1. Избегающее поведение - дети с тревожностью могут не ходить в школу, отказываться от участия в социальных ситуациях, таких как вечеринки с ночевкой или дни рождения, или с трудом отделяться от воспитателей. Они стараются избегать всего, что ассоциируется у них с чувством страха или тревоги. Избегание - это способ для тревожных детей почувствовать себя более контролируемыми, не позволяя себе попасть в ситуации, которые кажутся им угрожающими.
Маленькие дети могут чрезмерно цепляться за родителей или воспитателей, плакать или сопротивляться, когда приходит время идти в школу или на другие занятия. Дети постарше и подростки могут притворяться больными, чтобы выкрутиться из ситуации, пропустить школу или избежать социальных планов. Постоянное избегание может существенно повлиять на развитие ребенка, его обучение и дружеские отношения, если не принять меры. Родителям важно мягко поощрять тревожных детей к тому, чтобы они встречали страхи с поддержкой.
2. Беспокойство - Дети с тревожностью часто проводят большую часть дня, беспокоясь о возможных угрозах или плохих событиях. Обычно они беспокоятся о своем здоровье, безопасности, учебе, стихийных бедствиях или социальных суждениях. Они могут быть чрезмерно озабочены тестами, оценками, спортивными достижениями или тем, что о них думают другие дети. Чрезмерное беспокойство является ключевым диагностическим признаком генерализованного тревожного расстройства как у детей, так и у взрослых.
У тревожных детей беспокойство возникает автоматически, без сознательного контроля, и его трудно остановить. Они могут жаловаться на боли в животе или головные боли, вызванные чрезмерным беспокойством. Беспокойство также влияет на концентрацию внимания в школе, поскольку тревожные мысли отвлекают. Обучение методам релаксации может помочь детям справиться с беспокойством, перенаправляя внимание, когда мысли выходят из-под контроля. Родители также могут помочь переформулировать катастрофические переживания в более реалистичные сценарии.
3. Физические симптомы - между разумом и телом существует тесная связь, поэтому тревога у детей часто проявляется в виде физических симптомов, таких как боли в животе, головные боли, мышечное напряжение, проблемы со сном, усталость, изменение аппетита или тошнота. Эти соматические симптомы усиливают тревогу, заставляя детей чувствовать себя неконтролируемыми по отношению к собственному телу. Физически тревожные дети считают, что с ними действительно что-то должно быть не так, чтобы вызывать боль и дискомфорт.
Родителям следует проконсультироваться с педиатром, чтобы определить, могут ли симптомы быть связаны с тревогой или другой медицинской проблемой. Если в основе тревоги лежит беспокойство, то навыки релаксации и рефрейминг тревожных мыслей часто помогают облегчить симптомы. Глубокое дыхание, прогрессивная мышечная релаксация, йога или медитация позволяют телу снять напряжение, накопившееся из-за постоянных переживаний. Поддержание открытого общения помогает детям почувствовать, что их слышат и понимают во время физически трудных периодов.
4. Трудности с концентрацией внимания - мозг, испытывающий тревогу, постоянно сканирует мозг в поисках угроз и опасностей. Детям трудно уделять внимание на уроках, выполнять многоступенчатые инструкции или выполнять задания, когда тревога влияет на концентрацию внимания. Они могут испытывать трудности при подготовке к тестам, запоминании заданий или усвоении новых понятий из-за навязчивого беспокойства. Плохое внимание затрудняет процесс обучения, а преподаватели - правильную оценку способностей ребенка.
Тревожные мысли борются за пространство мозга, необходимое для концентрации внимания. Использование игрушек-фиджетов или организаторской деятельности может помочь некоторым чрезмерно сосредоточенным детям перенаправить энергию. Дыхательные упражнения или мышечная релаксация перед тестами могут достаточно успокоить нервы, чтобы сосредоточиться. Учителя должны быть терпеливы и могут предложить альтернативные задания, дополнительное время или разрешить детям, испытывающим стресс, покидать класс на короткие перерывы. Техники управления тревогой могут научить мозг ребенка не отвлекаться на посторонние мысли.
5. Цепляемость или зависимое поведение - маленькие тревожные дети могут чрезмерно цепляться за родителей или воспитателей и с трудом отделяться от них, чтобы начать каждый день. Они боятся оставаться одни и постоянно беспокоятся о безопасности близкого человека в разлуке с ним. По мере взросления детей этот тип тревожности часто проявляется не столько внешне, сколько внутренне. Однако в той или иной степени зависимое поведение часто сохраняется, например, неспособность решать проблемы и просьбы о постоянном заверении.
Тревожные дети ищут утешения в физической близости и одобрении, чтобы чувствовать себя в безопасности. Дело не в том, что они не хотят самостоятельно исследовать окружающий мир, просто их мозг настроен на более сильное восприятие угроз. Тревога разлуки и зависимость являются нормальным развитием для малышей. Но если такое поведение продолжается или усугубляется в дошкольном и младшем школьном возрасте, это может свидетельствовать о чрезмерной тревожности, связанной с привязанностью. Баланс между мягким поощрением самостоятельности и дополнительными заверениями способствует росту самостоятельности тревожного ребенка.
6. Изменения настроения или раздражительность - Постоянное беспокойство и напряжение наносят психологический и эмоциональный ущерб. Тревожные дети чаще, чем сверстники, испытывают изменения настроения, такие как раздражительность, грусть или гнев. Их исходное настроение может казаться неустойчивым или негативным. Внутренние переживания и дискомфорт повышают чувствительность к воспринимаемым угрозам, что приводит к расстройству, плачу или срыву из-за мелких неприятностей. Постоянное пребывание в напряжении также истощает ресурсы организма.
