Ребенок все никак не заговорит, ведет себя странно… Но родители обычно долгое время не бьют тревогу, ведь их утешают знакомые и родственники: «Ничего страшного, мой тоже долго молчал», «Не переживайте вы так, ты сама заговорила только в 4!». Но задержка развития речи может быть весьма опасным сигналом нарушения работы мозга — и если вовремя не выяснить причину, положение будет усугубляться. О том, что такое задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР), почему она возникает и как ее вовремя распознать, рассказывает главный врач нашей клиники и психиатр Василий Шуров.
Что такое ЗПРР? Причины
Задержка психоречевого развития, или ЗПРР — не диагноз, а скорее комплекс симптомов. Это нарушения в эмоциональном, интеллектуальном и речевом развитии ребенка, которые говорят о возможных расстройствах формирования головного мозга и нервной системы у ребенка.
ЗПРР разделяется на 2 основные группы.
- ЗРР — задержка речевого развития
- ЗПР — задержка психического развития
При этом часто ЗПРР начинают замечать именно из-за задержки речи, и это очень важный момент.
Дело в том, что речь — это очень сложный процесс, одна из высших психических функций человека.
Для речи нужна согласованная работа целого комплекса органов: это и сразу несколько отделов коры больших полушарий мозга, и мозжечок, и ядра ствола мозга, и периферический речевой аппарат: нервы, которые управляют дыхательными, голосовыми и артикуляционными мышцами.
И именно речь для ребенка — важнейший инструмент развития. Она помогает взаимодействовать с окружающим миром, получать информацию и обмениваться ею. Речь развивает мышление малыша.
Поэтому большая часть «тревожных звоночков» ЗПРР — это именно речевое отставание. Но комплекс также включает психическую задержку: нарушения развития мышления, памяти, концентрации внимания и реакции, эмоционально-волевой сферы.
Причины ЗПРР
Многие родители считают, что ЗПРР — это исключительно врожденная проблема. Поэтому если у ребенка в первые месяцы жизни не видно признаков отклонений — все хорошо, дальше можно уже не беспокоиться.
Но это не так. Да, часть причин ЗПРР — это нарушения во время беременности и родов. Но на развитие речи и психики ребенка могут повлиять и другие внешние факторы уже после родов, по мере взросления.
Рассмотрим все возможные причины.
Наследственность. Генетические и хромосомные заболевания, из-за которых нарушается полноценное развитие структур мозга, функций центральной нервной системы.
Нарушения во время беременности. Инфекционные заболевания, отравления, травмы, прием алкоголя и других психоактивных веществ, нехватка кислорода у плода (при курении, анемии, сахарном диабете, болезнях щитовидной железы).
Нарушения во время родов. Тяжелые, слишком быстрые и преждевременные роды, обвитие пуповины вокруг шеи, травма головы и шейных отделов позвоночника, обвитие шеи пуповиной во время родов.
Заболевания и травмы у младенца. Это перенесенные ребенком тяжелые инфекции с воздействием на головной мозг, а также травмы головы — например, при падении, слишком активных играх.
Психологические травмы. Часто дети с ЗПРР — это выходцы из дисфункциональных семей, в которых считается нормой физическое и психологическое насилие (крики, изощренные психологические, телесные наказания, избиение). Это может быть и травма свидетеля, когда ребенок выступает наблюдателем травмирующих событий: тяжелые\частые ссоры родителей и домашнее насилие. В эту категорию также входят аварии, катастрофы, боевые действия и т.д.
Педагогические нарушения. Это ошибки воспитания, которые допускают родители: чрезмерная опека или, наоборот, невнимательность, эмоциональная холодность к ребенку, игнорирование развивающих игр, социальная изоляция ребенка.
Как вовремя заметить ЗПРР? Тревожные звоночки для родителей
Чаще всего задержку психоречевого развития можно устранить, если вовремя обратиться за помощью к детскому психиатру. Но, к сожалению, большинство родителей «бьют тревогу» довольно поздно: когда в 4–5 лет ребенок все еще не может внятно говорить, использует крайне маленький словарный запас и т. д.
Поэтому разберемся, какие симптомы ЗПРР родители могут заметить заранее, по месяцам и годам взросления малыша.
