Найти тему
Учи.ру | uchi.ru

Как родители, учителя и одноклассники влияют на интерес к учебе

Оглавление

Дети от рождения обладают жаждой познания и чаще всего отправляются в школу, полные радостных надежд. Так почему же через некоторое время они начинают лениться на уроках, отлынивать от домашних заданий и вообще, теряют мотивацию? Рассказывает психолог, бизнес-тренер, эксперт образовательной онлайн-платформы Учи.ру Гульфия Касимова.

Секрет познавательной активности

Каждый здоровый ребенок рождается с познавательной потребностью. Ее проявляют даже младенцы — вспомните, как они рассматривают разные предметы, трогают их и даже пробуют на вкус.

У детей дошкольного возраста познавательная активность выражена особенно ярко: они становятся маленькими почемучками, которые хотят все знать об устройстве мира и активно экспериментируют в окружающем их пространстве.

Но иногда родители — конечно, из самых лучших побуждений и соображений безопасности — запрещают детям прикасаться к различным бытовым предметам, использовать их нецелевым образом, а также пресекают стремление узнавать новое сомнительными способами, считая это простым хулиганством.

На самом деле, за многими порывами ребенка, включая разбрасывание игрушек, плескание в воде и копание в грязи, стоят образовательные потребности. Ребенок пытается узнать, как устроен мир, изучает физические свойства объектов. И если его постоянно останавливать, то стремление к знаниям будет уменьшаться: зачем куда-то стремиться, когда за это ругают.

Понятное дело, что действия, которые могут навредить самому ребенку или окружающей его среде, стоит немедленно прекратить. Но одновременно важно объяснить, как приемлемым способом удовлетворить свою жажду познания. Например:

«Нельзя лить воду на пол, но можно лить ее в тазик».
«Нельзя копать землю в цветочном горшке, но можно копать песок в песочнице».

Откуда берется интерес

В начальных и средних классах родители иногда сталкиваются с проблемой: ребенка как будто ничего не интересует. Но дело может быть в другом — познавательный интерес просто направлен на мультфильмы, игры или видео в соцсетях, а не на учебу.

На интерес ребенка влияет много факторов.

Во-первых, привычный ему досуг и отношение к этому досугу близких людей. Например, если вы сами привыкли проводить время с хорошей книгой, то ребенок тоже увлечется чтением. А поход по историческому или палеонтологическому музею поможет школьнику полюбить науку.

Во-вторых, интерес к обучению во многом зависит от учителя. В жизни детей шести-девяти лет педагог играет особую роль — это наставник, руководитель, человек с серьезным авторитетом.

Если есть возможность, то перед первым классом узнайте побольше про разных учителей и выберите такого педагога, который лучше всего подойдет вашему ребенку. Кому-то будет комфортно со строгим и опытным, а другим детям больше подойдет молодой учитель, который сможет объяснять материал на живых примерах, будет общаться с ними на одном языке.

В-третьих, направленность познавательного интереса связана с референтной группой школьника — его друзьями, одноклассниками. Узнавайте у ребенка, с кем он общается и чем увлекаются его товарищи: тогда вы можете обсуждать с ребенком интересы его компании и связывать их с учебными предметами.

Например: если детям нравится определенный зарубежный мультфильм или сериал — можно обсудить культуру страны, в которой было создано это произведение, отображенные события, историческую эпоху или иностранный язык, на котором говорят персонажи.

При чем тут эмоции

Конечно, на одном интересе учиться не получится. Дети устают, и иногда даже самые увлекательные уроки, книги и задания проигрывают простому желанию повалятся на диване с телефоном.

Важно не только поддерживать увлечения ребенка, но и показывать ему на собственном примере, что даже интересные задачи могут быть трудными. И иногда, чтобы достичь результата, надо постараться, пересилить себя.

Уделяйте внимание дисциплине, выстраивайте распорядок дня. Например, до 18:00 должны быть сделаны уроки. Желательно, чтобы к четвертому классу школьник делал их самостоятельно.

Эмоциональное состояние в школе также влияет на вовлеченность в учебу. Познавательная активность может пропасть, если ребенку скучно, слишком легко или слишком сложно учиться; если есть конфликты с учителями или с одноклассниками.

В целом, школа должна создавать положительные эмоции: тогда мотивация к учебе будет формироваться через радость. Но бывает, что возникло недопонимание с учителем или сверстниками, или ребенок никак не может разобраться в темах школьной программы.

Ему может быть сложно объяснить, в чем дело, и он просто говорит: «Я не люблю математику». С такими фразами всегда важно разбираться.

Что делать взрослым

Чтобы учеба была связана с позитивными эмоциями, важно помочь ребенку ощутить ситуацию успеха. Она легко достигается во время занятий на образовательных платформах, где дети получают поощрения в виде баллов, значков, медалей.

Подкрепляет мотивацию любое вознаграждение, но для младших школьников оно должно быть быстрым. Перспектива получения похвалы в конце четверти — слишком далека, она не работает. Лучше сразу сходить в качестве награды в кино, а не пообещать какой-то подарок через пару месяцев.

Вы можете даже просто хвалить ребенка — не только за результат, но и за процесс, за его достижения во время выполнения задачи.

Критика тоже допустима, но не переусердствуйте с ней. Она подходит только для тех детей, кто уже мотивирован. Если сейчас ребенок не заинтересован в учебе, критика все усугубит.

В некоторых случаях хорошо работает техника «21 день». В рамках этой техники заключается договор. Его можно распечатать на бумаге, скрепить подписью двух сторон: родителя и школьника. В документе нужно зафиксировать ряд вещей, которые ребенок обязуется делать ежедневно: чистить зубы, делать зарядку, выполнять домашнее задание до 18:00. Главное — составлять договор вместе, учитывать в нем интересы и желания обеих сторон.

За время действия договора родители могут напомнить ребенку о выполнении всего два раза. Также ребенку дается право дважды забыть выполнить что-то из списка. По истечении контракта в случае выполнения пунктов ребенка должен ожидать желанный подарок: игрушка, велосипед, поездка в парк аттракционов. Эта техника здорово повышает мотивацию к учебе.