В связи с недавним громким арестом Аяза Шабутдинова, я вспомнил свой опыт обучения в Бизнес Молодости у Петра Осипова и Михаила Дашкиева. И решил написать эту статью, чтобы поделиться своим впечатлением от подобных тренингов, а также немного приоткрыть дверь во внутреннюю кухню аналогичных тренингов.
Содержание статьи:
- Почему я не жалею, что прошел "обучение"
- Как упаковывали "успешные кейсы". Кухня тренинга изнутри. Был ли обман
- Как Аяза сгубила жадность и глупость?
- Учили бизнесу, но бизнес вести не умели?
- Внес ли Аяз и другие инфобизнесмены вклад в развитие бизнеса в РФ?
- Мнения о "курсах" разнятся
Аяз мог бы и дальше работать на рынке онлайн образования, если бы в свое время он изменил бы подход, но предприниматель из Куеды реально сам себе выстрелил в колено, даже в два. На мой взгляд его погубили даже не столько иски и заведенное на него уголовное дело (которых можно было избежать), сколько нежелание перестраиваться под новые реалии, плюс банальные жадность и глупость человеческая.
Почему я не жалею, что прошел обучение?
Эх, ребят, есть что вспомнить! Хоть “обучением бизнесу” это не назовешь ну никак (там его нет), ни разу не пожалел о том, что пошел туда, ниже объясню почему. Спасибо за это другим участникам, их было 400 человек в Питерском БМ! Я очень тепло вспоминаю то время, у меня о нём только позитивные воспоминания.
Если очень кратко, то благодаря хождению на эти "тренинги" я тупо смог наработать себе клиентскую базу, сам того не понимая. Я шел "учиться", а по факту я просто сильно расширял записную книжку. Там я знакомился с новыми людьми, с которыми по итогу я потом работал, а с некоторыми работаю до сих пор, хотя в первый раз я пошел туда аж в 2016 году. На этом, пожалуй, ценность курса заканчивается. Из "обучения" я толком ничего не вспомню (в плане навыков каких-то), кроме "шоу", которое организаторы умели организовывать на 5+.
Да вот блин, я прямо сейчас делаю заказ. В 2016 (или 2017, точно не помню) я учился в БМ, там познакомился с человеком, работал с ним по одному проекту, он меня еще человеку порекомендовал (до сих пор работаем), а он меня еще порекомендовал. Вот, собственно, как-то так.
Другой вопрос к тем, кто туда реально за "успешным успехом" шел. Таких было меньшинство и их нормально так колбасило. Честно, и я изначально туда пошел из-за того, что купился на красивую картинку, но благо мне люди с опытом из моей 10-ки и 100-ки быстро и доходчиво объяснили, что чудес не бывает. Кроме того, я шел туда по рекомендации и плюс-минус понимал, что меня там ждет.
Круто было то, что обучение было построено таким образом, что по-сути ты учился у людей с которыми был на обучении. Происходил обмен опытом: "старшие" давали знания "младшим", а "младшие" в чем-то помогали "старшим". Многие (в том числе и я) проходили обучение по несколько раз, тупо из-за людей и тусовки.
Как упаковывали “успешные кейсы”. Кухня тренинга изнутри. Был ли обман?
Конечно, бизнесу никто не научит за 2 месяца (столько я учился) - это бред! Тут они, конечно, вводят в заблуждение, и не только тут, но об этом ниже. Не было такого, что человек с улицы с нулем пришел и сразу заработал много денег, ничего подобного. Сами подумайте, без навыков продаж, управления, маркетинга, без ресурсов, вообще без всего!
Как свои "успешные кейсы" они упаковывали, я изнутри видел, там столько нюансов и недоговорок! Они говорят, что "Вот смотрите ребята пришли зарабатывали по 200к, через 2 месяца уже по 500к., все благодаря нашим курсам и вы тоже можете". Цифры беру из головы, если что.
Но есть нюанс, никто в "успешном кейсе" и слова не сказал о том, что у них инвестиций в расширение 3 млн, а может быть и 5 млн, уже бизнес-план прописан, да и сами ребята в бизнесе уже 10 лет, родители с бизнесами, они вообще из семьи предпринимателей! Там скилл ого-го, это предприниматели с опытом, а не "Ребята с улицы".
