Малый зал Белгородского государственного театра кукол – это что-то вроде небольшой, по-домашнему уютной гостиной. Строгая «взрослая» академичность, которая обычно свойственна любой солидной обители муз, если и ощущается, то точно не подавляет детских свобод – тут все для детей, к их радости и веселью. А мучительное нетерпение перед началом спектакля, когда кажется, что время между первым и вторым, вторым и третьим звонком тянется просто бесконечно, можно скрасить веселой беготней в буфет, экскурсией в музейный зал театра или просто любованием колоссальными часами в лестничном пролете. И часы тут просто феноменальные – сказочные, кукольные, веселые.
Но, – ура! – кажется, уже звучит третий звонок и пора занять место в малом зале.
Спектакль «Заяц, Лиса и Петух» мы смотрим уже не первый раз, потому заранее готовы к самым положительным эмоциям. Но, все равно, когда на сцене появляется дядя Коля (по спектаклю – просто дядя Коля, а там, за кулисами, очень приятный и солидный человек – Щебеньков Николай Борисович, актер и художник-постановщик, который, к слову, создал в том числе и этот спектакль), мы не можем сдержать радость и хлопаем так, что ладошки начинают болеть.
Сказка началась! Но кто там притаился за ширмой и весело разыгрывает наивного дядю Колю? Это же Муся! Щебенькова Светлана Вячеславовна тоже известная актриса, лауреат множества престижных премий, но, вот что значит магия театра: стоит на костюме Светланы Вячеславовны появиться задорному белому банту, она уже просто Муся. Муся, в которой, как в маленьком реакторе, скопился заряд клоунского позитива и хулиганской непосредственности, так что бедному дяде Коле приходится трудиться в поте своего актерского лица – и сказку рассказывать, и ревущего зайку успокаивать, у которого подлая лиса опять отняла его милый лубяной домик, и Мусину неиссякаемую энергию пытаться в нужное русло направить. А Муся будет хулиганить, даже не сомневайтесь! И от ее проделок будет очень смешно!
Спектакль можно было бы назвать простым – в нем нет обилия сложных декораций, а куклы весьма бесхитростные. Но, пожалуй, маленькому зрителю в театре важно совсем не это – а ощущение тепла уютной гостиной и искренность актеров, которые так увлечены своей историей и так близко срощены со своими персонажами, что подыгрывать и участвовать начинают не только малыши, но и взрослые, пришедшие на спектакль. Так верить в сказку можно только в театре! Вот вам когда-то приходилось наполнять платок храбростью? Какова вероятность, что вы вдруг станете это увлеченно делать, даже не задумываясь о том, что о вас подумают окружающие? А вот и такое бывает. Волшебный платок храбрости во время спектакля кинулись заполнять смелостью и решительностью по большей части взрослые, пока дети сидели и хохотали. Зато все вместе мы смогли отстоять справедливость и Заяц таки вернулся жить в свой домик, а Лиса… Не знаю, мне хочется думать, что и у нее жизнь потом сложилась успешно и она перекочевала в какую-то другую сказку, где смогла реабилитироваться и жить долго и счастливо.
Кстати, как взрослый зритель хочу сказать, что детские кукольные представления я очень люблю и за этот чудесный диалог, который складывается между зрителями и артистами (а иногда – и с куклами). Если ты тоже немного творец чуда, то после спектакля невероятное, восторженное ощущение сопричастности к чему-то важному и сказочно доброму остается на долгое время и очень вдохновляет.
И погладить кукольную собаку, которая при этом игриво ворчит или пытается укусить тебя за ногу – это просто исполнение одной самой заветной детской мечты!
Приятно и то, что старинные народные сказки, которые в детских книгах кажутся такими архаичными и непонятными, вот тут, в уютных стенах малого зала кукольного театра, становятся такими живыми и веселыми. И даже Заяц не плачет (что у моего сына при прочтении всегда вызывало тоскливые всхлипывания), а уморительно ревет, от чего хохотать, кажется, начинает даже сам дядя Коля. И Лиса вполне авторитетно, хотя не менее забавно, читает лекцию об опасных болезнях, которые можно подхватить от просиживания в холодных лужах. А храбрый Петух, даром что только что вылупился из яйца, мог бы заткнуть за пояс любого из заграничных ниндзя или мастеров кунг-фу.
И радостно, когда Заяц возвращается в свой дом. Хотя и немного грустно, что сказка закончилась. Но мы знаем, где раздобыть билеты, чтобы снова и снова становиться соучастниками чудес.
Спасибо, театр!