Приветствую!
У любителей фантастики может сложиться впечатление, что самые престижные премии в этом жанре литературы всегда получают и без того знаменитые авторы, многие из которых давно уже перешли в разряд классиков. Однако это не всегда так. Тот же Джордж Мартин, к примеру, получил свой первый «Хьюго» за повесть «Песнь о Лии» еще когда работал учителем в колледже и лишь начинал прикидывать, с какой стороны подступиться к карьере профессионального писателя.
Но потом-то он стал, возразят мне. Не думаю, что участники конвента 1975 года, проголосовавшие за повесть Мартина, сумели заглянуть в будущее минимум на десять лет, но ладно, допустим, аргумент принимается. Но все же премии получали и совсем не «раскрученные» авторы - Рафаэль Лафферти, Барри Лонгиер, Вонда Макинтайр, Джеймс Типтри младший. Некоторые из них впоследствии стали знаменитыми, некоторые постепенно ушли в прошлое, а кто-то оказался даже вымышленным персонажем (кто знает, тот улыбнется).
Один из таких писателей — Спайдер Робинсон. Нельзя сказать, что его писательская карьера не сложилась, но и в разряд великих классиков жанра он в итоге не не попал, но тем не менее, его повесть «Звёздный танец», получившая «Хьюго» в 1977 году и номинировавшаяся на две другие премии «большой тройки» - «Небьюлу» и «Локус», лично я считаю одной из жемчужин научной фантастики тех лет.
Прежде всего, было приятно и интересно читать произведение-лауреата, в котором главные герои — не военные, не выживальщики в антиутопии, не какие-нибудь экстремальные косморазведчики и даже не яйцеголовые ученые, а творческие люди. Название «Звёздный танец» - не метафора, оно буквально передает суть рассказа. Главные герои так или иначе связаны с миром танца, и это очень неожиданная, романтичная и приятная точка зрения на будущее.
Да, в повести присутствуют некоторые моменты, заметно устаревшие с научной и технической точки зрения. И невесомость в итоге оказалась не такой уже убийственной для человеческого организма, при условии соблюдения определенных правил поведения, конечно, и, как и многие авторы тех лет, Робинсон почему-то не предвидел появление методов записи информации, более удобных чем магнитная пленка (хотя, возможно, он просто об этом не слишком задумывался, поскольку это лишь мелкий нюанс).
Но главное — это прекрасная история о любви, о целеустремленности, о преданности своему призванию и о том, что гениальность и признание гениальности иногда, к сожалению, дается ценой огромных жертв.
Не исключаю, что лиричность произведения связана с тем, что Спайдер Робинсон написал его в соавторстве со своей женой, Джинн Робинсон. Не могу судить, поскольку другие его произведения не читал, и сравнивать не с чем (теперь планирую ознакомиться). Кстати, изначально его звали Пол, но потом он взял в качестве псевдонима прозвище известного блюзового музыканта, а потом и официально принял это имя.
Впоследствии повесть была расширена до размеров романа. К ней была добавлена еще одна часть, «Звёздные танцоры», и в целом книга получилась, в общем-то, не плохой, но все-таки именно первая повесть получила «Хьюго», и это очень хорошо заметно.
Ну вот, как говорится, что хотел — рассказал. И, пожалуй, пойду-ка я читать «Песнь о Лии», почему бы не рассказать еще раз и о том, какого Джорджа Мартина мы потеряли? Так что оставайтесь на канале — будет интересно!