Ребята из БМ (кто непосредственно с организаторами из Москвы общался) перспективным ребятам могли реально на помощь кучу ресурсов кинуть, чтобы потом был реальный "успешный кейс" у них. Они могли подключить какие-то свои ресурсы. Сами понимаете у Бизнес Молодости и у Аяза реально сильные маркетологи, с этим вообще никак не поспоришь.
В итоге, они ребят реально прокачали в обмен на то, что они будут подтвержденным успешным кейсом, который можно будет рекламировать. Они потом выступали на бесплатных мероприятиях и рассказывали про свой успех, который они получили благодаря курсам.
Или когда человек построил бизнес с "0"за 2 месяца обучения. Тут тоже есть нюанс. Иногда на обучение приходили ребята с опытом для быстрого запуска какого-то нового проекта, на бизнес тусовке делать это было очень удобно, сами понимаете куча народу, обратная связь, можно найти начинающих недорогих исполнителей. Проект новый, и бизнес как бы с "0". НО! Человек с опытом, с ресурсами. И вот вроде бы с "0", а вроде бы и нет.
Описанные случаи не единичные!
Но тут надо сказать, что они, таким образом, наработали себе пул реально опытных и реально лояльных предпринимателей, которые потом чуть ли не безвозмездно помогали другим ребятам, приходившим на курсы, таким как я. Делились с нами своим опытом. То есть, опять повторюсь, ценность Бизнес Молодости как раз заключалась в сообществе, которое они создали! Тоже самое касается и Аяза (вероятно). С этим ну никак не поспоришь, а у меня не повернется язык сказать, что они "продавали совсем воздух", скорее всего они продавали участие в сообществе, а это хоть чего-то да стоит.
Разумеется, в массе своей там были представители малого и микробизнеса. Никого из среднего, а уж тем более из крупного бизнеса я там не видел.
Как Аяза сгубила жадность и глупость?
Многие, кто на такие "тренинги" ходили оставались довольны в итоге. Да и я по рекомендации туда попал. Реально вопрос: с какого фига они с рекламациями не работали-то? Жадность и глупость? Проще было недовольным людям деньги вернуть, а не динамить их и мурыжить, и никто не побежал бы в суд! На сколько я знаю за 3 года, обучение в Лайк центре прошли десятки тысяч человек, а заявление в суд подали 150 человек, что, реально было никак их не отработать?! Вот этого я понять не могу.
Я знаю людей, которые по 300к платили за курс в БМ (МЗС что ли назывался). Так вот, те, кто спокойно по 300к за курс платят, они знают, что они платят за билет в тусовку таких же, кто легко 300к может отдать за этот билет. Большинство шли на “МЗС” уже после “Цеха”, вряд ли недовольный клиент понесет еще 300к!
Та же схема работала и у Аяза. Вообще на сколько я знаю (могу ошибаться, конечно), Аяз сам учился у Петра Осипова с Михаилом Дашкиевым.
Так что вероятнее всего из-за жадности он сам себе в ногу и выстрелил. Если бы у него был отдельный фонд по работе с претензиями и рекламациями, они сейчас не питался бы баландой. Недовольных процентов 20%, из них далеко не все побегут разбираться в суд. А те, кто предъявили претензию, ее можно отработать или вернуть деньги.
В БМ вообще волонтеры были, у Аяза я думаю тоже, они могли бы персонально отрабатывать какие-то вопросы с недовольными. Ок, ну пускай там бы было 10-15% возвратов, но докопаться бы до деятельности было бы нельзя!
Где-то я слышал, что "у Аяза есть отдел по отработке претензий". Действительно? Да, он, возможно, есть, но он, по всей видимости, фигово работает! Откуда такой вывод? Если тупо зайти в группу Лайк центра в Вк, там можно встретить недовольных людей, которых динамят, и которые как-то пытаются достучаться до "Лайк центра".