1 месяц
- Не задерживает взгляд, глядя на яркие\активные предметы
- Не прислушивается к голосам окружающих людей, звукам игрушек и бытовых приборов
- Не улыбается при контакте с родителями
2 месяц
- Не провожает взглядом движущиеся мимо него предметы, не рассматривает неподвижные объекты
- Не оборачивается в сторону громких звуков
- Не пробует издавать гортанные звуки
3 месяц
- Не начинает гулить (негромкие протяжные звуки, похожие на слоги из гласных и согласных, например «га», «мы», «гу»)
- Не оборачивается к разговаривающему человеку
- Не реагирует на появление взрослого взглядом, взмахами рук и ног, улыбкой, звуками
4 месяц
- Не узнает маму и не проявляет радость при встрече с ней (улыбка, взмахи рук и ног и т. д.)
- Не реагирует на слова и жесты родителей
- Не смеется при играх со взрослыми
5 месяц
- Не может отличить близких от незнакомцев
- Не видит разницы между ласковой и строгой\грубой речью
- Не гулит подолгу
6 месяц
- Не показывает реакции на свое имя, не выделяет его из других слов взрослых
- Не пытается произносить полноценные отдельные слоги
7 месяц
- Не произносит слоги
- Не начинает лепетать — занимать себя продолжительным произнесением слогов и\или выражать ими свои желания, потребности
- Не выказывает способности запоминать значение предметов: если спросить, где лампа, мячик, мишка, ребенок не ищет предмет взглядом
8 месяц
- Все еще не произносит слоги внятно и громко
- Не может отыскать 1-3 знакомых предмета по просьбе родителя
- Не может выполнить просьбу знакомым действием («сыграем в ладушки», «помаши маме ручкой»)
9 месяц
- Все еще не знает свое имя и не реагирует на него
- Не может найти какой-то предмет, если его переложили в непривычное место
- Не проявляет интереса к музыке, не пытается под нее «танцевать», подергивая ручками и ножками
10 месяц
- Не может по просьбе выполнить известные ему действия с предметами («дай мишку», «брось мячик»)
- Не может повторять известные ему четкие слоги за родителями
11 месяц
- Не пытается произносить простые слова по слогам («му-му», «гав-гав», «ма-ма», «ба-ба»)
- Не может выполнить последовательную цепочку действий с игрушками (собрать пирамидку на палочке, построить башенку из кубика на кубике)
1 год
- Ведет себя очень тихо, почти или вообще не издает звуков при играх и коммуникации с людьми
- В речевом наборе нет 5-10 простых слов
- Не может повторять новые слова за взрослыми
- Не понимает значение важных абстрактных указаний, прежде всего — слово «нельзя»
1 год и 2–3 месяца
- Не использует лепет, знакомые слоги или простые слова при играх, радости и удивлении
- Не выказывает понимания особенностей игрушек (например, не кормит куклу, не катает машинку, как по дороге)
1 год и 4–6 месяцев
- Не использует указательный жест — не показывает в сторону желаемого ручкой или пальчиком
- Не пытается сортировать предметы по характеристикам (большие, маленькие, красные, мягкие, твердые)
- Не может упрощенно назвать предмет, который хочет («гав-гав» для игрушки-собачки, «би-би» для машинки)
- Не начинает копировать в игре действия с предметами, которые видит в жизни (например, не взаимодействует мягкими игрушками друг с другом)
1 год и 7–9 месяцев
- Не выражает интерес к сказками с простым сюжетом и картинками, не выказывает понимание рассказа
- Не начинает сопровождать свои действия и желания отдельными словами или короткими словосочетаниями («би-би вжууу», «мама дай»)
- Не пробует копировать строения из сказок, мультиков (не пытается строить домики, башенки, мосты)
До 2 лет
- Не понимает без картинки простых рассказов о тех ситуациях, которые ему уже известны (например, вы не можете пересказать ему легкую сказку без книги с рисунками)
- Не начинает запоминать и применять местоимения (я, ты, мы) и прилагательные (красивый, быстрый)
- В играх не прослеживается логика и последовательность между действиями
До 2,5 лет
- Использует не больше 20 слов
- Все еще не составляет слова во фразы из 2-3 и более слов
- Все еще не понимает, как называются части тела и предметы
- Не может по просьбе родителя показать предмет с нужной характеристикой (цвет, твердость\мягкость)
До 3 лет
- Не понимает вопросы «Почему?» и «Когда?», не спрашивает сам
- Не может четко назвать несколько цветов
- Не начинает использовать сложноподчиненные предложения (например, «Я уберу игрушки, если дадите мне конфету»)
3–4 года
- Все еще не понимает простых рассказов без картинок
- Все еще не может сам составлять предложения (в том числе сложноподчиненные)
- Говорит, но слишком быстро и торопливо, проглатывает слова
- Говорит, но слишком медленно, растягивая все слова
- Если к нему обращается взрослый, ребенок может дословно повторить его речь вместо ответа на вопрос и попытки коммуникации
Дополнительные признаки
Помимо вышеуказанных симптомов, у ребенка могут проявляться дополнительные поведенческие признаки ЗПРР.
