Найти тему
Нижегородская правда

«Давайте пошалим как Карлсон?» Зачем современным детям школьные театры

Оглавление
   Спектакли образцовой театральной студии «Кораблик детства» нижегородской школы № 22 часто становятся победителями на различных фестивалях Алина Малинина
Спектакли образцовой театральной студии «Кораблик детства» нижегородской школы № 22 часто становятся победителями на различных фестивалях Алина Малинина

Дети-актёры, режиссёры, суфлёры — в Нижегородской области растёт количество школьных театров. Играя на сцене, школьники учатся лучше понимать и выражать себя, тренируют речь, память, внимание, становятся увереннее в себе. Система школьных театров и детских театральных конкурсов развивается в стране по поручению президента России Владимира Путина. Она вошла в федеральный проект «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование». К концу 2024 года в каждой школе страны должен появиться свой театр. Мы узнали, как с этим обстоят дела в школах региона.

С дебютом

Актёрское мастерство развивает личность ребёнка эффективнее, чем множество других педагогических методик. Руководитель театральной студии «Дебют» на базе Павловской школы № 9 с углублённым изучением отдельных предметов Наталья Михайловна Федотова видит, как меняются дети в результате регулярных репетиций, после сыгранного спектакля и особенно после побед на конкурсах и фестивалях. Студия действует с 2016 года, а год назад здесь взялись за серьёзную работу.

«Мы не ставим задачу сделать из ребят профессиональных актёров, главное – научить их ответственности, работать в команде, проявлять инициативу. Ведь театральное искусство – это коллективное творчество, – говорит Наталья Михайловна. – Я учитель музыки, и мне особенно интересны музыкальные спектакли, но ставим самых разных жанров. В Год театра поставили сказку «Семеро козлят», в которой были задействованы и родители: одна из мам играла Козу, а папа – Волка. Сейчас готовим сказку «Двенадцать месяцев», а ещё мюзикл «Муха-цокотуха», в котором задействованы дети с 1‑го по 11‑й классы. У нас две группы по 15 человек, которые записались через Навигатор дополнительного образования, но ребят пришло гораздо больше».

В прошлом году театральная студия «Дебют» стала победителем областного смотра-конкурса репертуара школьных театров, в котором принял участие 101 школьный театр. Победители и призёры получили путёвки на театральную смену в детском центре «Лазурный».

Школьные театры действуют уже в 88% школ региона.

Артисты и костюмеры

В Нижегородской области разработана дорожная карта по созданию и развитию школьных театров. Региональным координатором проекта «Школьные театры» выступает государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Нижегородский центр развития воспитания детей и молодёжи «Сфера». По данным центра, в 2022 и 2023 годах в рамках нацпроекта оснащён 41 театральный коллектив в школах.

Среди молодых творческих объединений – театр «Отражение» на базе Ардатовской школы № 2. Он открылся 1 сентября 2022 года в рамках «Школы полного дня». Сейчас в театральной студии занимаются 23 ученика средних и старших классов. Кроме ребят-артистов в коллективе есть дети-режиссёры, видеомонтажёры, костюмеры, есть суфлёр – дело нашлось для всех.

«Программа занятий рассчитана на год, – говорит руководитель театра «Отражение», учитель русского языка и литературы Ирина Михайловна Кочнева. – Сначала провели онлайн-экскурсию по Малому театру, познакомились с основными терминами и понятиями театрального искусства. Репетиции проходят два раза в неделю. Подготовили выступление в форме «Ералаша» ко Дню учителя, недавно показали постановку ко Дню матери».

А ещё в этом учебном году в школе начала действовать студия «Мир театра» для ребят 2–3‑х классов. Оборудование для неё было закуплено в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование».

Ещё новости по теме

Модульный ФАП начал прием пациентов в пос. Большеорловское Борского округа

В поликлинике городской больницы № 30 Нижнего Новгорода появился цифровой рентгенодиагностический комплекс

Более 50 мероприятий проведут для нижегородцев старшего возраста в Центре долголетия в декабре

Не боятся ошибаться

Если во многих школах только ещё идёт становление театральной деятельности, то образцовая театральная студия «Кораблик детства» на базе нижегородской школы № 22 действует с 2011 года. Здесь созданы все условия для творчества: актовый зал с амфитеатром, три костюмерные, зал хореографии с тёплым полом.

В студии занимаются 65 ребят начиная со 2‑го класса. Сейчас у них в работе восемь спектаклей – с костюмами, декорациями, как у настоящего профессионального театра. Руководитель студии Светлана Анатольевна Чиркунова является одним из наставников для молодых школьных театральных коллективов в рамках областной программы «Театральная сфера».

«Моя главная задача – не просто развивать ребёнка, его творческие способности, а вырастить высоконравственную духовную личность, – считает она. – Огромное внимание уделяем репертуару – я никогда не буду выбирать сложный материал не по возрасту, не ставлю сцен насилия. Я и сама пишу пьесы для нашего театра, у меня их уже пять. Для меня важно, чтобы ребёнок понял, что он имеет право на ошибку, не боялся ошибаться. У нас большая команда – есть свой пресс-центр, выпускаем газету, где рассказывается про наши достижения. А ещё дружим с Нижегородской епархией, выступаем с благословения батюшки».

Театральная студия «Кораблик детства» регулярно выезжает на гастроли, причём не только по городу и Нижегородской области, но и по всей России и даже за границу. У студии более 140 дипломов, в том числе 15 международных. В мае этого года ребята взяли Гран-при III Всероссийского конкурса-фестиваля «PRO-странство» «На высоте».

«Меня часто спрашивают: «Как вы добиваетесь, что ваши дети такие раскрепощённые?», – продолжает Светлана Анатольевна. – Секрет прост: надо любить детей, не выгорать, не кричать на них. Я иногда говорю им: давайте пошалим, как Карлсон? У них глаза загораются. А ещё режиссёр должен быть пластичным, динамичным, с поставленной речью, он должен давать уроки актёрского мастерства, учить работать с этюдом и всему тому, без чего нет театра. Замечательно, что вышел такой указ президента о создании театров и что он выполняется. Конечно, для театра надо создавать условия и материальную базу. Например, в нашем новом спектакле 18 сложных костюмов, 15 шляп. Театр немыслим без декораций, света, волшебства. Но начинать надо!»