Найти тему
Юридический канал

Что мы читали в советские времена и не только (часть 2)

Оглавление
Источник фото: https://www.perfectstock.ru/photo/14687/1b4e2b08b72004961ff48842fce0a496-l
Источник фото: https://www.perfectstock.ru/photo/14687/1b4e2b08b72004961ff48842fce0a496-l

Источник фото: Подробнее ➤

В первой части статьи речь шла о сказках и о французских писателях, о школьной программе. В конце темы я упоминала о поэтах серебряного века и о том, что лично мне данная тема была близка. А еще мне всегда везло на экзаменах по литературе и русском языку, потому что среди тем, из которых можно было выбирать, всегда была о поэтах серебряного века.

А что же изучают сейчас на уроках литературы в школе и в ВУЗах? И что лично меня впечатлило вне рамок обязательной программы?

И ты, Гарри?!

Если мне в свое время приходилось изучать тяжелого А.Солженицына и сложного Б.Пастернака, то каково же было мое удивление много позже, когда в году примерно в 2014 я узнала о том, что, например, в нашем СПбГУ на философском факультете студенты начальных курсов изучают... Гарри Поттера. Всерьез разбирают полеты на метле и волшебные шахматы... и пишут по этому произведению курсовые!

Еще позже выяснилось, что один местный депутат предложил ввести изучение этого произведения даже в школах со второго класса. И его инициативу поддержали.

Нет, я не против конкретно этой книги и Дж.Роулинг в частности или Властелина колец (Д.Толкиен хорош), но изучать это в качестве обязательной программы по философии? Я не понимаю, разве нет других, более достойных для повышения образовательного уровня произведений? Эта литература создана для отдыха, зачем ее превращать в обязательный предмет?

С другой стороны, те же А.Солженицын или Б.Пастернак... Как молодому поколению в 16 лет понять их произведения? Да ещё написать сочинение. В рамках обязательной программы мне пришлось прочитать "Доктор Живаго". И это ещё не самое сложное произведение. Но! Хоть убейте, я даже отдаленно не помню, что это, о чем это... как будто никогда и не открывала. Зато короткий рассказ "Один день из жизни Ивана Денисовича" запомнился. Но исключительно потому, что сильно мне не понравился.

«Никогда не знаешь, где тебе повезет»

Если снова вернуться к тому, что понравилось, то ещё меня очень впечатлил Макс Фрай (а, точнее, дуэт Светланы Мартынчик и Игоря Степина). Не все, а только серия про Ехо. Я пробовала читать остальное, но мне не понравилось — возможно, потому что жанр уже другой.

А серия про Ехо мне чем то напомнила "Волшебника изумрудного города". Хотя они абсолютно разные. Но напомнило, возможно, тем, что с героями не хочется расставаться. Эту серию тоже хочется читать и читать (и сколько раз уже она перечитана, что помнится наизусть!). И сколько «крылатых выражений» оттуда используется - "это полный конец обеда"!

Все, с кем я когда либо обсуждала это произведение, говорят, что в главном герое узнают себя. Ведь, это совершенно обычный, ничем не примечательный парень, такой же, как мы. До тех пор, пока не попадет в другой мир и новые обстоятельства. И что тут поделаешь? Приходиться приспосабливаться. И тогда, оказывается, что у него масса скрытых талантов, огромный потенциал, который теперь есть, куда применить. Смею заметить, что эта история нравится не только любителям фэнтези.

«Совы не то, чем кажутся»

И, конечно, не могу не остановиться на еще одном любимом мною произведении — "Твин Пикс". Это мистическая история. И, несмотря на то, что сюжет там не детский, мы все (мои друзья и одноклассники, все знакомые без исключения) смотрели его запоем, включая тех, кому было по 14-15 лет. Но тогда не были определены категории 16+ или 18+.

Ощущение нереальности происходящего в этой истории затягивает уже с первых минут. Завораживающая музыка только усиливает этот эффект и погружает зрителя еще сильнее в эту липкую паутину событий (или их отсутствия).

Поговаривали, что режиссер фильма Дэвид Линч не совсем психически здоров. Все его творчество пропитано мистикой, сюрреализмом. И как пишут некоторые авторы:

Работы Линча полностью наполнены тоской, хроническим страхом, веществами, тревогой, карликами на красном бархате, агентами Куперами, зеркалами, а также отталкивающей физиологией, будь то отрезанное ухо, сдираемый с пальца ноготь или стекло, пронзившее мозг. Постмодерн как он есть.

О, да, полностью соглашусь с такими характеристиками. Но разве все это имеет какое то значение? "Твин Пиксу" более 20 лет, а о нем по-прежнему говорят. Сюжет по-прежнему остаётся загадкой и картина не кажется устаревшей - она как будто вне времени.

И даже продолжение сериала, созданное спустя столько лет, не проливает свет на происходящее, не приоткрывает даже немного завесу тайны.

Признаюсь честно, в отличие от того, первого фильма и книги, которые до сих пор смотрятся и читаются так, как будто ты подглядываешь из этого вигвама с красными шторами в другую реальность, продолжение вызвало у меня стойкое отвращение. И хоть, в целом история сохранилась в духе Д.Линча, но как я не старалась, посмотреть целиком последний сезон не смогла.

И пусть бы он оставался недосказанным и загадочным на том самом месте, где закончился тогда, 25 лет назад. Даже несмотря на то, что по сюжету зло невозможно победить. Хотя, возможно, я все же, соберусь с мыслями и сумею досмотреть этот шедевр до полного завершения.

"Истина где-то рядом"?

А помните «Секретные материалы»? Здесь тоже были книги. И они были также хороши, как и сам сериал. В то время, вообще, было модно после фильма издавать книгу. Это были практически сценарии. И не все из них были «читабельны». Чего нельзя сказать о «секретных материалах».

Сначала я скупала все написанные истории. Это были книжки в мягкой обложке маленького размера. Позже, когда дома ими был забит не один шкаф, пришлось бросить эту коллекцию. Зато со мной осталась музыка М.Сноу, которая тоже — чудо, как хороша.

Этот сериал мы смотрели наравне с «Твин Пиксом» и любили его не меньше. Все в сюжете казалось таким настоящим, как будто он был основан на реальных событиях. Нам, действительно, хотелось верить. Тем более, что истории, в какой то мере и были основаны на реальности. Зона 51, правительственный заговор, тунгусский метеорит, проект «Аненербе» и многое другое — все это было на самом деле. Объяснения только не найдены.

В какой момент все пошло не так? И последний сезон стал разочарованием? Внезапно были раскрыты все секреты и сразу же все перестало казаться реальным, стало обычным художественным вымыслом. А чего стоят некоторые серии в духе «Сверхъестественного» с поисками снежного человека и переодеванием в клоунские костюмы или в духе настоящих сказок братьев Гримм с "расчлененкой" и изъятием органов, почти как это:

Меня мачеха убила,
Мой отец меня же съел.
Моя милая сестричка
Мои косточки собрала,
Во платочек их связала
И под деревцем сложила.
Чивик, чивик! Что я за славная птичка!

И что же получается? Все, что сначала считалось законченным и не было рассчитано на продолжение, но позже кто-то пробовал возродить, оказывалось уже не таким интересным, качественным, нравящимся зрителю и читателю. Почему? И нужно ли делать продолжение?

А как вы считаете, что нужно изучать в учебных заведениях? И что вам запомнилось из прочитанного в жизни?

Первоисточник: Автор Злотникова Л.Г.

Что мы читали в советские времена и не только (часть 2)