В Евросоюзе ряд стран выразили протест против планов некоторых чиновников Евросоюза ужесточить санкции в отношении России. В Брюсселе ранее предложили заставить европейские компании-экспортёры «стучать» на покупателей своих товаров в других странах, если эти импортёры перепродают товары в Россию.
Но страны, выступившие против, заявили, что видят в этом нарушение законов о свободной рыночной торговле, а также не согласны с тем, что компании-экспортёры в Европе должны скидываться в некий новый фонд, средства из которого европейские юридические лица смогут вернуть себе, если они будут соблюдать новые требования.
В Брюсселе предлагают, что если европейский экспортёр будет нарушать новые ограничения, то его средства в фонде будут использованы в качестве своеобразного «штрафа» и будут направлены на Украину.
Стоит заметить, что и в Брюсселе не все в восторге от предлагаемых мер. Дело в том, что эти меры «спускают сверху» из США, где недовольны тем, что европейский бизнес продолжает зарабатывать на поставках в Россию товаров, хоть и окольными путями. В ответ Вашингтону некоторые чиновники Евросоюза позволили достаточно резкие высказывания, посоветовав не совать нос в этот вопрос, что показывает серьёзный раскол в настроениях в Брюсселе.
Что же происходит? Конечно, производителям товаров в Европе не хочется терять прибыль и уступать своё место китайским конкурентам. Так, за последний 21 месяц Германия нарастила экспорт автомобилей и автозапчастей в Кыргызстан на 5500%, что связано в значительной мере с дальнейшими поставками данных товаров в Россию. В Германии видят, что и это «окно» возможностей будет закрываться, причём по причине того, что Россия намерена нарастить производство таких товаров сама.
Именно поэтому Минпромторг РФ, например, повысил величину утилизационного сбора на ввозимые из-за границу автомобили.
Китайским производителям автомобилей не удастся заваливать российский рынок так же, как они это делали в 2022 году и в первой половине 2023 года. Уже сейчас наблюдается выход на плато по этим поставкам, доля таких автомобилей в регистрациях новых авто будет всё больше сползать к 50%, уходя ниже этого значения.
Если сформулировать главное раздражение, которое сейчас высказывают чиновники Евросоюза, и не только в ЕС: «Россия показала всему миру, что она лишь на время вводила параллельный импорт многих иностранных товаров, а сейчас она просто смеётся над нами, говоря по сути следующее: Вы вводите санкции? Запрещаете покупать ваши товары? Мы научимся делать всё, что захотим, сами».
Конечно, многое из импортозамещения в России сейчас заключается в том, что берутся импортные товары, тщательно разбираются на части, проводятся тесты по производству уже локализованных товаров, а потом их запускают в серию и в конвейерное производство. Меньшую долю активности в импортозамещении составляет создание каких-то образцов товаров, которые обходят конкурентов в мире. Но эта доля будет, безусловно, расти. Главное, что локализация импортных товаров проходит успешно, а это значит, что Россию невозможно в принципе уязвить какими-то ограничениями в импорте.
Ну, а раз невозможно уязвить, то в Европе хотели бы, пока есть хоть какая-то возможность, продолжить зарабатывать на поставках в Россию через другие страны. Тем более, экономики Германии и Франции, две крупнейшие в Евросоюзе, уверенно погружаются в рецессию.