Я слышал истории, когда человек оплатил обучение, но не смог пойти на него в силу обстоятельств. Даже в таком случае возврат денег - это целая эпопея! Деньги возвращают, конечно, но сделать это не так просто как кажется на первый взгляд. И вот вопрос, действительно ли отдел этот нормально работает?
Учили бизнесу, но бизнес вести не умели?
А если бы они с клиентов брали документ или акт об оказанных образовательных услугах? Повторюсь, большинство клиентов были довольны и подписали бы документ. Но бумажек они не брали, почему? Еще одно простреленное колено из за жадности и глупости, но уже на другой ноге? По крайней мере, это можно было начать делать, когда пошла волна хэйта.
Блин, вроде бы ребята позиционировали свое обучение как «Обучение бизнесу»! Но ни блоков про налоги, про бухгалтерию, про юридические аспекты (хотя бы даже как договор на услуги составить, приложения, акты, доп. соглашения и т.п.). Это еще один минус, кстати.
Внес ли Аяз и другие инфобизнесмены вклад в развитие бизнеса в РФ?
Иногда читаю посты тех, кто защищает Аяза. Там часто слышен нарратив о том, что он (и другие) внес большой вклад в развитие бизнеса в России. Так ли это?
На мой взгляд, скорее нет, чем да. Был ли на лицо всплеск количества людей в роли самозанятых, фрилансеров и микро бизнесменов - однозначно да. На количество так называемых “self employed”, они однозначно повлияли в положительную сторону.
На количестве реальных бизнесменов их деятельность вряд ли отразилась (разумеется, мы не берем в расчет тех, кто потом начал строить онлайн школы и также как и они “обучать бизнесу”).
Хотя, они реально могли кого-то подтолкнуть к тому, чтобы начать свое дело. Возможно кто-то даже преуспел в этом, поэтому косвенно их тренинги может быть и повлияли на это, точной статистики у меня нет.
Бизнес тусовка изменилась
Походив на тренинги пару лет (за оплату и в качестве волонтера), в какой-то момент я понял, что мне будет уже трудно “достать” для себя что-то полезное. Набравшись опыта и сформировав определенный пул из клиентов, я понял, что дальше я сам.
Походив на тренинги пару лет (за оплату и в качестве волонтера), в какой-то момент я понял, что мне будет уже трудно “достать” для себя что-то полезное. Набравшись опыта и сформировав определенный пул из клиентов, я понял, что дальше я сам. А самое главное, атмосфера стала очень сильно меняться, контингент людей стал другим, предпринимателей с “физическим” бизнесом становилось все меньше.
Если в 2016-2017 году я приходил на тренинг или нетворкинг и там были абсолютно разные предприниматели, спрашиваешь “Чем занимаешься?”, а в ответ: детский центр, поставки стройматериалов, строительство домов, искусственный камень, гранитные слэбы, производство СИП панелей, спортивная секция, разные люди, с разным опытом и это было классно! Потом все стало меняться, видимо реальные предприниматели создали свои тусовки и перестали ходить на такие массовые мероприятия.
Где-то год назад, меня друг пригласил на нетворкинг, их сейчас много кто организует. “Давай тряхнем стариной?”, “А давай!”. Пришел, пошел знакомиться, “Чем занимаешься”, и “Привееет”. Таролог, нумеролог, психолог, коуч, наставник, инвестор и так по-кругу. Всего один паренек там был, которого я встретил, у него школа танцев была. Я понял тогда, что это совсем не то, что было в 2016-2017 году.
При этом, я ничего против психологов, астрологов, нумерологов и коучей не имею. Я сам иногда пользуюсь подобными услугами. Другой вопрос в том, что их стало очень и очень много, а самое страшное, что среди них очень и очень много непрофессионалов. Думаю, что многие коучи и психологи сами согласятся со мной.
Честно, может быть я и сейчас сходил бы на какую-то тусовку предпринимательскую, только без “Успешного успеха”, а там, где есть какие-то реальные физические предприниматели.
