Внедрение ИТ-решений в отрасли, отвечающей за перевозку 80% грузов, позволяют снизить проблемы дефицита кадров, нанимать на работу только профессионалов, отслеживать здоровье и трудоспособность водителя в режиме реального времени и, в итоге, снизить смертность в ДТП. Каким видится будущее этого сегмента и стоит ли рассчитывать на беспилотники?
Несмотря на то, что во многих сегментах грузоперевозок в России автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодорожному, он с большим отрывом занимает лидирующее положение по такому показателю, как вес перевезенных грузов: по данным статистики, на его долю приходится 79% объема перевозок. Для сравнения: на долю железнодорожного транспорта приходится 10,6% от веса перевозимых объектов, на трубопроводный – 8%, а оставшуюся незначительную долю – чуть меньше 2,5% – делят между собой авиационные, морские и речные перевозчики.
Несмотря на такую явную доминанту в сегменте грузоперевозок, проблем в отрасли по-прежнему хватает. И, по версии экспертов биржи грузоперевозок ATI.SU, одной из самых острых и актуальных остается сильнейший кадровый голод, который со временем только усиливается.
Кадры рулят
По данным, приведенным в ходе конференции «Цифровизация транспорта ‘2023», дефицит водителей грузовиков, и в особенности большегрузов, – проблема общемировая: средний показатель составляет порядка 17%. В России же эта проблема еще более актуальна: за последние несколько лет дефицит шоферов, управляющих грузовыми автомашинами разных категорий, вырос до 26%, что существенно превысило средние показатели по миру. По данным на 2021 год, в российских компаниях число незаполненных вакансий водителей грузовиков достигало 800 тыс.
Профессия дальнобойщика в России непрестижна, работа тяжела и сложна, связана с постоянным риском, а ответственность, возложенная на водителя, высока. Именно по этой причине и притока новых кадров в транспортных компаниях практически нет. Как отмечают эксперты, средний возраст водителей грузовиков - от 40 лет и выше.
Из-за этого, по данным официального сайта ATI.SU на октябрь 2023 года, в отечественных автопарках без дела простаивает около 10% всех имеющихся грузовиков.
Как в сложившейся ситуации выйти из замкнутого круга? Ведь быстро ликвидировать такой серьезный дефицит водителей и насытить специалистами рынок труда не удастся. К тому же, по данным экспертов, зарплатные требования соискателей в этой сфере выросли за последние два года на 30–40%.
По сведениям биржи ATI.SU, многие перевозчики, в качестве временной меры, уже готовы привлекать водителей из стран Средней Азии, отменив для них региональный патент.
В таких и жестких условиях транспортные компании просто вынуждены придерживаться максимально лояльной кадровой политики. На свободные вакансии зачастую нанимаются работники, чья квалификация явно недостаточна для того, чтобы водить грузовики и фуры, и даже тех, чьи личностные данные несовместимы с этой профессией. Например, его манера вождения отличается неаккуратностью и даже опасна, но он не видит ничего страшного в нарушении ПДД и неоднократно попадает в ДТП по своей вине, агрессивно проявляет себя в социуме. Случается, что в анамнезе имеются психические заболевания, водитель находится под следствием и т. д.
Построить в таких экстремально жестких условиях наиболее здоровую кадровую стратегию HR-службам транспортных компаний помогают различные ИТ- продукты и решения для подбора и проверки и водителей для грузового транспорта.
Сведения о водителе, собранные из доступных источников, а также данные о его манере вождения, о поведении на дороге, в конфликтных ситуациях и ДТП, полученные из различных ИТ-устройств (камер видеонаблюдения, GPS-трекеров, различных систем мониторинга и т.д.), анализируются с помощью технологий ИИ, и на их основе составляется наиболее полный профиль водителя в цифровом виде.
Наличие подробного цифрового профиля позволяет транспортной компании значительно упростить и ускорить процесс найма водителя, сделав его максимально прозрачным, оценить реальный уровень и качество работы и профпригодность в целом, избавить их ненужных стажировок и различных тестов офлайн, и отсеять неподходящих для такой работы соискателей еще на этапе найма.
К примеру, ИТ-сервис проверки и подбора водителей для грузового транспорта «ProDrive.ID», представленный в рамках конференции «Цифровизация транспорта ‘2023», собирает все данные о водителе для составления его...