Найти тему

Морской музей в Архангельске - тысячелетие северного мореплавания

Планируя поездку в Архангельскую область, я хотела в столице региона посетить три небольших музея. Но увы, мой самолёт задержали на много часов, все планы сбились, и я понимала, что нужно выбирать что-то одно. И я выбрала - Северный морской музей.

Это он - аккуратное здание на набережной, которое на первый взгляд кажется одноэтажным (на самом деле этажей два):

Снаружи всё так обычно. А вот внутри... Когда я вошла в зал музея, в первый момент у меня перехватило дыхание - показалось, что я стою на палубе корабля, настолько всё было светло и воздушно. И как будто прозрачные паруса, и тросы дрожат от напряжения, и солёные брызги вокруг:

-2

Постоянная экспозиция музея называется "Тысячелетие северного мореплавания". Похоже, вот оно - начало, когда человек отважно бросил вызов волнам и ветру:

На таких лодках человек вышел в море тысячу лет назад?
На таких лодках человек вышел в море тысячу лет назад?

В стеклянных витринах музея макеты кораблей, по которым можно проследить историю развития российского северного флота. А ещё элементы такелажа, судового оборудования, снастей для ловли рыбы.

Магия старинных названий ) Шняка - небольшой северный корабль для ловли трески. Коч поморский - деревянное парусное судно, которое, однако, успешно противостояло сжатию во льдах. А ещё кухтырь, кибаса, шуйки, лучок, ... Умилительно! )

А рядом корабли петровских времён. Знаменитые!
Первая морская яхта молодого царя Петра I, построена как раз в Архангельске.
Линейный корабль "Азов" - флагман русского флота, получивший своё имя в честь победы над турками в 1696 году, первый корабль, удостоенный кормового Георгиевского флага. Его капитаном был известный мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды капитан 1 ранга Михаил Петрович Лазарев.
Линейный корабль "Город Архангельск", принимавший участие в русско-шведской войне 1741-1743 годов.
А на некоторых макетах можно увидеть процесс постройки кораблей в стародавние времена.

Посмотрите в следующей галерее уровень детализации макетов. Каждую пушку видно, каждый трос, каждую дощечку можно разглядеть, каждый вензель на корме:

Прошло столетие, изменились корабли, расширились горизонты. И витрины Северного морского музея рассказывают о знаменитых русских мореплавателях XIX века, исследователях Арктики, составивших карты Новой Земли, архипелага Шпицберген. Чичагов Василий Яковлевич, Литке Фёдор Петрович, Пахтусов Пётр Кузьмич...

Ряд витрин прерывает открытый трюм корабля, обрамлённый решёткой шпангоутов, - наверное, самый впечатляющий объект зала. Штурвал, забытый китель капитана и множество старинных корабельных приспособлений, которые можно долго разглядывать, пытаясь угадать предназначение каждого:

Здесь же рядом небольшие интерактивы. Хотите покрутить штурвал? А завязать морской узел? Или, может, дать команду на самый полный вперёд? Кстати, с удивлением узнала, что такой прибор с рукояткой называется машинный телеграф - он передаёт сигнал на такой же пост в машинном отделении и получает ответ об исполнении команды. А я всегда думала, что он напрямую управляет ходом двигателя )

Но вернёмся снова к истории развития мореплавания. Шагнём в ХХ век.
Красивые стенды посвящены Георгию Яковлевичу Седову - знаменитому исследователю Арктики, организатору и капитану первой русской научной экспедиции к Северному полюсу. К сожалению, судьба этой экспедиции была трагичной: пережив две зимовки в снегах Арктики, цели она не достигла, сам Седов умер и был похоронен моряками во льдах самого северного островка из архипелага Земли Франца-Иосифа. Но за два года было собрано множество важных географических материалов, которые в дальнейшем сыграли большую роль в следующих полярных исследованиях.

Ещё один стенд - ледокол "Красин" с завораживающе драматичной судьбой. Построен в 1916 году, а в 1918 затоплен на фарватере Северной Двины, чтобы помешать английской эскадре пройти к Архангельску. В 1921 году вернулся на службу советскому флоту. В 1928 участвовал в спасении экспедиции Нобиле, потерпевшем аварию на дирижабле. В 1929 году провёл через льды Карского моря первый караван судов. В Великую Отечественную водил караваны кораблей снабжения через льды в арктических морях. В 1972 году был передан Министерству геологии РСФСР для проведения геолого-разведочных работ в районах Крайнего Севера. Дополнительно служил передвижной электростанцией, помогая береговым установкам бурить нефтяные скважины. В 1980 году отправлен на пенсию, на прикол у берега. А в 2004 году стал частью Музея Мирового океана и сейчас стоит на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге:

-11

А в следующей витрине обнаружилось неожиданное созвучие. Один из музеев, в который я хотела попасть в Архангельске, - поморского художника, писателя, сказочника Степана Григорьевича Писахова. Может быть, вы смотрели мультфильм "Поморские сказки", который озвучен голосом Леонова? Там, где на севере посреди реки апельсины выращивают, на холоде песни замораживаются, а Перипилиха своим пронзительным криком в муже дырку просверлила и медведя в нокаут отправила. Необычный мультик, но мне очень нравится. Вот он как раз по сказкам Писахова. В Архангельске ему установлен очень необычный памятник, о чём я уже писала в другой статье:

Так вот в этой витрине стоит необычная картина - этюд на камне "Ледокольный пароход "Г. Седов" у Земли Франца-Иосифа", 1928 год, художник - С.Г. Писахов. Эта работа была подарена автором радисту ледокола "Г. Седов" во время его экспедиции по арктическим морям:

-12

Ну вот, основной зал осмотрен. Теперь поднимемся на второй этаж. Там размещаются временные тематические экспозиции. Я попала на замечательную выставку "Долгая выдержка", посвящённую 140-летию Николая Пинегина - полярника, фотографа, конодокументалиста, писателя.

-13

Он первым запечатлел на киноплёнку русскую Арктику, отправившись вместе с Седовым в его экспедицию к Северному Полюсу. Тысячи уникальных фотографий, километры киноплёнки. Многое из этого наследия можно было увидеть на выставке:

Особый экспонат выставки - уникальная коллекция из 106 стеклянных диапозитивов, раскрашенных самим Пинегиным, хранящаяся в фондах Северного Морского музея. Каждый посетитель мог сам вставить тяжёлые стеклянные пластинки в "волшебный фонарь" и запустить на экран изображение. Очень яркие впечатления!

Георгий Седов стал одним из прототипов героя замечательного приключенческого романа советских времён "Два капитана" - капитана Ивана Татаринова. Автор книги Вениамин Каверин писал:

Для моего "старшего капитана" я воспользовался историей отважных завоевателей Крайнего Севера. У одного я взял мужественный и ясный характер, чистоту мысли, ясность цели – все, что отличает человека большой души. Это был Седов.

Каверин знал Николая Пинегина - они жили в 30-е годы в "Писательском доме" №9 на канале Грибоедова в Ленинграде. И при создании книги "Два капитана" писатель во многом опирался на рассказы Николая Васильевича об Арктике и о Седове.

..................................

Ну вот, все залы осмотрены. Вот такой он, Северный Морской музей в Архангельске. Он подарил мне дыхание северного ветра, чистоту и прозрачность арктических просторов, напомнил героические страницы освоения Арктики. Надеюсь, вам тоже было интересно.

-16