Хотя у всех детей бывают подъемы и спады, чрезмерные перепады настроения свидетельствуют о дисбалансе тревожности. Раздражительность затрудняет социальное взаимодействие, мешает прислушиваться к мнению родителей. Однако тревожные чувства лежат в основе настроения, а не намеренного поведения. Навыки регуляции эмоций, распознавания триггеров и релаксации помогают детям справиться с тревогой без нездоровых всплесков настроения. Не осуждающие родители нормализуют тревогу как эмоцию, требующую выражения, и при этом направляют соответствующее поведение.
7. Проблемы со сном - Тревожная активность мозга у тревожных детей не выключается на время сна. Проблемы со сном, начиная от трудностей с засыпанием и заканчивая частыми пробуждениями, усугубляют тревогу, так как отдых крайне важен для преодоления стресса. Переутомленные дети хуже справляются с саморегуляцией эмоций и поведения. Бессонница или ночные кошмары усиливают ощущение невидимой угрозы. Со временем нарушение циркадных ритмов превращается в закономерность, поскольку мозг начинает предвосхищать тревогу перед сном.
Последовательный режим отхода ко сну, сокращение экранного времени задолго до сна, успокаивающие занятия, такие как чтение или релаксация, создание комфортных условий для сна и соблюдение гигиены сна способствуют здоровому сну детей с тревожностью. В устойчивых случаях когнитивно-поведенческая терапия направлена на изменение моделей мышления, чтобы уменьшить ассоциацию сна со страхом. При тяжелой или хронической бессоннице временное облегчение может дать медикаментозное лечение под наблюдением врача в рамках плана лечения.
8. Вспышки или срывы - когда тревога превышает допустимые пределы и не находит выхода, дети могут внезапно разразиться слезами, криками, ударами или крайне эмоциональными реакциями, на первый взгляд не соответствующими провоцирующим факторам. Перевозбужденные стрессовые системы впадают в реакцию "срыва", поскольку самоконтроль нарушается во время эмоционального наводнения. Тревожное поведение, например, беспокойство, часто предшествует срыву.
В то время как родители стремятся устранить источник расстройства, при срывах требуется сдерживание до тех пор, пока не утихнет эмоциональная дерегуляция. Предоставление пространства без наказания позволяет успокоить себя. Позже поощряйте называть внутренние переживания, используя утверждения типа "я чувствую", чтобы вернуть уверенность и научиться продуктивному общению. Моделируйте навыки регуляции до тех пор, пока дети не выработают свои собственные способности. Последовательный распорядок дня и предупреждающие знаки помогают снизить количество инцидентов. Некоторым жизнестойким детям может потребоваться лишь кратковременное успокоение, после чего они вновь сосредоточатся на деятельности.
9. Социальная тревога - Взаимодействие и выступление перед сверстниками вызывает у многих детей легкую тревогу. Однако у тех, кто страдает более тяжелой формой социальной фобии, отношения со сверстниками сильно страдают из-за сильного страха и избегания социальных ситуаций/выступлений. Они постоянно беспокоятся о том, что их могут осудить или опозорить в присутствии других людей. Покраснение, дрожь и приступы паники мешают социальному развитию, соответствующему возрасту.
Занятия, направленные на отработку навыков общения, публичных выступлений или выступлений при поддержке родителей, постепенно укрепляют уверенность в себе. Ролевые игры позволяют детям попробовать себя в роли неуверенного человека. Обучение их нереалистичному восприятию сверстников вместо катастрофического мышления подготавливает их к социальным контактам. Большинство детей преодолевают этот вид страха путем воздействия с терпением и сочувствием. Медикаментозное лечение в сочетании с терапией показывает эффективность при сильной социальной тревоге, не поддающейся другим методам.
10. Чрезмерная потребность в заверениях. Чувство безопасности и защищенности зависит от доверия к заверениям взрослых. Тревожные дети, однако, застревают в постоянном поиске подтверждений, даже когда им неоднократно говорят не беспокоиться. Они постоянно сомневаются в своих способностях и боятся разочарований настолько, что поиск одобрения становится автоматическим, обусловленным иррациональной верой в неудачу, несмотря на компетентность. Неопределенность невыносимо мучает, но заверения окружающих не облегчают состояние надолго.
Обучение ловушкам тревожного мышления на примерах из детских книг или сценариев ролевых игр делает его конкретным. Вместо бесконечных заверений, способствующих избеганию, отражайте то, что они уже знают о своих собственных навыках, поощряя при этом раздвигать границы, каждый раз немного расширяя их при поддержке. Самоуверенность - это более здоровая цель, достигаемая с помощью позитивного самообмана, празднования маленьких побед и принятия несовершенства. Последовательность создает безопасность, позволяя постепенно снижать зависимость.
Постоянная тревога оказывает значительное влияние на развитие ребенка, если ее не лечить. Распознавание общих признаков дает возможность родителям, учителям и медицинским работникам оказать поддержку тревожным детям до того, как тревога выйдет из-под контроля. Когда тревога нарушает повседневную жизнедеятельность, клиническая помощь в виде терапии, а иногда и медикаментозного лечения в сочетании со стратегиями преодоления жизненных трудностей помогает справиться с симптомами. Благодаря терпению и состраданию тревожные дети могут научиться навыкам регуляции, чтобы смелее противостоять трудностям и жить полноценной жизнью, несмотря на страхи. Раннее вмешательство оптимизирует результаты.