Сегодня я начинаю в блоге «неделю государства». Данная единица - центральный концепт политической мысли, родившийся еще задолго до нашей эры. Сегодня мы поговорим об основных теориях возникновения государства. Для начала определим значение самого понятия. Государством в «популярном» смысле называется некая система, политическая форма устройства общества, организация политической власти, располагающаяся в установленных границах и специальными инструментами обеспечивающая институтами порядок в общественной жизни и иных сферах. Часто государство еще называют аппаратом управления. Государство обладает признаками и функциями, перечислять которые я не буду, поскольку их можно детально изучить в учебнике обществознания или на просторах интернета.
Но мы предметно поговорим именно о происхождении государства. Многообразие форм данного политического устройства родило множество теорий о возникновении этого субъекта политики. Эксперты руководствуются различиями в социо-культурном основании стран мира, историческими реалиями, внешними факторами вроде миграции, стихийных бедствий, захватнических войн. Потому и теории рождения государства разнятся. Данная статья будет разбита на 3 части, в каждой из которых я представлю краткий разбор 3 основных теорий происхождения государства. Первую часть займут теологическая, классовая и контрактная теории.
Теория номер 1. Теологическая. Одном из родоначальников этой концепции является Святой Августин, или Аврелий Августин Иппонийский - известный епископ Римской Империи в 3-4 вв. н.э. Святой Августин является автором политически значимого трактата «О граде Божьем», в котором тот проводит принципиальное различие между «Градом земным» и «Градом небесным». «Град земной» олицетворяет собой несовершенное, отдаленное от «религии» светское государство, которое в понимании Августина необходимо лишь для выживания людей. В то же время «Град небесный» - невероятно набожное сообщество, все члены которого на Страшном суде получат доступ в рай. Интересно объяснение легитимности государства - Августин повествует, что государство как единица возникает по воле Господа, соответственно и сами институты его являются изначально истинными и не подвергаются сомнению. Государственная власть делается священной, а члены сообщества должны следовать законам бога, повинуясь установленной системе. Позднее эту концепцию возникновения государства и наделения монарха/иного лица равного сана властью разовьет средневековый богослов и философ Фома Аквинский.
Теория номер 2. Классовая. Здесь необходимо обратиться к философам марксистского толка, а именно родоначальнику идеи Карлу Марксу, а позднее к его последователям - Антонио Грамши и Иммануилу Валлерстайну - политическим теоретикам нео-марксисткой направленности. В данном случае образование государства обязано двум процессам, неразрывным между собой - историческому материализму и экономическому строю общества, или базису. Исторический материализм у Маркса предполагает собой линейное развитие истории с преодолением определенных режимов (социальных строев), поэтапно сменяющим друг друга из-за изменений экономического базиса вследствие революции. Именно так по Марксу (в общих чертах) происходит переход от рабовладельческого общества к феодальному, из феодального к капиталистическому, и, наконец, к утопическому коммунизму. Данная цепочка является определенной историческими особенностями и гарантированной сменой базиса. Экономическим базисом у Маркса является структура взаимоотношений между социальными слоями, или классами, которая способствует их разделению на основе доступа к ресурсам для выживания, разделению труда, производства товаров и услуг. Привилегированный слой закрепляет свои бонусы надстройкой, которая выражается как раз в политических институтах (текущее государственное устройство), религии, культуре. В это же время угнетаемый класс не получает доступа к благам, выделяемым из ресурсов, что приводит к постепенной эволюции институтов и революции, приводящей к смене строя. Экономическая деятельность как первостепенная нужда для выживания человека и возникающее социальное неравенство из-за выделения классов и их борьбы является основой для образования государства в классической марксистской теории. Позднее Антонио Грамши в 19-м веке дополнит мысль о государстве введением комплексного анализа миграции и других социальных факторов на образование субъекта политики, а Иммануил Валлерстайн выведет марксистскую теорию на новый этап анализа международных отношений, разделив государства на мировой арене на государства-ядра (core states), полупериферии (semi-periphery), и периферии (periphery) по своей классификации в рамках World-Systems Theory.
Теория номер 3. Контрактная теория или теория общественного договора. Здесь можно выделить сразу большую группу философов эпохи Просвещения, выдвинувших данную гипотезу образования государства. Первым среди таких мыслителей был Гуго Гроций, который заложил основы теории общественного договора. Наибольшее развитие же теория получила благодаря деятельности по ее исследованию трех философов - Томаса Гоббса, Жана-Жака Руссо и Джона Локка. Несмотря на различия в подходе к объяснению возникновения государства посредством договора и процессом легитимации действующей власти, философы выделили сделали фокус на актуальном и по сей день аспекте теории. Государство образуется из-за того, что люди, находящие в стадии "до государства", добровольно отказываются от части своих прав и свобод, призывая суверена по договору для обеспечения защиты и стабильности общества. Для Томаса Гоббса основанием выхода из состояния природы (state of nature), в котором происходит война всех против всех является страх смерти и незащищенность людей в самом state of nature. Таким же образом Гоббс объясняет и необходимость абсолютной власти суверена, говоря о том, что лишь абсолютная монархия способна в полной мере обеспечить две основные потребности жителей - безопасность и стабильность. Для Джона Локка уход из state of nature является способом избежать «неудобств» данного состояния посредством централизации управления и установления единого порядка пользования частной собственностью, социальными и иными благами. В случае Локка налицо более либеральный подход к возникновению государства - необходимость получения «безоговорочного взаимного согласия» людей для создания государства (tacit consent). Для Жана-Жака Руссо социальный контракт, допускающий создание государства, является «необходимым злом» (necessary evil) из-за трансформации «непорочной» любви людей к себе - “amour de soi”, в «порочную» - “amour propre”, приносящую несправедливость в state of nature, а также из-за возросшего уровня взаимодействия между людьми, приводящего к неравенству и насилию (такие явления как развитие металлургии и сельского хозяйства, породившие войны и частную собственность). Таким образом создается «злой контракт» (evil contract), который формирует несовершенный общественный порядок - государство. Ключевым аспектом теории общественного договора является понятие "человеческой природы" (human nature) - несовершенства, которое вынуждает находить решение в создании искусственного социального строя, так как по Руссо вернуться в равновесное "состояние природы" для людей уже невозможно.
На этом первая часть обзора теорий возникновения государства подошла к концу. В следующей части поговорим об органической, психологической и экономической теориях. Спасибо вам, до встречи!