Найти в Дзене

Евгений Иванцов: Свой первый учебный план я сделал в инфографике

Евгений Владимирович Иванцов более 25 лет возглавляет Лицей №9 города Калуги. В этом здании работал великий ученый Константин Эдуардович Циолковский. Иногда Циолковским ученики называют самого Евгения Владимировича, который за долгие годы работы стал олицетворением мудрости и опыта. Евгений Владимирович, стаж Вашей педагогической династии насчитывает 592 года. Как складывался этот выдающийся путь? У меня и моей супруги много предков работало учителями. Наши династии объединились, когда мы с ней создали семью. В середине 1990-х годов возникла идея написать книгу о педагогических династиях Калужской области. В то время я работал в Институте усовершенствования учителей в Калуге и меня очень заинтересовал этот проект, который вдохновил провести исследования нашей педагогической династии. В моей семье четыре поколения педагогов, а у супруги два. Мои мама, папа, бабушка, практически все дяди и тёти, прадед посвятили жизнь учительству. Наш общий с супругой педагогический стаж составляет около

Евгений Владимирович Иванцов более 25 лет возглавляет Лицей №9 города Калуги. В этом здании работал великий ученый Константин Эдуардович Циолковский. Иногда Циолковским ученики называют самого Евгения Владимировича, который за долгие годы работы стал олицетворением мудрости и опыта.

Евгений Владимирович Иванцов
Евгений Владимирович Иванцов

Евгений Владимирович, стаж Вашей педагогической династии насчитывает 592 года. Как складывался этот выдающийся путь?

У меня и моей супруги много предков работало учителями. Наши династии объединились, когда мы с ней создали семью. В середине 1990-х годов возникла идея написать книгу о педагогических династиях Калужской области. В то время я работал в Институте усовершенствования учителей в Калуге и меня очень заинтересовал этот проект, который вдохновил провести исследования нашей педагогической династии. В моей семье четыре поколения педагогов, а у супруги два. Мои мама, папа, бабушка, практически все дяди и тёти, прадед посвятили жизнь учительству. Наш общий с супругой педагогический стаж составляет около 80 лет.

Вы по профессии учитель истории. Как оцениваете новый учебник истории России для 10-11 классов?

В работе над учебником трудно добиться совершенства, но новый учебник истории очень неплохой, а главное – своевременный. Понятно, что он ещё будет дорабатываться, но сейчас его издание актуально и необходимо.

Как Вы вспоминаете время, когда возглавляли Департамент образования Калуги?

Это было время с 1992 по 1994 год, которое я вспоминаю очень положительно. Тогда не было жесткой регламентации, и муниципалитеты имели больше полномочий, чем сейчас. Мы тогда много экспериментировали. В Калуге были открыты Гимназии и Лицеи. Например, когда в 1990 году открывали Гимназию №9, был объявлен конкурсный набор учителей. Далеко не все педагоги, работавшие в 9-й школе, попали в 9-ю Гимназию. Настолько серьёзной была конкуренция. Ещё могу сказать, что в тот период было совсем другое финансирование – возможностей в этом плане было гораздо больше.

Вы родились в 1961 году и Ваша юность выпала на 1960-70 годы, которые сейчас принято называть «застойными». Как Вы воспринимаете эту эпоху?

Я бы не назвал эти годы «застойными». Да, можно сказать, что был застой в экономике и политике, но для нас это были золотые годы. Не нужно было ломать голову и думать, что будет завтра. После окончания вуза тебе гарантировалась работа, были другие аспекты социальной стабильности. И самое интересное, что никто никому не запрещал творить, а это главный миф о советской эпохе, когда говорят о запретах, которые её сопровождали. В 1988 году я стал впервые директором школы – это была школа №27, которая находилась возле КЗАЭ. В этой школе училось почти тысяча учеников. Мне никто не запрещал заниматься педагогическим творчеством. Например, в каждой школе есть план работы. Я сделал этот план в графическом варианте от руки. Сейчас это называется инфографикой. Этот план без каких-либо проблем приняли руководители отдела образования. Он был понятным и состоял из разноцветных квадратиков: красный обозначал педсовет, зеленый – административное совещание. Согласитесь, что это не похоже на застой или отсталость.

