Найти тему

Монтессори методика развития для детей от 1,5 до 3 лет: идеи и практические советы.

монтессори
монтессори

Добро пожаловать, родители и друзья малышей!

Развивающая среда по методу Монтессори стремится к тому, чтобы ребенок сам смог справиться с задачами. Она предлагает создать условия, в которых он будет иметь свободу выбора и действий, чтобы с удовольствием исследовать мир вокруг себя.

Ребенок может проявить свой потенциал, только если мы даем ему возможность свободно реализовывать свои естественные намерения.

Дети сами определяют, чем и когда заниматься. Взрослые же должны просто помогать им использовать материалы, наблюдать и оказывать помощь, если это необходимо, но не мешать, не критиковать, не хвалить и не сравнивать их с другими.

Мария Монтессори полагала, что самым важным периодом в жизни человека является возраст от 0 до 6 лет. Она выделяла шесть периодов, называемых сензитивными, которые благоприятны для развития определенных навыков. Если начать обучение раньше или позже, ребенку будет скучно или трудно. В период от 0 до 3 лет особенно важно развивать способность воспринимать порядок. Детей уже с раннего возраста привлекают к уборке, показывают им, как раскладывать вещи, вытирать пыль и мыть посуду. Для этого им предоставляют специальные инструменты, такие как удобные щетки и лопатки, маленькие швабры и веники.

Период сенсорного развития происходит в возрасте от 0 до 5,5 лет. В этот период ребёнок активно познает мир вокруг через свои ощущения, звуки и запахи. Он начинает формировать представления о форме, цвете и размере окружающих объектов.

Речевое развитие происходит в возрасте от 0 до 6 лет. Каждый ребёнок развивается индивидуально, поэтому если в двухлетнем возрасте ребёнок ещё не говорит, нет ничего страшного. У него ещё есть достаточно времени для развития речи. Помочь ему в этом процессе могут специальные карточки, книжки и наглядные материалы.

Период развития движений и действий происходит в возрасте от 1 года до 4 лет. В этот период ребёнок активно изучает возможности своего тела, развивает координацию и укрепляет мышцы. Для этого важно, чтобы у него была хорошо оборудованная детская площадка с горками, качелями и шведскими стенками.

Период восприятия мелких предметов - это от 1,5 до 5,5 лет. В рамках Монтессори-метода для развития мелкой моторики предлагается выполнять простые действия, такие как нанизывание бусин на шнурки, перекладывание фасоли или гороха, сборка пазлов.

Период развития социальных навыков приходится на возраст от 2,5 до 6 лет. В этом возрасте ребенок постепенно учится адаптироваться к обществу: здороваться, быть вежливым, проявлять внимание к потребностям других людей и оказывать помощь.

В системе Монтессори развивающая среда организована с учетом возрастных категорий: от 0 до 3, от 3 до 6, от 6 до 9 и от 9 до 12 лет.

В детских садах и школах Монтессори комнаты разделены на различные зоны, где дети могут играть и учиться. Обучающие игрушки, материалы и пособия заполняют эти зоны.

Одна из зон называется зоной сенсорного воспитания. В этой зоне дети имеют возможность развивать свое зрение, обоняние, слух, вкус и тактильные ощущения. Они играют с шумовыми инструментами, создают фигурки, исследуют разные поверхности, знакомятся с различными запахами и пытаются угадать, какой фрукт они только что попробовали.

Как правило, дети от 2 лет привлекаются к занятиям. В группе одновременно обучаются дети разных возрастов из одной категории. Например, трёхлетки учатся рядом с пятилетками и шестилетками. Самые младшие дети стремятся за старшими, а "взрослые" дети, помогая другим, развивают свои лидерские навыки и учатся заботиться о слабых.

Практическая зона жизни охватывает детей, которые учатся основам бытовых и социальных навыков. Они изучают, как заботиться о себе и окружающей среде, правила этикета и общения. Используя настоящие инструменты, они занимаются стиркой одежды и обуви, приготовлением пищи, поливают цветы и убирают.

Математическая зона предоставляет детям возможность познакомиться с цифрами и математическими операциями с помощью развивающих игрушек. Они развивают логическое мышление, умение считать, сравнивать, измерять и упорядочивать. Постепенно дети преодолевают простые задания и приступают к решению более сложных задач.

Скорость речевого развития ребенка увеличивается, расширяется словарный запас, развивается фонематический слух, осваивается навык счета и письма.

Зона космоса (естествознания)

Получение представления об окружающем мире, включая географию, историю, ботанику, зоологию и естественные науки, является основной целью этой зоны.

Почему следует попробовать методику Монтессори

Основным преимуществом методики Монтессори является возможность обучения детей в их собственном темпе, без принуждения и оценочных суждений. Дети сами выбирают занятие по своему вкусу, не скучают и не боятся совершить ошибку.

Множество критиков утверждают, что в группах Монтессори дети очень мало общаются. Хотя предполагается, что старшие помогают младшим, на самом деле взаимодействие ограничено. Дети занимаются своими индивидуальными задачами и не играют вместе в ролевые и подвижные игры. В результате им может быть сложно работать в команде. Однако, в то же время, дети, обучающиеся по методике Монтессори, проявляют уважение к потребностям других людей, рано становятся самостоятельными и легко справляются с бытовыми задачами, такими как одевание, уборка и приготовление простых блюд.

Основные задачи системы Монтессори не предусматривают развитие творческих способностей. Вместе с играми, творчество рассматривается как отвлекающий фактор. Ребёнок сталкивается с трудностями при адаптации к обычной системе обучения. Нестандартные оценки и переход к отметкам, поощрительным наклейкам и соревнованиям могут вызвать стресс у детей, которые прошли обучение в системе Монтессори. Кроме того, выполнение скучных заданий за партой не представляет простой задачи.

В мире существует лишь несколько школ Монтессори, в которых дети могут получить полный цикл образования до 18 лет. Однако, в большинстве случаев дети ограничиваются посещением садика и прохождением элементарной ступени образования в возрасте 6-12 лет. Тем не менее, неизбежно придется перейти в обычную школу...