До недавнего времени было сложно представить, что в этом году мы будем радоваться живым выступлениям зарубежных исполнителей (пускай даже совсем не актуальных). Но было неожиданно и приятно, когда в сентябре объявили о возобновлении легендарного фестиваля. Да и был повод: в этом году «Ретро FM» исполнилось 20 лет.
Хронология
25 ноября 2023 года мы пришли на стадион «Динамо» в 17:30, чтобы встать у самой сцены. В ожидании шоу простояли мы больше часа. Где-то в 19:15 свет погас, на сцену выбежали светящиеся танцоры, а после них вышли ведущие вечера — Татьяна Веденеева и виджей «Ретро FM» Александр Светлов. Они заполняли паузы между выступлениями, и в это же время техники расставляли микрофонные стойки и инструменты.
Первыми выступили австрийцы из «Joy», которых я особенно ждал. Они исполнили любимые мною песни «Touch by Touch», «Valerie», «Nights of the Nights», а так же композицию «Japanese Girls», которую переиначили как «Russian Girls». Пускай из золотого состава остался только Энди, но он и вокалист Михаэль не подкачали и вроде как пели живьём.
Следом шёл Владимир Пресняков, которые тоже спел 3 песни, среди которых «Зурбаган» и «Жанна». После него вышло трио «Arabesque». Понятно, что это не абсолютно та группа, которая была в конце 1970-х. Хотя, нужно ли думать, сколько составов у них поменялось? Можно просто наслаждаться их хитами и восхищаться тем, что они неплохо двигаются и поют.
Следующего исполнителя уже логично представить на «Легендах Ретро FM», хотя он больше ассоциируется с «Эх, разгуляй». Естественно, речь о Михаиле Шуфутинском. Первой он исполнил песню «Белые розы» как дань памяти Юрия Шатунова, после которой последовали «Пальма-де-Майорка» и «Марджанджа». Последняя больше относится к нулевым, и я ожидал услышать блок песен из 1990-х типа «Соседка», «Портной» или даже «3 сентября».
После него выступил итальянец «Gazebo», который вместе с двумя песнями исполнил хит «I Like Chopin». Потом вышла Маша Распутина с композициями «Роза чайная», «Ты меня не буди» и ещё одной неизвестной мне песней. В-принципе, можно было обойтись без неё. Но зато вслед за ней выступал легендарный «Fancy». Наверное, из всех исполнителей он был самым старшим, но от этого его величие нисколько не убавляется.
Настал черёд выступать ансамблю «Самоцветы». Неудивительно, что весь зал пел с ними «Мой адрес Советский Союз», «Всё, что в жизни есть у меня» и «Синий иней» (хотя шлягер больше известен в исполнении ансамблей «Голубые гитары» и «Здравствуй, песня»).
Не меньше подпевали другой легенде — Лиан Росс. Она исполнила свой главный хит «Say You'll Never» и хит одного культового дуэта «You’re My Heart, You’re My Soul» (к которому приложил руку муж Лианы, саунд-продюсер Луис Родригес). Так же две песни исполнил Александр Айвазов, среди которых «Лилии».
Следом шёл Александр Иванов и группа «Рондо». Позабавило присутствие в составе группы гитариста Игоря Жирнова, известного по работе с группами «Сектор Газа» и «Чёрный обелиск». Были исполнены песни «Неласковая Русь», «Вселенная» и «Боже, какой пустяк».
Впервые на фестивале выступила группа «Plazma». Группа относится к нулевым, но Роман и Максим начали выступать вместе ещё в 1988 году и вдохновлялись дуэтом «Modern Talking». Хиты нашего дуэта вполне соответствуют духу песен Дитера Болена и Томаса Андерса, и поэтому публика приняла их тепло.
Следом шла группа «Дюна». Её лидер Виктор Рыбин чаще всех общался с залом и ходил по сцене. Он вместе с командой исполнил песни, которые я особенно знаю: «Привет с большого бодуна», «Воздушный змей» и «Страна Лимония».
Последним выступал итальянец Пупо. Он исполнил больше всех песен и взял манеру Виктора Рыбина: расхаживал по сцене, общался с залом (правда, на итальянском вместо английского) и даже кокетничал с танцовщицами.
Рассуждения
На каждом выступлении было по две-три группы танцоров и танцовщиц. Они были в разных нарядах: от блестящек до спортивок «под те времена». Видимо, это всё нужно было ради «картинки», ведь фестиваль покажут в Новый год на Первом канале. Так-то, артисты справлялись и без них.
Не меньше удивлялся я публике. Рядом со мной была одна женщина, которая снимала концерт все 4 часа с телефона на штативе. Кто-то уже был навеселе с самого начала, кто-то громко смеялся (особенно те, кто подзывал знакомого оператора), а кто-то протискивался вперёд и даже бил локтями. Как правило, это были женщины. Я посещаю разные концерты и могу сказать, что возрастная публика — более экспрессивная и даже опасная, чем молодые.
Было ощущение, что многие наши певцы и певицы пели под фанеру, а зарубежные — либо живьём хотя бы одну песню, либо поверх неё. И иногда я не понимал, зачем некоторым группам выкатывать барабаны? Но у той же группы «Рондо» барабаны звучали чётко!
Заключение
Но это всё небольшие нюансы. В целом, фестиваль удался! Любимые песни от хороших певцов и музыкантов прозвучали, и человек им подпевал. Я особенно ждал группу «Joy», «Gazebo», Фэнси и Пупо, не меньше ждал выхода групп «Самоцветы» и «Дюна», Шуфутинского мне также было любопытно увидеть.
Я до недавнего времени не воспринимал формат ретро-дискотек, но ещё в прошлом году мне это стало нравиться всё больше и больше. Потому что сейчас так той мелодичности, которая тебя хорошенько увела бы от суеты.