Евгений Владимирович Иванцов (слева) в школьном музее
Евгений Владимирович Иванцов (слева) в школьном музее

Вы возглавляете Лицей №9 с 1997 года и отметили в прошлом году 25-летие своего директорства. Какие события за эту четверть века были в Вашей работе самыми важными?

Мне сложно разделить свою работу на периоды – это единый процесс. Если всё-таки отвечать на вопрос, ты выделю первые два года, когда я вникал в суть работы школы: традиции, педагоги, особенности программы. В 1999 году мы отмечали 120-летний юбилей школы и этим событием первый этап работы завершился. Второй очень важный этап наступил в 2004 году, когда мы начали издавать печатную школьную газету «Большая перемена». Это была инициатива старшеклассников и одного из учителей. С 2011 года начался третий важный этап. В этот год мы поменяли свой статус Гимназии и стали Лицеем. Именно тогда начинается наше развитие в сторону физико-математической направленности.

В 2020 году Губернатор Калужской области Владислав Шапша предложил создать в Калуге физико-математическую школу. Эта школа была создана в Вашем Лицее. Работает ли школа сейчас?

Да, сейчас в наших 10-11 классах следующая структура: два физико-математических класса и один социально-экономический, но в нём математика выступает одним из профильных предметов. При этом техническое направление развивается в нашей школе с 8 класса. Абсолютное большинство наших выпускников поступает именно в технические вузы: МФТИ, МГТУ имени Н.Э. Баумана.

В одной из Ваших биографий было сказано, что Вы занимаетесь военным моделированием. Как это выглядит?

Я делаю солдатиков в масштабе 1 к 30. Меня привлекает эпоха позднего Средневековья и эпоха Наполеоновских войн. Пытаюсь максимально точно реконструировать образ солдата: оружие, мундир, эполеты. Началось это увлечение ещё со школьных лет. Просто наскучило играть в обычных магазинных пластмассовых солдатиков.

В Лицее №9 в 2020 году провели капитальный ремонт кровли, в 2022 году была история со срочным ремонтом ограды Лицея. Какие сложности создаёт тот факт, что здание Лицея является объектом культурного наследия?

Эти сложности касаются проведения ремонта. Во-первых, нужно получить задание на проведение работ от регионального министерства культуры. Во-вторых, требуется найти организацию, которая сделает проект ремонта объекта культурного наследия, а это дорогостоящая процедура. В-третьих, требуется утверждение этого проекта. Затем идёт проведение торгов и другие сопутствующие процедуры. В итоге работы обходятся примерно в два раза дороже и дольше по времени, чем обычный ремонт рядовой общеобразовательной школы.

Мы знаем, что Вы поёте, сочиняете стихи и играете на гитаре. Во время работы педагогом Вы создали в школе клуб самодеятельной песни. Как это влияет на Вашу работу?

В 11-й школе каждый классный руководитель должен был вести два бесплатных кружка в неделю. Я вел занимательную географию и клуб самодеятельной песни. Сначала на кружок ходили восемь человек, а затем почти 70. Эта работа всегда помогала понять учеников.

Кто из отечественных бардов повлиял на Ваши песни?

На меня повлияли туристические песни Юрия Визбора, песни Александра Розенбаума.

А сейчас Вы выступаете в школе со своими песнями?

Часто выступаю с небольшим концертом на 8 марта. В этом году пел со сцены известную песню на стихи Николая Заболоцкого «Очарована, околдована».

Как бы Вы описали будущее системы образования Калужской области?

Образование в Калужской области я могу назвать одним из лучших в России. Надеюсь, что эта тенденция сохранится. Однако есть один вопрос, который периодически возникает. Этот вопрос кадровый. Мы должны думать, кем заменить учителей, которые выходят на пенсию. Больших очередей вблизи школ нет, поэтому вопрос о кадрах по-прежнему актуален. Этим летом в нашу школу пришли четыре педагога.