Когда-то многообещающая технология была практически забыта. Чуть более десяти лет назад 3D-телевизоры считались будущим телевидения. 3D-фильмы, такие как "Аватар", были в тренде, и телевизионная индустрия хотела перенести эту новинку прямо вам дом. Поскольку все крупные производители телевизоров вскочили на волну 3D-телевизоров, успех был практически гарантирован.
Прошло еще пять лет, и 3D-телевидение быстро начало угасать. Panasonic, LG и Samsung пытались создать впечатление, что 3D-телевидение - это будущее. Как они ни старались, им так и не удалось сделать 3D-телевидение следующим этапом развития. Так почему же 3D-телевизоры оказались неудачными, если столько производителей стремились сделать их эффективными? Ответ на этот вопрос несколько сложен и в то же время прост.
Давайте окунемся в него с головой!
Значение фильма "Аватар"
Возможно, сейчас вы не задумываетесь об этом, но в 2009/2010 гг. был момент, когда производители телевизоров увидели возможность перенести 3D-изображение на большой экран прямо вам в дом. Выход "Аватара" на экраны кинотеатров и его последующее восхождение к званию самого кассового фильма всех времен (на тот момент) вызвали шквал убеждений в том, что потребители хотят иметь такую же технологию у себя дома.
Оговорка заключается в том, что в 2009 г. технология 3D не была новинкой. Технология появилась еще в 1920-х годах и более 100 лет назад, когда был снят 3D-фильм "Сила любви". И хотя "Аватар" был далеко не первым 3D-фильмом 2000-х годов, только после его выхода производители телевизоров начали спешно выпускать на рынок свои 3D-продукты.
Можно с уверенностью сказать, что если бы "Аватар" был плохо принят публикой и стал бы кассовым провалом, то 3D-телевизоры могли бы вообще и не появиться. Производители телевизоров могли бы посчитать 3D причиной провала "Аватара" и отказаться от массового выпуска домашних телевизоров с этой технологией.
Начало продаж 3D-телевизоров
Современная история 3D-телевизоров начинается на выставке Consumer Electronics Show в 2010 г., когда крупнейшие производители телевизоров демонстрируют потребителям свои модели 3D-телевизоров, готовящиеся к выпуску. Выход фильма "Аватар" в декабре 2009 г. привел к тому, что через три-четыре месяца после CES 2010 компании Samsung и Panasonic представили 3D-телевизоры. Первые модели 3D-телевизоров разрабатывались уже несколько лет, но "Аватар" заставил Samsung и Panasonic ускорить их выпуск.
Первые продажи были многообещающими: в 2010 г. было поставлено 2,26 млн. 3D-телевизоров, в 2011 г. - 24,14 млн. и в 2012 г. - 41,45 млн. Именно эти первые годы ознаменовали появление технологии и ее быстрый захват домашних кинотеатров по всей стране.
К 2013 г. поставки 3D-телевизоров начали снижаться, а в 2017 г. разработка 3D-телевизоров зашла в технологический тупик и была практически завершена, поскольку были распроданы последние модели и прекращено их производство.
Последняя надежда на спорт
Если вернуться к 2010 году, то, согласно исследованию Nielson, 64% респондентов отметили, что спортивные программы - это то, что им "наиболее интересно" увидеть на 3D-телевизоре. Такой интерес привел к появлению проекта ESPN 3D, который был запущен под шумок в июне 2010 года. ESPN планировала объединить свой великолепный спортивный контент и "улучшить впечатления болельщиков от просмотра... находясь в авангарде следующего большого прорыва в области телепросмотра".
В то время казалось очевидным, что 3D быстро станет самой главной фишкой в телевидении, по крайней мере, в том, что касается шумихи. К сожалению, шумиха и успех не идут рука об руку, и всего через три года после этого канал ESPN 3D был закрыт из-за отсутствия "...3D-сервисов для дома".
Аналогичная ситуация с 3D-спортом произошла и в Австралии: два канала, тестировавшие эту технологию, пришли к выводу, что 3D-технология не получает той поддержки, которая необходима для продолжения трансляции спортивного контента.
И вот так 3D-телевидение потерпело провал!
Сколько бы ни было шумихи и обещаний, связанных с 3D, когда телевизионная индустрия переходила от аналоговых технологий к цифровым, этому просто не суждено было случиться. Когда интерес к 3D-телевидению быстро упал, можно подумать, что это произошло из-за какого-то одного конкретного фактора, но на самом деле это несколько факторов, которые уничтожили 3D-телевидение так же быстро, как оно завоевало популярность.
Проблемы с очками
Каждый, кто хоть раз ходил на 3D-фильм в кинотеатр или на 3D-аттракцион в парк развлечений, знает, что 3D-очки играют главную роль в этом процессе. К сожалению, в случае с 3D-телевизорами это стало одной из самых больших проблем.
