Найти в Дзене
Аничков

Еги́петский мост

Египетское в России: оно еще и поёт… Начавшись в 1825, строительство Египетского моста длилось всего год. За это время зодчие успели сотворить 11,7 м ширины и 55 м длины пролета. Первоначальный его вид был необычным, на то время модным и более живописным, нежели теперешний, современный. Огромные ворота с иероглифами встречали всех желающих, а цепи и колоритный египетский орнамент служили главным украшением, неизменно притягивающим взор. Непонятные русскому человеку, а оттого более загадочные, иероглифы,  украшали и ажурную решетку. Установили мост на облицованных гранитом опорах. Конструкция была облегченной: вместо обычных пяти имела три поддерживающие цепи, закрепленные на чугунных створах. На головах сфинксов возвышались шестигранные фонари. И скульптуры, и металлические элементы делались умельцами завода Берда, а каменные работы проводились  подрядчиком Васильевым. Поздним вечером 25 августа 1825 года Египетский мост был торжественно открыт. Народ моментально оценил осо
Оглавление

Египетское в России: оно еще и поёт…

Начавшись в 1825, строительство Египетского моста длилось всего год. За это время зодчие успели сотворить 11,7 м ширины и 55 м длины пролета. Первоначальный его вид был необычным, на то время модным и более живописным, нежели теперешний, современный. Огромные ворота с иероглифами встречали всех желающих, а цепи и колоритный египетский орнамент служили главным украшением, неизменно притягивающим взор. Непонятные русскому человеку, а оттого более загадочные, иероглифы,  украшали и ажурную решетку. Установили мост на облицованных гранитом опорах. Конструкция была облегченной: вместо обычных пяти имела три поддерживающие цепи, закрепленные на чугунных створах.

На головах сфинксов возвышались шестигранные фонари. И скульптуры, и металлические элементы делались умельцами завода Берда, а каменные работы проводились  подрядчиком Васильевым.

Поздним вечером 25 августа 1825 года Египетский мост был торжественно открыт. Народ моментально оценил особенности новой переправы, неофициально назвав мост «поющим»: при передвижении по нему, шествующих сопровождали различные звуки, издаваемые цепями. Порой – довольно заунывные. Позже люди скажут: возможно, мост сам себе напевал погребальную песню…

Дело о «резонансном» обрушении

Вроде обычное дело: зимой 1905 года на Египетский мост ступил эскадрон конного полка: лошадки браво стучали копытами, военные дарили улыбки окружающим, ну а прохожие, в свою очередь, умилялись всей этой картинке. И тут в одночасье все сложилось, как в игрушечном карточном домике. Воистину «смешались в кучу кони, люди»: крашенный египетской росписью мост заколебался, и вся конструкция очутилась на дне реки. Благо, событие стало лишь случайным развлечением для зевак: по счастливому стечению обстоятельств, рухнувший мост не утащил за собой человеческие жизни. «Резонанс и фатальность» – такое заключение вынесли знатоки, хотя конкретных математических и физических расчетов-подкреплений по этому поводу так и не было выдвинуто.  Очевидцы же уверяли, что животные строго «в ногу» идти не могли, и, мол, виноваты просчеты в конструкции. Как бы там ни было, но попасть в учебники по физике в качестве ярчайшего примера резонирования этому неординарному случаю все-таки судилось.

Новый мост: все египетское просто

Итак, мост рухнул, и следовало возобновить  движение – открыли временный, деревянный мост. Но как известно, нет ничего более постоянного, чем  временное: переправа исправно служила петербуржцам с 1905-го аж до 1956-го года.  При этом некие неудобства ощущались, ведь оптимальная схема движения нарушилась. Лишь в послевоенное время удалось решить эту проблему. Рассмотрев до двух десятков поданных проектов, специалисты остановились на варианте архитекторов Владимира Васильковского и Петра Арешева – он наиболее соответствовал изначальному внешнему виду моста.

Новый мост ничего общего с «родным» уже не имел: создатели упростили его, не забыв при этом оставить оформление в прежнем стиле. Не имея изначальной архитектурной широты, мост все же привлекал  египетскими мотивами в узоре ограды. Да и уцелевшие фигуры сфинксов без малого 200 лет наблюдают за прохожими со своих мест…

На современном Египетском мосте плита проезжей части закреплена на 9 параллельных рамах, основания декорированы гранитом. Облик сооружения украшают фонари-обелиски.

А на сфинксов тем временем ожидали новые перипетии: весной 1989 года на одну из фигур наехал «КамАЗ». Скульптура упала в Фонтанку и  от  удара сильно пострадала. Сфинкса вытащили из реки, занялись реставрацией, и тут оказалось: первоначально головы египетских дев имели позолоту, но со временем слой краски укрыл от людского взора все это богатство. Когда же в начале XXIвека время стало разрушать пьедесталы и фигуры сфинксов, то провели полную реставрацию нуждавшихся в ней частей. В остальном же  обошлись профилактическим ремонтом: убрали многолетние изъяны, подлатали слабые места – позолотили головы скульптур, расчистили гранитные постаменты, а все швы заделали свинцом.

Шерше ля фам. Будь ты даже мостом…

Легенды о Египетском мосте так либо иначе связаны с женщинами. По одной из них, лицо сфинкса на Египетском мосту есть точной копией лика Елизаветы Алексеевны – супруги императора Александра Первого. Она была заметна своей необычайной красотой и удостоилась многих посвящений: Пушкин слагал в ее честь стихи, а для Бетховена Элиз стала музой.

Специалисты, так те вообще уверяют: сфинксы, оберегающие мост, никак не египетского, а греческого типа. Ему характерен классический реалистический вид – звериное тело и правильное утонченное лицо.

Еще одной легендой, гуляющей в свое время по Санкт-Петербургу,  была мистическая история о некой Марии, проживающей недалеко от Египетского моста. Приключилось с ней в молодости неприятное событие с участием офицера. И повлекло оно за собой  проклятие с уст бедной женщины. Произнесенная «Марией Египетской» фраза: «Что б вам, военным, провалиться!», возможно, и вызвала знаменитый обвал моста. Женщины, они ведь такие – порою довольно коварные…