Нарушения коммуникации. Ребенок не хочет смотреть другим людям в глаза, ведет себя тихо и замкнуто, избегает игр и какого-либо взаимодействия с другими детьми или взрослыми. А если контакт происходит, ребенок ведет себя очень скованно, тревожно.
Стереотипное поведение. Ребенок подолгу повторяет однотипные действия: раскачивается или кружится на месте, ходит кругами, расставляет игрушки в ряд, вертит в руках одну и ту же вещь. А если обстановка в доме меняется (например, кто-то переложил предмет с привычного места), малыш выказывает недовольство.
Странные игры. Ребенок словно не понимает, как нужно использовать те или иные игрушки, и применяет их не по назначению: играет в «самолетик» с куклами, подкидывает машинки и т. д.
Эти симптомы могут быть ранними признаками аутизма или РАС (расстройств аутистического спектра).
Что делать, если у ребенка признаки задержки развития?
Важно как можно быстрее обратиться к детскому психиатру. Доктор выяснит причину нарушения, поможет ее устранить и восстановит здоровое развитие психоречевых функций у ребенка.
Прежде всего, психиатр назначит диагностику для определения причин нарушения. Обычно в ней участвует сразу несколько специалистов в смежных сферах.
Невролог и психиатр. Обследуют ребенка на предмет неврологических и психических заболеваний, вызывающих ЗПРР. Что может входить в диагностику:
- психодиагностические тесты для оценки эмоционально-волевой сферы и когнитивных функций мозга;
- общий и биохимический анализы крови, в т. ч. проверка уровня гормонов;
- электроэнцефалография (ЭЭГ);
- эхоэнцефалография (эхоЭГ);
- магнитно-резонансная томография мозга (МРТ)
- ультразвуковая допплерография сосудов головы (УЗДГ).
Лор проверяет состояние слухового аппарата — есть вероятность, что нарушения речи у ребенка могут быть связаны с тем, что он ее не слышит от окружающих.
Логопед обследует речевой аппарат — проблема может быть и в нем.
Основа лечения ЗПРР — устранить первопричину нарушений. А для коррекции нарушений применяется комбинированная терапия.
- Медикаменты. Ребенку могут назначить ноотропы — препараты для улучшения работы когнитивных функций мозга.
- Коррекционные занятия. Совместно с психологом, дефектологом и логопедом ребенок развивает свою речь, мышление, концентрацию внимания, память, самоконтроль, эмоционально-волевую сферу и навыки социального общения.
- Психотерапия. Занятия с психотерапевтом особенно важны, если причиной нарушения у ребенка стала психологическая травма или педагогические ошибки со стороны родителей.
А вы сталкивались с признаками ЗПРР у ребенка? Поделитесь своим опытом в комментариях!
Друзья! Если вы чувствуете, что ребенку нужна помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у него наличие ЗПРР или психиатрического расстройства — обращайтесь в наш центр.
Мы предоставляем полный спектр услуг:
- Консультации детских психологов, психотерапевтов и психиатров — в клинике и на дому;
- Медикаментозная терапия;
- Детская и семейная психотерапия;
- Создание индивидуального плана поддержки и безопасной среды под потребности ребенка;
Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.
И будьте здоровы!