«Дворец» Романа Полански (а ему, на минуточку, 90 лет!) — развеселый капустник, шоу со звездами, а ещё и зрелище, крепко сделанное и несущее коренные для великого режиссёра смыслы. В общем, как и в случае с новым фильмом Вуди Аллена, я опасался… Сами понимаете, чего. Увидеть жалкие развалины былого величия, оправданные только возрастом и былыми заслугами. Слава Богу, всем бы молодым такие «развалины», и в том, и в другом случае! Но у Полански постановка куда масштабнее.
Итак, на встречу 2000 года в высокогорный швейцарский отель съезжаются престранные личности. Элита! Бывшая рок-звезда (играет, и отлично, Микки Рурк), бывшая порно-звезда мужского пола, молодые русские бандиты с чемоданами денег (тут хорош Александр Петров), пластический хирург, его жена с болезнью Альцгеймера и его же престарелые фанатки-пациенты, деревенские «чудики» из чешской провинции, престарелый миллиардер с юной бодипозитивной женой (его играет звезда шоу Монти-Пайтон Джон Клиз…). Похотливая престарелая маркиза с карикатурной собачкой (сама Фанни Ардан!). И много кто еще. Все это с карнавальную ночь конца века клубится, сверкает и несется колесом — но директор отеля (прекрасная роль Оливера Мазуччи) умудряется со всем справляться. Немудрено вроде, весело, динамично — и со смыслами.
Прежде всего, в своём, возможно, последнем фильме (Полански заявлял об уходе из кино) автор «Ребенка Розмари» и «Жильца», «Китайского квартала» и «Пианиста» (Какие фильмы! А сколько не названо!) верен решительно антибуржуазному пафосу. Бунтарем он пришёл в кино, бунтарем и уходит. Взять хотя бы последний кадр, когда панорама Дворца после оргии заканчивается издевательской сценой совокупления… (Не скажу кого с кем, но, поверьте, вы такого ещё не видели!). И вообще, все эти мало приятные, по сути, персонажи, от обладателей old money до нуворишей — все они представители того мира, который кроме насмешки ничего не заслуживает. Но здесь это насмешка, скорее, добрая и ностальгическая.
Полански жил в этом мире гламура и абсурда, был его частью, и этот мир, несомненно, уже исчез. Как раз 2000 год — важнейшая точка невозврата. Такой локальный апокалипсис. Мир точно стал с тех пор менее ярким. Да и просто — другим. Сюда же отнесем и знаменитое ТВ-выступление Ельцина, показанное в фильме, — конец эпохи (говорят, там был ещё и Путин, тоже по ТВ, но в нашем прокате вырезали, от греха подальше)! Верность прошедшей эпохе, очевидно, и вызвала неприязнь западных критиков. Как, мол, Полански не видит и не уважает тенденций, как смеет он оскорблять феминисток, меньшинства и прочее! Даже русские у него прикольные, что вообще большой грех. Вообще, чего это снимает по старинке!
Тут ровно тот случай, когда вкусы наши с европейскими расходятся кардинально, ведь мы и сами, как Полански, не прочь добродушно посмеяться над буржуазными фриками и новыми русскими в частности. Да и просто смешно. Поэтому «Дворец» вполне может войти в наш новогодний канон, а это многого стоит!
Мой рейтинг: 8/10
Авторы: Айдар Хусаинов, Михаил ГУНДАРИН
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!