В гонке за первенство на рынке Samsung, Sony и Panasonic выпустили свои линейки телевизоров с "активными очками". Для получения 3D-эффекта активные очки оснащались затвором, который быстро открывался и закрывался, чередуясь 120 раз в секунду между левым и правым глазом, чтобы обмануть мозг и заставить его поверить в то, что вы смотрите в 3D. Справедливости ради следует отметить, что активные очки были лучшей из двух конкурирующих технологий, и изображение благодаря этой технологии было более четким. Однако активные очки тяжелы, требуют батареек и в целом неудобны для длительного ношения.
Для производителей телевизоров, таких как LG, "пассивные очки" оказались более удачным выбором и в большей степени соответствовали тем, которые потребители надевают во время просмотра 3D-фильмов в кинотеатре. Они были гораздо легче активных очков и не требовали питания, но в целом 3D-изображение в них было хуже. 3D-изображение было более размытым и не так эффективно предотвращало напряжение глаз, как активные очки. Поскольку пассивные очки от LG были выпущены гораздо позже, чем с конкурирующей технологией от Samsung и Panasonic это сразу же снизило их шансы на более широкое распространение.
Не говоря уже о технологиях, очки, как активные, так и пассивные, были дорогими. Если пара выходила из строя, ее замена могла превысить 100 долл. за пару, а это немалые расходы, особенно для семейного бюджета.
Впечатления от просмотра
Можно много говорить о разнице между просмотром фильма дома и в кинотеатре. Поход в кинотеатр — это опыт, который, скорее всего, случается лишь изредка, и когда он случается, у вас есть определенные ожидания. В случае с "Аватаром" невероятные цвета фильма в сочетании с отличным звуком и 3D стали кульминацией фильма, который не отпускал зрителей из кинотеатров в течение нескольких месяцев.
Производители телевизоров, как ни старались, не смогли стать 3D домашним кинотеатром. Очки были не слишком удобны, скорее всего, пришлось бы допокупать Blu-ray-плеер, совместимый с 3D, да и просто все было не так. Ощущение "кайфа" от просмотра фильмов в кинотеатре не передается дома, и быстро выяснилось, что 3D-телевизоры вызывают напряжение глаз, которое сказывается на их владельцах.
Еще одним гвоздем в крышку гроба 3D-телевизоров стало то, что большая часть доступного контента для 3D-телевизоров была конвертирована задним числом и зачастую не очень удачно. Результаты могут варьироваться от действительно отличных до откровенно ужасных, и это оттолкнуло многих людей от идеи обратить внимание на 3D-возможности своих телевизоров.
И последнее соображение связано с тем, что многие люди склонны оставлять телевизоры включенными в фоновом режиме. Как выяснилось, очень немногие владельцы 3D-телевизоров хотели носить 3D-очки часами напролет.
Третий заход не удался
После двух неудачных попыток внедрить 3D-телевидение в массы в 1928 г., а затем еще раз в во время Второй мировой войны, эксперимент 2010-2013 гг. стал третьим неудачным. По мере того, как к 2013 г. публика теряла интерес к моделям 3D-телевизоров, формат быстро умирал. Несмотря на то, что заранее запланированные модели продолжали поступать на полки магазинов вплоть до 2016 г., формат действительно считается завершившимся в 2013 г.
По случайному (или совсем не случайному) совпадению это произошло в то же время, когда в 2012 г. на рынке начали появляться 4K-телевизоры. Можно с уверенностью сказать, что эта технология, обеспечивающая значительно более высокое качество изображения по сравнению с 3D-телевизорами, оказала большее влияние на решения потребителей о покупке за последнее десятилетие, чем 3D-телевидение.
Даже когда производители телевизоров пробовали использовать различные технологии на закате популярности 3D, было слишком мало и слишком поздно. Даже модификация авто-стерео 3D, избавившая от ужасных очков, не смогло спасти технологию.
Вернутся ли когда-нибудь 3D-телевизоры?
Спустя пять с лишним лет после того, как 3D-телевизоры практически исчезли с прилавков магазинов, все еще существует вероятность их возрождения. То, что началось с выхода фильма "Аватар" в 2009 г., может вновь обрести успех благодаря сиквелу "Аватара", который вышел в прошлом году в 3D и 2D. Как бы маловероятно ни казалось, что технология 3D-телевидения вернется в дома миллионов людей уже в следующем году, всё возможно.
Интересно, что сочетание технологий 4K и 3D гораздо лучше, чем 1080p, которое использовалось во многих моделях в период с 2010 по 2013 год. С учетом этого, а также появления технологии, позволяющей получать 3D-изображение без очков, все возможно. Тем не менее, вероятность серьезного возрождения в лучшем случае кажется маловероятной, а в худшем - просто безумной.
Если вам понравилась статья, поставьте лайк и подпишитесь на наш канал! Мы также приветствуем ваши комментарии и критику. Статья подготовлена редакцией интернет-магазина EPLAZA.RU, официального интернет-магазина японской марки Panasonic, которой также принадлежит легендарный бренд Technics.