деле».
Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!