Мнения касательно курсов разнятся
Думаю, что именно поэтому так сильно разнятся мнения касательно этих курсов, на тех кто доволен, и на тех кто поливает грязью. Из тех, кто поливает эти курсы грязью я бы выделил 2 группы:
1. Реально опытные предприниматели, которые не смогли для себя ничего полезного вытащить и переплевались. Хотя, надо сказать, что многие из опытных ребят, сходив на “курс” получали для себя новые полезные знакомства, даже они не уходили совсем с пустыми руками.
2. Совсем зеленые новички, которе “клюнули” на успешный успех и не стали миллионерами за 2 месяца, оставшись из-за этого недовольными.
Вторую группу они наплодили сами, выдавая “слишком красивую картинку” и вводя людей в заблуждение. А как иначе? Скажешь, что надо будет булки надрывать, никто не купит ведь! Хотя, большинство итак понимали, что халявы не будет и через приложение усилий к чему-то приходили.
Выстрелы в ногу или рикошет?
Аяз Шабутдинов “погорел” на своей жадности и глупости, лично я так считаю. У него была (и сейчас есть) огромная лояльная аудитория, равно - огромный социальный капитал.
Имея огромный социальный капитал, его можно было бы “качать” до бесконечности, как нефтяную скважину. НО! Сравнительно небольшая группа недовольных людей, которых они не соизволили отработать (рекламации) нанесла ему сокрушительный удар. А как вы думали? Люди не любят, когда их динамят!
А вообще, имея большую аудиторию, можно было спокойно какой-нибудь новый проект запустить, ибо вокруг “Бизнес тренингов” пошла лютая волна хейта и надо было “соскакивать” с темы и запускать (на основе медийного капитала) новый проект в другом направлении, в идеале, в каком-то реальном секторе экономики или IT (IT нам сейчас ой как надо). Тем более, уже все настроено было, надо было просто найти хороших преподавателей и начать обучать реальной профессии (в IT области), это та же продажа курсов, но с большей пользой. Да в конце концов, курсы переквалификации на маркетологов с выдачей диплома о профпереподготовке!
Ребрендинг и изменение формата с "успешного успеха" на "реализм" был бы как нельзя кстати! Тем более "Успешный успех" уже себя изжил. Пусть формат и приносил деньги, но это все-таки бомба замедленного действия, которая рванула. БАМ! В ноге дырка.
Ну и вишенка на торте! Если полистать соцсети Лайк центра, то мы там увидим кучу "успешного успеха", Дубаи, машины, яхты, историю о том, как паренек в 20 лет заработал 100500 млн. за один день и все в этом духе.
А если ты 1 млн. за заработать не можешь, то ты "лох" и "ничтожество", которое вообще ничего не может. Надо думать, что такое поведение может вызвать народный гнев? Вы же понимаете КАКАЯ это огромная аудитория хэйтеров будет? Не ровен час ей кто-то воспользуется, вуаля, уже воспользовались! Все СМИ гремят, а народ рад публичной казни! Ну вот и зачем было подогревать и раскачивать народный гнев? БАМ! В ноге вторая дырка.
Вместо резюме
Что-то мне подсказывает, что Аяз-таки сможет вылезти из сложившейся ситуации. На фоне других громких дел инфобизнесменов мы видим общую картинку и “показательную порку”, особенно за налоги. Так что, вероятнее всего, его “выдоят досуха” и отпустят. В общем время покажет.
Кроме того объём рынка онлайн образования стал просто огромным! То есть на этом рынке стали крутиться огромные деньги. Следовательно, его просто необходимо урегулировать и навести на нем порядок, чем государство, собственно и занялось.
Обратите внимание. Парочка "показательных порок" и как по волшебству рынок стал преобразовываться. Инфобизнесмены стали больше правды говорить при продаже курсов, меньше успешного успеха стало, многие стали стараться какие-то лицензии получать, учебные центры стали выдавать дипломы, стало больше курсов, которые каким-то реальным профессиям обучают. Возможно, это положительные изменения, это тоже покажет время.
Спасибо, что дочитали до конца! Пишите ваше мнение в комментариях, кто посещал “тренинги”, делитесь своим опытом, ну и не забудьте поддержать лайком.
До новых встреч!