Нидерландская Фемида приняла решение передать коллекцию скифского золота, принадлежащую крымским музеям, Украине. Решение, к сожалению, было вполне ожидаемо.
О том, что коллекция скифского золота, принадлежащая крымским музеям, в скором времени будет передана Киеву, в своём Telegram-канале сообщило Министерство культуры Украины. Верховный суд Нидерландов подтвердил вердикт Апелляционного суда Амстердама о передаче скифского золота Киеву ещё в июне. Но сразу за этим голландцы выдвинули Украине требование - компенсировать Музею Алларда Пирсона - археологическому музею Амстердамского университета расходы на хранение коллекции. Сумма выглядела откровенно скромной - 100 тысяч евро. Но и её голландцы так и не дождались. И вот 22 ноября минкульт Украины сообщил о грядущей передаче коллекции.
Началась эта история с идеи украинских искусствоведов собрать из разных музейных фондов Украины скифские артефакты в хотя бы временную, но единую экспозицию. Но по причине нехватки финансов организовывать её так и не начали. Ситуация изменилась в 2013 году - идею удалось воплотить в международном формате. Инициаторами выступили представители Рейнского Краевого музея в Бонне (Германия) и Музея Алларда Пирсона (Нидерланды). Основным организатором выставки стал Крымский филиал Института археологии НАН Украины.
В соответствии с договорами, заключённым между Рейнским Краевым музеем, Музеем Алларда Пирсона, а также Керченским историко-культурным заповедником, Центральным музеем Тавриды, Бахчисарайским историко-культурным заповедником, Национальным заповедником «Херсонес Таврический», Музеем исторических драгоценностей (Киев) и Одесским археологическим музеем, украинские музейщики собрали из своих экспонатов коллекцию, которая должна была быть передана на временное хранение и экспонирование сначала в Бонн, а затем в Амстердам. В Германию отправились сотни уникальных экспонатов. 3 июля 2013 года в Бонне открылась выставка "Крым - золотой остров в Чёрном море. Греки-Скифы - Готы". 9 января 2014 года она закрылась и переехала в Амстердам, открывшись в Музее Алларда Пирсона 7 февраля под названием "Крым. Золото и тайны Чёрного моря".
Предполагалось, что функционировать выставка будет до 18 мая 2014 года после чего вернётся в украинские музеи. Однако 18 - 20 февраля 2014 года произошло резкое обострение гражданского противостояния в Киеве. А митинги 23 февраля в Севастополе и Симферополе явно обозначили «дрейф» Крыма в сторону России. Чтобы выиграть время до прояснения ситуации, по просьбе принимающей стороны были подписаны дополнительные соглашения между руководством крымских музеев и Амстердамским университетом - сроки пребывания выставки продлили до сентября 2014 года.
Важная деталь. Договоры, на основании которых коллекция прибыла в Нидерланды, принимающая сторона заключала не только с министерством культуры Украины, выступавшим в качестве гаранта, но и непосредственно с каждым из украинских музеев, предоставивших свои экспонаты. При этом в договорах указывалось, что соответствующие экспонаты относятся к собраниям крымских музеев, которые на момент подписания этих договоров находились в правовом поле Республики Крым.
Борьба за возвращение крымских экспонатов на родину между Киевом и Москвой началась сразу после воссоединения Крыма с Россией. Киев придерживался позиции, что родина экспонатов - Украина, Москва считала, что - фонды крымских музеев. Согласно тексту договоров, экспонаты - собственность Крыма, соответственно, туда голландцы и должны были отправить артефакты после окончания работы выставки. После закрытия выставки экспонаты из Киева и Одессы благополучно уехали в Киев, а вот собственность крымских музеев голландцы удержали у себя, опечатав их прямо в витринах. Развернулись судебные баталии.
14 декабря 2016 года Окружной суд Амстердама постановил отдать коллекцию скифских артефактов Украине. При этом суд руководствовался не текстами подписанных сторонами договоров, а суждением, что Крымский полуостров не является суверенным государством и заявлять о праве собственности на объекты искусства не может. Это решение вызвало недоумение даже у директора Музея Алларда Пирсона Вима Хупперца: "Судья перевёл спор в плоскость международного права. Он даже не стал рассматривать вопрос о собственности, решив, что этот вопрос относится к компетенции украинского права".
Но сразу же после публикации вердикта окружного суда Амстердама директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин объявил, что будет готовить апелляцию. Экспонаты крымских музеев из Нидерландов так никуда и не уехали. Апелляция была подана в январе 2017 года. Срок рассмотрения был назначен на 11 марта 2019 года. Апелляционный суд запросил у сторон дополнительные документы об имущественных правах на коллекцию. Крымские музеи представили в суд дополнительные сведения о праве собственности на свои экспонаты, включая акты о приёмке находок в музейные коллекции, а также фотодокументы, подтверждающие, что экспонаты хранились в музеях Крыма ещё до передачи полуострова Украинской ССР в 1954 году.
26 октября 2021-го Апелляционный суд Амстердама постановил, что музей Алларда Пирсона должен передать коллекцию скифского золота на хранение Украине "до стабилизации ситуации в Крыму". Тем временем нарастала конфронтация между Западом и Россией. И уже тогда последующее решение голландской Фемиды по делу о скифском золоте было, что называется, запрограммировано на 100%. Шансов превозмочь откровенное беззаконие по сути не было. Далее с вопросом принадлежности коллекции скифского золота придётся разбираться, видимо, русскому солдату, когда он дойдёт до Киева.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"
#история #крым #украина #голландия #геополитика #культура #музей