Слово "отцы" в названии этой статьи - отсылка к знаменитому роману И.С. Тургенева, но никак не способ назначить главного злодея.
С "детскими" правами на недвижимость сталкиваются далеко не все, но уж если это случается, то, как говорится, по полной программе. Вариантов здесь хватает, поэтому я расскажу о них в нескольких статьях.
Самая неприятная, на мой взгляд, ситуация возникает, когда семья, где есть несовершеннолетние дети, живет в неприватизированной квартире. Вот где случаются настоящие бразильские страсти, ведь неприватизированной эта самая квартира нередко оказывается из-за того, что люди не готовы договариваться друг с другом и делиться.
Итак, занавес поднимается... На сцене предстает комната в обычной московской (липецкой, новосибирской - нужное подчеркнуть) квартире. За столом собрались родственники - две сестры и их взрослые дети. И думают они великую думу - как бы приватизировать квартиру. Может, они бы и договорились, но есть одна проблема - когда-то давно, лет 14 назад, сын одной из дам "прописал" (правильно говорить сейчас "зарегистрировал") в квартире свою новорожденную дочурку (с согласия своей матери, бабушки девочки, которая некогда подписала договор социального найма этой квартиры как наниматель). Правда, потом родители девочки, как это часто бывает, поссорились, она с мамой уехала жить в другое место, а затем, через несколько лет, родители договорились "выписать" ребенка из той самой квартиры, которая предстает перед нами на сцене, и зарегистрировать ее с матерью.
Вот и раздумывают теперь родственники, как сделать так, чтобы и квартиру приватизировать, и ребенку долю не выделять. Ведь, наверное, многие знают, что несовершеннолетним детям, которые имеют или не утратили право пользования жильем, при приватизации обязательно нужно выделять доли вправе собственности.
Казалось бы, в чем проблема - девочка в квартире не "прописана", бери да приватизируй. Но в законе говорится о несовершеннолетних, которые не утратили право пользования. В данном случае в квартире остался жить (и быть зарегистрирован) отец девочки, а дети, как сказано в Семейном кодексе РФ, имеют право на совместное проживание с родителями. Значит, даже несмотря на то, что девочка в квартире больше не зарегистрирована, право пользования ею (то есть жить вместе с папой) она не утратила. Если ее маме или ей самой, когда она вырастет, придет в голову оспорить сделку приватизации квартиры, проведенную без ее участия, вероятность успешного исхода будет очень велика. Вот если бы папа жил в другом месте...
Можно было бы, конечно, другим родственникам восстать и "выписать" папу, который в квартире в последние годы в общем-то не живет, оттуда через суд. Но все понимают, что это повлечет за собой еще бОльший скандал, а страсти, разгорающиеся в семье, и без того нешуточные.
Просить девочку, которой уже исполнилось 14 лет (до этого пришлось бы говорить с ее мамой), написать отказ от приватизации - провальная идея, ибо его нужно согласовывать с органами опеки, а они на такое никогда не пойдут.
Да, суды нередко "выписывают" детей как из неприватизированных, так и из приватизированных квартир (например, при смене собственника), но или вместе с родителями, или если их "предки" живут в другом месте. При этом по-хорошему судьям, особенно в первом случае, нужно еще и выяснить, есть ли у ребенка другое жилье, и ряд других обстоятельств. Случаи выселения детей "в никуда" тоже бывали. Чаще всего это происходит, если речь идет о смене собственника недвижимости - тут "выпишут", скорее всего, не глядя ни на что, хотя могут дать время на поиск другого жилья.
К пересказанной выше ситуации можно относиться по-разному - зависит от того, на чьей вы стороне - других родственников незадачливого родителя или девочки, но из нее можно извлечь мораль. Закрыв глаза на то, что в квартире были "прописаны" дети, и ее приватизировав, вы обрекаете себя на многолетнее дрожание от страха и заглядывание в почтовый ящик - не кинули ли туда повестку в суд.